Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Карсаковой И.В., судей Васильевой Е.С., Журавлевой О.Р., рассмотрев 01.07.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по культуре и туризму Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.09.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2025 по делу № А21-7898/2024, у с т а н о в и л: Министерство по культуре и туризму Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1133926000889, ИНН 3906285632 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя Бардова Олега Викторовича, адрес: 236029, Калининград, ОГРНИП 322392600035773, ИНН 519300506549, в доход бюджета Калининградской области 5 670 000 руб. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области. Решением суда первой инстанции от 30.09.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.03.2025, в удовлетворении иска отказано. В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неверное применение судами норм материального и процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение. Как указывает податель жалобы, судами не дана надлежащая оценка доводам Министерства о том, что предпринимателем Бардовым О.В. допущено нарушение срока исполнения обязательств по соглашению от 16.09.2022 № 30-2022-003769, поскольку предусмотренное данным соглашением расходование гранта с учетом дополнения к нему (один из семи пунктов «на приобретение подъемника для инвалидов для бассейна, и его установка») осуществлено за пределами срока, согласованного сторонами. Также податель жалобы ссылается на нарушение предпринимателем пункта 4.3.4.1 названного соглашения о представлении в установленный срок отчета о расходах. Министерство полагает, что непринятие предпринимателем своевременных мер по заключению дополнительного соглашения в целях изменения срока реализации проекта порождает возникновение обязанности по возврату гранта в бюджет. В отзывах на кассационную жалобу предприниматель и Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными. До начала судебного заседания Министерство, и третье лицо заявили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своих представителей. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению кассационной жалобы. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 02.08.2022 № 408 «О предоставлении из областного бюджета грантов в форме субсидий в рамках реализации регионального проекта «Развитие туристической инфраструктуры (Калининградская область)» национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» (далее - Порядок № 408) и на основании заявки предпринимателя от 15.08.2022 между Министерством и предпринимателем Бардовым О.В. заключено соглашение от 16.09.2022 № 30-2022-003769 (далее - Соглашение) о предоставлении из бюджета Калининградской области грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Предметом Соглашения являлось предоставление из бюджета Калининградской области в 2022 году предпринимателю гранта в форме субсидии на поддержку общественных инициатив по созданию модульных некапитальных средств размещения (кемпингов и автокемпингов), на государственную поддержку развития инфраструктуры туризма в рамках реализации регионального проекта «Развитие туристической инфраструктуры (Калининградская область)», обеспечивающую достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», в соответствии с государственной программой Калининградской области «Туризм», утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 01.02.2022 № 45, для реализации предпринимателем следующих проектов: - создание кемпинга «На природу с комфортом»; - организация круглогодичного функционирования и расширение доступности плавательного бассейна «Доступная среда». Общая сумма гранта составила 10 460 000 руб., из которого на организацию круглогодичного функционирования и расширения доступности плавательного бассейна «Доступная среда» составила 5 670 000 руб., перечисленная платежным поручением от 27.09.2022 № 752936. Согласно приложению № 1 Соглашения в перечень затрат, источником финансового обеспечения которых является грант проекта по организации круглогодичного функционирования и расширению доступности плавательного бассейна «Доступная среда», включены: монтаж и установка фильтровальной установки для бассейна, павильон для бассейна, подъемник для инвалидов для бассейна, установка, монтажные работы по установке павильона, обустройство прилегающей территории, материалы для террасы, монтажные работы по установке террасы. Впоследствии Министерство и предприниматель Бардов О.В. подписали дополнительное соглашение от 28.12.2022 № 30-2022-003769/1, в приложении № 1 «Значение результатов предоставления гранта» которого указано, что результат предоставления гранта - круглогодичный функционирующий плавательный бассейн, доступный для лиц с ограниченными возможностями здоровья, должен быть достигнут до 01.04.2023. Вместе с тем Министерство, ссылаясь на пункт 48 Порядка № 408 о том, что грант должен быть использован в полном объеме в течение срока реализации проекта, установленного паспортом проекта, но не позднее 31 декабря года, в котором было заключено соглашение, и пункт 51 Порядка предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидии на осуществление государственной поддержки развития инфраструктуры туризма, установленного приложением № 3 Порядка № 408, значения показателей, необходимых для достижения результата предоставления гранта, устанавливаются Министерством в Соглашении, и, указывая на установку подъемника для инвалидов для бассейна за пределами срока Соглашения, как следствие, полагая значения результата и показателя предоставления гранта недостигнутыми (пункт 59 Порядка № 408), направило предпринимателю требование от 16.04.2024 № 2450-АЕ о возврате средств гранта в бюджет Калининградской области в размере 5 670 000 руб. Предприниматель, заявив о проведении проверки по вопросу указанных Министерством нарушений и продлении сроков для подготовки позиции, оставил без удовлетворения полученное требование. Указанные обстоятельства послужили Министерству основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым иском. Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, в удовлетворении требований Министерству отказал. Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал. Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие их выводов представленным доказательствам, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы. Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за установленными в этой норме исключениями), выполнением работ, оказанием услуг. В силу пункта 3.1 статьи 78 БК РФ, в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии с пунктом 7 статьи 78 БК РФ в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление, в том числе в соответствии с решением Президента Российской Федерации, юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурентной основе. Гранты в форме субсидий, указанные в данном пункте, за исключением грантов, порядок предоставления которых определен решением Президента Российской Федерации, предоставляются из федерального бюджета - в соответствии с порядком, указанным в подпункте 1 пункта 2 названной статьи; из бюджета субъекта Российской Федерации - в соответствии с порядком, указанным в подпункте 2 пункта 2 или пункте 2.1 данной статьи; из местного бюджета - в соответствии с порядком, указанным в подпункте 3 пункта 2 или пункте 2.1 указанной статьи. Согласно пункту 2 Порядка № 408 целью предоставления грантов является финансовое обеспечение части затрат на реализацию общественных инициатив юридических лиц (за исключением некоммерческих организаций, являющихся государственными (муниципальными) учреждениями) и индивидуальных предпринимателей, направленных на создание модульных некапитальных средств размещения (кемпингов и автокемпингов), объектов кемпинг-размещения, кемпстоянок, а также на приобретение кемпинговых палаток и других видов оборудования, используемого для организации пребывания (ночлега), обустройство жилой и рекреационной зон, оборудование санитарных узлов (мест общего пользования), обеспечение доступа для лиц с ограниченными возможностями здоровья, создание системы визуальной информации и навигации, за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых является в том числе субсидия из федерального бюджета, в рамках реализации регионального проекта «Развитие туристической инфраструктуры», обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Развитие туристической инфраструктуры (Калининградская область)», входящего в состав национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Пунктом 59 Правил № 408 предусмотрено, что в случае установления факта нарушения получателем гранта условий, установленных при предоставлении гранта, которое выявлено по фактам проверок, проведенных Министерством и органом государственного финансового контроля, а также в случае недостижения значений результата и показателя, необходимого для достижения результата предоставления гранта, грант подлежит возврату в областной бюджет. Как следует из материалов дела, в рамках Соглашения предпринимателю Бардову О.В. предоставлен грант в размере 5 670 000 руб. на организацию круглогодичного функционирования и расширения доступности плавательного бассейна «Доступная среда» сроком до 01.04.2023 (монтаж и установка фильтровальной установки для бассейна, павильона для бассейна, подъемника для инвалидов для бассейна, его установка, монтажные работы по установке павильона, обустройство прилегающей территории, материалы для террасы, монтажные работы по установке террасы). Предпринимателем представлены в Министерство значения результатов предоставления гранта, которые приняты последним. Министерство, требуя возврат гранта, ссылается на приобретение предпринимателем подъемника для инвалидов для бассейна, его установку после 01.04.2023. Вместе с тем судами установлено и следует из материалов дела, что грант использован для реализации установленных в Соглашении целей, в том числе на приобретение подъемника и его установку. Предпринимателем представлены пояснения относительно неисполнения в установленный срок спорного показателя (предпринятые им действия в целях приобретения подъемника), а также документы на приобретение данного подъемника и его установку (договор поставки подъемника от 26.06.2023). Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывая обстоятельства конкретного дела, принимая во внимание, что Министерство не оспаривает целевое использование полученных бюджетных средств и не опровергает доводы предпринимателя о приобретении подъемника и результаты проверок, подтверждающих целевое расходование средств гранта, и предпринимателем представлены документальные доказательства недостижения лишь одного значения к установленному в Соглашении с учетом дополнительного соглашения сроку до 01.04.2023 и исполнения данного значения позднее, суды не установили недобросовестности действий предпринимателя, направленных на создание условий для получения гранта без надлежащего исполнения обязательств по использованию бюджетных ассигнований, и признали недоказанным наличие у последнего умысла на заведомо недобросовестное осуществление прав, совершение им недобросовестных действий, направленных на искусственное создание условий для получения гранта и нарушение условий его использования. Исходя из положений Бюджетного кодекса Российской Федерации необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению. Судами правомерно учтено, что субсидии предоставляются получателям на безвозмездной и безвозвратной основе, в рассматриваемом случае факт целевого использования средств субсидии Министерством не оспорен, недобросовестное поведение ответчика судами не установлено, поскольку Предпринимателем были приняты все необходимые меры для достижения цели обязательства и результата предоставления гранта в целом, при установленных судами обстоятельствах не может в данном конкретном случае являться основанием для возврата гранта. Изложенные в кассационной жалобе доводы повторяют позицию Министерства по делу, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом округа не выявлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется. С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.09.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2025 по делу № А21-7898/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства по культуре и туризму Калининградской области - без удовлетворения.
|