Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92



7

А56-83098/2024



985/2025-31885(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

01 июля 2025 года

Дело №

А56-83098/2024

     Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2025 года
     Постановление в полном объеме изготовлено 1 июля 2025 года
     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Жуковой Т.В., судей Кустова А.А., Серовой В.К.,
     при участии от акционерного общества «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» Матеуца К.В. (доверенность от 25.03.2025 № 121), от Министерства обороны Российской Федерации Купцова О.Н. (доверенность от 28.03.2025),
     рассмотрев 30.06.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  от 02.12.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2025 по делу № А56-83098/2024,

у с т а н о в и л:

     Государственное унитарное предприятие «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга», адрес: 190031, Санкт-Петербург, М. Морская ул.,  д. 12, лит. А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с федерального государственного казенного учреждения «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 101000, Москва, ул. Жуковского, д. 14, ОГРН 1035006114208, ИНН 5031006724 (далее - Учреждение), и федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 125167, Москва, Планетная ул., д. 3, корп. 2, этаж 1, пом. 3, ОГРН 1035009568736,  ИНН 5047041033 (далее - ФГАУ Росжилкомплекс), а при недостаточности  у них денежных средств - с Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284,  ИНН 7704252261 (далее - Минобороны России), 125 950 руб. 78 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, 55 749 руб. 06 коп. неустойки, начисленной по состоянию на 31.07.2024, а также неустойки, начисляемой с 01.08.2024 по дату фактического исполнения основного обязательства в соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
     Решением суда первой инстанции от 02.12.2024 с Учреждения,  а при недостаточности у него денежных средств в порядке субсидиарной ответственности - с Минобороны России в пользу Предприятия взысканы 52 787 руб. 32 коп. долга, 22 525 руб. 34 коп. неустойки, неустойка, начисляемая на сумму долга с 01.08.2024 по дату фактического исполнения основного обязательства исходя из части 14 статьи 155 ЖК РФ, 2674 руб.  в возмещение расходов на уплату государственной пошлины;  с ФГАУ Росжилкомплекс, а при недостаточности у него денежных средств  в порядке субсидиарной ответственности - с Минобороны России в пользу Предприятия взысканы 73 163 руб. 46 коп. долга, 33 223 руб. 72 коп. неустойки, неустойка, начисляемая на сумму долга с 01.08.2024 по дату фактического исполнения основного обязательства исходя из части 14 статьи 155 ЖК РФ, 3777 руб. в возмещение расходов на уплату государственной пошлины.
     Постановлением суда апелляционной инстанции от 13.03.2025 решение  от 02.12.2024 оставлено без изменения, на стороне истца проведено процессуальное правопреемство, Предприятие заменено на акционерное общество «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга».
     В кассационной жалобе Минобороны России, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие  выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 02.12.2024 и постановление от 13.03.2025, принять по делу новый судебный акт об отказе  в иске.
     По мнению подателя жалобы, суды не учли, что Предприятие не доказало факта незаселенности спорных помещений, а также необоснованно привлекли Минобороны России к субсидиарной ответственности; взысканная судами неустойка как несоразмерная последствиям нарушения обязательства  и подлежала снижению на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ); Учреждение является ненадлежащим ответчиком, поскольку с 12.02.2021 не потребляло коммунальные услуги, оказанные Предприятием в отношении помещения № 33.
     В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а ФГАУ Росжилкомплекс -  принять решение по жалобе в соответствии с действующим законодательством.
     В судебном заседании представитель Минобороны России настаивал  на удовлетворении кассационной жалобы, а представитель Предприятия возражал против ее удовлетворения.
     Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены  о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как следует из материалов дела и установлено судами, Российская Федерация является собственником жилых помещений (квартир) № 33 и 91, расположенных первая в д. 84, корп. 16, лит А, по Петергофскому шоссе  в Санкт-Петербурге, вторая - в корп. 6 указанного дома; квартира № 91  с 01.09.2021 по 30.06.2023 находилась в оперативном управлении  ФГАУ Росжилкомплекс, квартира № 33 с 01.06.2021 по 03.08.2021 -  в оперативном управлении ФГАУ Росжилкомплекс, с 04.08.2021 по 31.10.2023 - Учреждения.
     Оплату оказанных Предприятием в спорные периоды на основании  статьи 157.2 ЖК РФ услуг по горячему водоснабжению и отоплению  указанных помещений ответчики не обеспечили.
     В направленных ответчикам претензиях Предприятие потребовало погасить задолженность.
     Неудовлетворение претензий послужило основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с иском.
