Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М., рассмотрев 24.06.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытое акционерное общество Агрофирма «Водстрой»-(ПМК-1) на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2025 по делу № А21-8988/2024, у с т а н о в и л: закрытое акционерное общество Агрофирма «Водстрой»-(ПМК-1) (238300, Калининградская обл., г. Гурьевск, Калининградское ш., зд. 17; ОГРН 1023902297980; ИНН 3917000230; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области (236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1; ОГРН 1153926037165; ИНН 3906976260; далее - Министерство) от 03.06.2024 № 214 о приостановлении права пользования участком недр местного значения, предоставленного по лицензии КЛГ 01876 ТР, зарегистрированной 02.07.2003. Решением суда первой инстанции от 24.12.2024 заявленные требования удовлетворены. Постановлением суда апелляционной инстанции от 02.04.2025 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано. В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, оспариваемый приказ является неправомерным. Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства. Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании лицензии на пользование недрами КЛГ 01876 ТР (дата регистрации 02.07.2003) Общество осуществляет геологическое изучение и добычу строительных песков на проявлении «Цветково» в Гурьевском районе Калининградской области. Срок действия лицензии приказом Министерства от 09.02.2016 № 31 продлен до 01.01.2026. Приложением № 1 к лицензии является лицензионное соглашение об условиях геологического изучения и добычи песчано-гравийного материала на проявлении «Цветково», являющееся неотъемлемой частью лицензии (далее - условия пользования недрами). В соответствии с пунктом 4.2.3 условий пользования недрами добыча песчано-гравийного материала производится в соответствии с утвержденным проектом разработки. Проектом разработки месторождения, согласованным письмом Ростехнадзора от 29.12.2005 № 15-6739, годовой уровень добычи установлен в объеме 20 тыс. куб.м. Согласно сведениям федеральной государственной статистической отчетности по форме 5-гр Обществом добыто в 2021 году 0,6 тыс. куб.м., в 2022 году добыто 2,4 тыс. куб.м., а в 2023 году - 10,1 тыс. куб.м. строительного песка. Исходя из утвержденных проектных решений (разделом 3.2. «Горные работы» вовлекаемые в разработку запасы месторождения «Цветково» обеспечат работу карьера в течение 16 лет - согласованный к отработке месторождения срок истек в 2021 году), а также систематического нарушения Обществом условий проектной документации в части годового уровня добычи Министерство уведомило его о необходимости подготовить и утвердить новую проектную документацию. Приказом Министерства от 03.06.2024 № 214 право пользования участком недр приостановлено в связи с осуществлением Обществом пользования участком недр без утвержденной проектной документации, предусмотренной статьей 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон № 2395-1), до устранения обстоятельств, вызвавших ее приостановление. Общество не согласилось с приказом о приостановлении права пользования недрами и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции, придя к выводу об отсутствии у Министерства оснований для приостановления права пользования недрами, удовлетворил заявленные требования. Суд апелляционной инстанции, исходя из правомерности оспариваемого приказа, отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленных требований. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего. В соответствии с пунктом 5 части первой статьи 12 Закона № 2395-1 лицензия на пользование недрами должна содержать срок действия лицензии на пользование недрами (срок пользования участком недр, предусмотренный статьей 10 настоящего Закона). Согласно статье 23.2 Закона № 2395-1 разработка месторождений полезных ископаемых, добыча полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих горных пород (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки), осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2127 (далее - Постановление № 2127), вступившим в силу с 01.03.2022, утверждены Правила подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами. Как указано в пункте 4 Постановления № 2127, технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых, технические проекты строительства и эксплуатации подземных сооружений, технические проекты ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, согласованные и утвержденные пользователем недр до дня вступления в силу настоящего постановления, действуют до окончания срока их действия и их приведение в соответствие с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, не требуется. Поскольку в силу пункта 5 части первой статьи 12 Закона № 2395-1 Общество вправе осуществлять пользование участком недр в срок, установленный приказом Министерства от 09.02.2016 № 31, - до 01.01.2026, и лицензиату в установленном порядке письмом Ростехнадзора от 29.12.2005 № 15-6739 утвержден проект разработки месторождения, приведение которого в соответствие с Правилами, утвержденными Постановлением № 2127, не требуется, ссылка Министерства на то, что поскольку согласованный к отработке месторождения срок истек в 2021 году, пользователю недр необходимо разработать новый технический проект разработки месторождения полезных ископаемых, неправомерна. В силу подпункта «а» пункта 6 Приложения № 11 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации» в период со дня вступления в силу данного постановления Правительства Российской Федерации по 31.12.2025 допускается уменьшение фактической годовой добычи твердых полезных ископаемых не более чем на 80 процентов от проектной величины, утвержденной в техническом проекте разработки месторождения полезных ископаемых, без внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых по письменному уведомлению пользователем недр Федерального агентства по недропользованию или его территориального органа, а в отношении участков недр местного значения - исполнительного органа субъекта Российской Федерации. Как установлено судами двух инстанций, согласно сведениям федеральной государственной статистической отчетности по форме 5-гр Обществом добыто в 2021 году 0,6 тыс. куб.м., в 2022 году - 2,4 тыс. куб.м. строительного песка. Из материалов дела так же усматривается, что в 2023 году Обществом добыто 10,1 тыс. куб.м. строительного песка (приложение к возражениям на отзыв Министерства; том 1, л.д. 59). Таким образом, так же является неправомерной ссылка Министерства на систематическое нарушение Обществом условий проектной документации в части годового уровня добычи полезных ископаемых. Согласно пункту 3 части первой статьи 20.1 Закона № 2395-1 осуществление права пользования недрами может быть приостановлено органами, указанными в части первой статьи 21 настоящего Закона, в случае осуществления пользователем недр права пользования участком недр, предусмотренным лицензией на пользование недрами, без утвержденной в установленном порядке проектной документации, предусмотренной статьями 23.2 и (или) 23.6 настоящего Закона. Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Министерства оснований для приостановления права пользования недрами, о несоответствии оспариваемого приказа упомянутым нормам, а также о нарушении прав и законных интересов заявителя. В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции, что в силу пункта 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции и оставления в силе решения суда первой инстанции. Судебные расходы подлежат распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2025 по делу № А21-8988/2024 отменить. Решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.12.2024 по тому же делу оставить в силе. Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области (236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1; ОГРН 1153926037165; ИНН 3906976260) в пользу закрытого акционерного общества Агрофирма «Водстрой»-(ПМК-1) (238300, Калининградская обл., г. Гурьевск, Калининградское ш., зд. 17; ОГРН 1023902297980; ИНН 3917000230) 50 000 руб. судебных расходов на оплату государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
|