Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2025 года. Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2025 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Салтыковой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2025 по делу № А56-72569/2024,
у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Русмаркет», адрес: 123112, Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Пресненский, Пресненская наб., д. 12, оф. А34, ОГРН 1142315003203, ИНН 2315188335 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), о признании незаконным решения Комитета от 15.05.2024 № 05-15-20537/24-0-0 об отказе в заключении договора на размещение объекта, размещение которого может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, по пр. Наставников, 0,03 км западнее дома 10, лит. А; обязании Комитета в течение пяти календарных дней с момента вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем заключения договора на размещение объекта без проведения аукциона согласно заявлению Общества от 04.04.2024 № 1111-18 в отношении указанного выше земельного участка. Решением от 11.10.2024 заявленные требования удовлетворены. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2025 данное решение оставлено без изменения. Комитет в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, использование испрашиваемого земельного участка, представленного территорией с зелеными насаждениями (газоном), в заявленных целях нарушает режим использования территории зеленых насаждений, установленный Законом Санкт-Петербурга от 28.06.2010 № 396-88 «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге» (далее - Закон № 396-88). Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая выводы судов правильными. Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Комитет с заявлением от 04.04.2024 № 1111-18 о заключении с ним договора на размещение на части площадью 9 кв. м земельного участка (в границах контура в соответствии с прилагаемой схемой) в кадастровом квартале 78:11:0006107 объекта - наземного сооружения связи, представляющего опору связи высотой 29 м, являющегося объектом движимого имущества, сроком на три года. В заявлении указано, что ранее с Обществом был заключен договор от 04.06.2021 № 07/ЗР-00420/2021 на размещение в том же месте объекта связи сроком на три года. По результатам рассмотрения заявления Комитет принял решение от 15.05.2024 № 05-15-20537/24-0-0 об отказе в заключении договора на основании подпункта 9 пункта 4 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 08.11.2019 № 521-118 «О порядке и условиях размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута» (далее - Закон № 521-118), поскольку согласно представленному контуру испрашиваемая территория расположена в границах территории зеленых насаждений общего пользования местного значения № 11-35-59 «сквер б/н северо-западнее д. 8, корп. 1 по пр. Наставников», состоящей в Перечне территорий зеленых насаждений общего пользования городского значения; использование земельного участка в заявленных целях противоречит правовому режиму использования территорий зеленых насаждений. Общество, считая, что оснований для отказа в размещении опоры связи на испрашиваемой территории не имелось, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В соответствии со статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях, перечисленных в пункте 1 данной статьи, в том числе для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления сервитутов могут размещаться сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11). В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Порядок и условия размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, установлены Законом № 521-118. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 этого Закона сооружения связи размещаются на основании договора, заключаемого с уполномоченным органом без проведения аукциона. Исходя из пункта 5 той же статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении договора без проведения аукциона в случаях, перечисленных в данном пункте, а также в случаях, перечисленных в подпунктах 1 - 6, 8, 9, 11 - 13, 15 пункта 4 статьи 4 того же Закона. Согласно подпункту 9 пункта 4 статьи 4 Закона № 521-118 уполномоченный орган отказывает в размещении объекта, если размещение объектов на земельном участке и (или) использование земельного участка в указанных в заявлении целях не соответствует требованиям действующего законодательства, техническим регламентам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации. Решение Комитета мотивировано расположением испрашиваемого участка в границах территории зеленых насаждений общего пользования. Вопросы, связанные с размещением, использованием, воспроизводством, содержанием и учетом зеленых насаждений в Санкт-Петербурге, регулируются Законом № 396-88. Согласно статье 2 данного Закона территории зеленых насаждений подразделяются на виды, в том числе: - территории зеленых насаждений общего пользования - находящиеся в различных территориальных зонах территории общего пользования, занятые зелеными насаждениями, используемые в рекреационных целях неограниченным кругом лиц; - территории зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, - территории, занятые зелеными насаждениями или предназначенные для озеленения, находящиеся в зонах охраны источников питьевого водоснабжения, санитарно-защитных, шумозащитных, водоохранных, защитно-мелиоративных, противопожарных зонах, на территориях кладбищ, в границах полосы отвода автомобильных дорог, землеотвода железных дорог, инженерных сооружений, а также в иных зонах, требующих установления защитного озеленения, в том числе уличное озеленение в границах полосы отвода автомобильных дорог или в территориальной зоне улично-дорожной сети Санкт-Петербурга; - территории зеленых насаждений ограниченного пользования; - территории защитных лесов; - территории зеленых насаждений особо охраняемых природных территорий. В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона № 396-88 хозяйственная, градостроительная и иная деятельность в Санкт-Петербурге осуществляется с соблюдением требований по охране зеленых насаждений и территорий зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга. Во исполнение пункта 5 той же статьи постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 № 8 утверждены Правила охраны и использования территорий зеленых насаждений общего пользования, территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, территорий зеленых насаждений ограниченного пользования (далее - Правила). Пунктом 2 Правил установлен запрет на осуществление на территории зеленых насаждений хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на указанные территории и нарушающей возможность использования указанных территорий для экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных целей. В силу пункта 3 Правил на территориях зеленых насаждений запрещается размещать объекты капитального строительства (за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством). Приведенными выше положениями нормативных правовых актов непосредственно не установлен запрет на размещение на территории зеленых насаждений антенно-мачтового сооружения связи, являющегося движимым имуществом. Достаточные доказательства того, что размещение объекта, указанного в заявлении Общества, на испрашиваемой территории заявленной площадью и на определенных в заявлении условиях окажет негативное воздействие на территорию зеленых насаждений, а также приведет к невозможности использования соответствующей территории для экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных целей, Комитет вопреки требованиям статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ также не представил. Кроме того, ранее на основании решения Комитета от 21.05.2021 № 420-ИЗУ/Д между Комитетом и Обществом уже был заключен договор от 04.06.2021 № 07/ЗР-00420/2021 на размещение в том же месте объекта связи с такими же параметрами сроком на три года. Комитет не доказал, что в случае продолжения размещения объекта в том же месте зеленым насаждениям будет нанесен больший вред, чем в случае демонтажа объекта в связи с прекращением действия договора. При таком положении суды правомерно пришли к выводу о незаконности оспариваемого отказа и удовлетворили заявленные требования Общества. Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов. Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.04.2025 по ходатайству Комитета исполнение решения было приостановлено до окончания производства в арбитражном суде кассационной инстанции. В связи с завершением рассмотрения кассационной жалобы и оставлением обжалуемых судебных актов в силе приостановление исполнения следует отменить. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2025 по делу № А56-72569/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения. Приостановление исполнения решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2024 и постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2025 по настоящему делу отменить.
|