     Суд первой инстанции, установив периоды нахождения спорных  помещений в оперативном управлении ответчиков, признал исковые  требования обоснованными по праву и размеру.
     Апелляционный суд поддержал решение суда первой инстанции.
     Проверив законность принятых судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
     Статьями 309 и 310 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства  и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий  и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства  и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных указанным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
     В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом  или договором.
     Статьей 153 ЖК РФ установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение, а у нанимателя жилого помещения  по договору социального найма и по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда - с момента заключения таких договоров.
     В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
     В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным  со снабжением тепловой энергией, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ), если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
     Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами  или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
     В пункте 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 № 30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения» также разъяснено,  что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации,  не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость  отпущенной ему тепловой энергии.
     Согласно пункту 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с этим Кодексом.
     На основании абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
     Исходя из смысла статей 210 и 296 ГК РФ право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности  по содержанию имущества. На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования части 3 статьи 30, частей 1, 2, 3 статьи 153 ЖК РФ по содержанию общего имущества  в многоквартирном доме и внесению платы за жилое помещение  и коммунальные услуги.
     Таким образом, из положений статей 210, 249 ГК РФ, части 3 статьи 30, статей 36, 37, 39, 154, 158 ЖК РФ следует, что собственник помещения  в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в таком доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании  и содержании общего имущества, и взносов на капитальный ремонт.
     В силу пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются  с момента внесения соответствующей записи в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), если иное не установлено законом.
     Согласно пункту 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих  в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - Постановление № 10/22) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
     В отношении права оперативного управления на объекты недвижимого имущества действует специальное правовое регулирование, согласно которому право оперативного управления на объект недвижимости возникает у учреждения с момента регистрации такого права в ЕГРН.
     Данный правовой подход соответствует позиции, изложенной в абзаце втором пункта 5 Постановления № 10/22.
     Суды, установив на основании представленных в материалы дела доказательств факты нахождения жилых помещений в оперативном управлении ответчиков, определив периоды права оперативного управления, удовлетворили исковые требования в части 52 787 руб. 32 коп. долга за счет Учреждения, в части 73 163 руб. 46 коп. долга за счет ФГАУ Росжилкомплекс.
     Довод Минобороны России о непредставлении Предприятием документов, подтверждающих факт незаселенности квартир в спорные периоды, является несостоятельным, поскольку сторонами не оспаривалось, что спорные жилые помещения представляют собой специализированный жилищный фонд.
     Служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (подпункт 1 части 1 статьи 92 ЖК РФ).
     В соответствии с частью 7.5 статьи 155 ЖК РФ в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации.
     Как следует из части 9 статьи 157.2 ЖК РФ, положения названной статьи также распространяются на отношения с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3, 4, 6, 7 части 2 статьи 153 Кодекса.
     Правовое регулирование, предусмотренное статьей 157.2 ЖК РФ, не допускает заключения прямых договоров между нанимателями жилых помещений специализированного жилищного фонда и ресурсоснабжающей организацией.
     Требование Предприятия о взыскании с Учреждения неустойки, рассчитанной на основании части 14 статьи 155 ЖК РФ, по существу подателем жалобы не оспорено.
     Минобороны России полагает, что неустойка как явно несоразмерная последствиям нарушения обязательства подлежала снижению на основании статьи 333 ГК РФ, пункт 1 которой гласит: если подлежащая уплате  неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства,  суд вправе уменьшить неустойку; если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
     При рассмотрении спора суды не усмотрели оснований для применения статьи 333 ГК РФ и снижения размера неустойки.
     Как разъяснено в пункте 72 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности  за нарушение обязательств», основаниями для отмены в кассационном порядке судебного акта в части, касающейся уменьшения неустойки по правилам  статьи 333 ГК РФ, могут являться нарушение или неправильное применение  норм материального права, к которым, в частности, относятся снижение неустойки ниже установленного законом предела или уменьшение неустойки  в отсутствие заявления должника в случаях, установленных пунктом 1  статьи 333 ГК РФ.
     Нарушения или неправильного применения норм материального права  в части, касающейся применения статьи 333 ГК РФ, судами не допущено.
     Определение баланса между размером неустойки и последствиями нарушения обязательства относится к фактическим обстоятельствам дела, которые устанавливает суд при рассмотрении дела по существу.
     Минобороны России также выразило несогласие с привлечением  его к субсидиарной ответственности.
     Согласно пункту 3 статьи 123.21 ГК РФ учреждение отвечает  по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом.  При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества. По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам,  при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии  с абзацем первым пункта 6 статьи 123.22 ГК РФ может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения (абзац второй пункта 6 статьи 123.22 ГК РФ).
     Поскольку законодательство не предусматривало и не предусматривает соответствующего объема гарантий для кредиторов муниципальных автономных учреждений (начиная с момента появления такого вида учреждений), это ориентирует контрагентов на проявление необходимой степени осмотрительности еще при вступлении в гражданско-правовые отношения с субъектами, особенности правового статуса которых не позволяют в полной мере прибегнуть к институту субсидиарной ответственности, предполагая возможность использования существующих гражданско-правовых способов обеспечения исполнения обязательств.
     Между тем ряд кредиторов автономного учреждения по роду своей деятельности вступают в договорные отношения с учреждением в силу предусмотренной законом обязанности, при отсутствии права на отказ  от заключения договора. К таковым относятся контрагенты учреждения  по договорам ресурсоснабжения (гарантирующие поставщики, сетевые организации, тепло-, водоснабжающие организации и др.).
     В аспекте взаимодействия этих лиц с бюджетными учреждениями Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 12.05.2020  № 23-П указал, что их обязанность заключить соответствующий публичный договор направлена на защиту интересов потребителей ресурса,  что не исключает необходимости поддерживать баланс прав и законных интересов всех действующих в данной сфере субъектов, в частности теплоснабжающей организации - кредитора муниципального бюджетного учреждения.
     Применительно к таким контрагентам учреждений Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что положения пункта 5  статьи 123.22 ГК РФ не могут обеспечить надлежащего баланса между законными интересами должника и кредитора, поскольку не исключают злоупотреблений правом со стороны должников - муниципальных бюджетных учреждений, имущество которых в ряде случаев оказывается, по сути, «защищено» их публичным собственником от имущественной ответственности перед контрагентами. При отсутствии юридической возможности снять ограничения в отношении возложения субсидиарной ответственности  на собственника имущества бюджетного учреждения, в том числе муниципального (включая случаи недостаточности находящихся  в его распоряжении денежных средств для исполнения своих обязательств  из публичного договора теплоснабжения при его ликвидации), подобное правовое регулирование способно повлечь нарушение гарантируемых Конституцией Российской Федерации прав стороны, заключившей  и исполнившей публичный договор и не получившей встречного предоставления.
     В определении от 06.02.2023 № 309-ЭС22-18499 Судебная коллегия  по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации указала,  что по смыслу приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нарушение баланса прав и законных интересов  возникает не в связи с ликвидацией учреждения, а в силу обязанности  кредитора учреждения на основании положений статьи 426 ГК РФ вступить  в правоотношения по поставке ресурса с лицом, исполнение которым встречной обязанности по оплате этого ресурса в случае финансовых затруднений  не обеспечено эффективным инструментарием защиты прав поставщика,  в том числе возможностью взыскания задолженности с собственника  имущества учреждения.
     На основании изложенного суды обоснованно привлекли Минобороны России к субсидиарной ответственности.
     На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

     решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.12.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2025 по делу № А56-83098/2024 оставить  без изменения, а кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.  

Председательствующий

Т.В. Жукова

Судьи

А.А. Кустов
В.К. Серова