Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92


А26-7690/2024


928/2025-33143(1)


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

30 июня 2025 года

Дело №

А26-7690/2024


     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
     при участии от общества с ограниченной ответственностью «Гарантия-Плюс» Береснева Д.С. (доверенность от 09.01.2025),
     рассмотрев 23.06.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Гарантия-Плюс» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.10.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2025 по делу № А26-7690/2024,

у с т а н о в и л:

     Общество с ограниченной ответственностью «Гарантия-Плюс», адрес: 185001, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Советская ул., д. 31, пом. 15, ОГРН 1051000005759, ИНН 1001161531 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Фридриха Энгельса, д. 4, ОГРН 1091001011265, ИНН 1001225288 (далее - Комитет), от 18.07.2024  № ЛК 117/067/238.
     Решением суда первой инстанции от 10.10.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.02.2025, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
     В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять по делу новый - об удовлетворении заявления. Податель жалобы указывает, что Обществом не были допущены нарушения требований действующего жилищного законодательства, поскольку пунктом 5.2 договора управления многоквартирным домом предусмотрено, что управляющая организация имеет право самостоятельно определять приоритеты расходования внесенной платы за техническое обслуживание в пределах годовой сметы, в случае недостаточности средств по отдельным статьям расходов управляющая организация имеет право выполнять работы за счет собственных средств, с последующим возмещением произведенных ею расходов собственниками дома; договор управления является действующим, условия договора не изменялись. Таким образом, согласие собственников на несение управляющей организацией дополнительных расходов при необходимости и возмещение их собственниками помещений многоквартирного дома предусмотрено договором управления, в связи с чем, по мнению подателя жалобы, выставление платы по строке «Дополнительная плата за содержание ОИ» не является односторонним изменением размера платы за содержание жилого помещения, а является возмещением понесенных управляющей организацией расходов в соответствии с условиями договора управления, и не является нарушением лицензионных требований.
     Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
     В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Комитета, извещенного надлежащим образом о времени и месте ее рассмотрения.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Петрозаводск, ул. Григорьева, д. 1 (далее - МКД) на основании договора управления и лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 30.04.2015 № 54.
     В связи с обращением гражданина (от 23.05.2024 № 3359-о), проживающего в спорном МКД, содержащем сведения о нарушении Обществом лицензионных требований при управлении МКД, на основании решения от 20.06.2024 № ЛК 117/Р/234 Комитетом в период с 21.06.2024 по 18.07.2024 проведена внеплановая документарная проверка в отношении управляющей организации, по результатам которой Комитетом выявлены и в акте от 18.07.2024 № ЛК 117/А/234 отражены нарушения Обществом части 2 статьи 154, части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а именно: неправомерное выставление дополнительной платы в платежных документах за период с марта по июнь 2024 года собственникам/нанимателям помещений в МКД по строке «Дополнительные работы по содержанию ОИ МКД».
     Установив изложенное, предписанием от 18.07.2024 № ЛК 117/067/238 Комитет обязал Общество в течение 20 рабочих дней с момента получения предписания устранить допущенные нарушения - выполнить корректировку платы собственникам МКД, выставленной в платежных документах за период с марта по июнь 2024 года по строке «Дополнительные работы по содержанию общего имущества МКД» в размере 5,38 руб./кв. м, путем ее исключения.
     Общество, полагая, что предписание является незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
     Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно руководствуясь следующим.
     В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
     Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
     В соответствии с частью 1, 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника/нанимателя помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
     Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи.
     Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
     Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование (часть 1 статьи 44 ЖК РФ).
     В силу подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила № 416), управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением, в том числе, следующих стандартов:
     - организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе:
     - начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
     - оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
     Основанием для выставления платежных документов собственникам/нанимателям помещений многоквартирного дома является законное управление многоквартирным домом, подтверждением которого является, в том числе договор управления.
     Согласно части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
     Процедура установления и изменения платы за управление и содержание общего имущества в многоквартирном доме регламентирована нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к положениям гражданского законодательства и направлены, прежде всего, на обеспечение гарантии прав и интересов собственников жилых помещений как более слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.
     Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает возможность повышения размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома (платы за жилое помещение) управляющей организацией по своему усмотрению в отсутствие решения собрания собственников помещений.
     Решение об установлении дополнительной платы за услуги, оказываемые собственникам помещений, может быть принято только общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, так как в компетенцию общего собрания собственников помещений входит вопрос об установлении размера платы за содержание жилого помещения.
     Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с протоколом от 17.10.2022 № 2/2022 общего собрания собственниками помещений в МКД было принято решение с 01.11.2022 утвердить перечень расходов на техническую эксплуатацию общего имущества многоквартирного дома, включающую плату за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества МКД в размере 27,92 руб./кв. м.
     На основании многочисленных обращений жителей МКД, поступивших с января 2024 года по вопросу засора канализации, и акта технического обследования от 15.02.2024 Общество заключило с подрядной организацией ООО «ЭнергоСтройСервис» договор от 01.03.2024 на выполнение неотложных (аварийных) работ по замене канализационного выпуска и трубопровода внутридомовой инженерной системы водоотведения в подвальном помещении, асфальтированию дворового проезда после производства земляных работ.
     Фактическое выполнение и оплата работ общей стоимостью 153 693 руб. подтверждается актами (нарядами) выполненных работ и платежным поручением от 19.03.2024 № 465.
     Суды обоснованно указали, что указанные работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем водоотведения в многоквартирных домах, в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (пункту 12 Приложения № 7), являются работами текущего характера. Кроме того, работы по надлежащему содержанию общего имущества в МКД должны проводиться управляющей организацией в рамках подготовки к отопительному сезону, выставление дополнительной платы за выполнение работ по восстановлению работы внутридомовой инженерной системы водоотведения (замена канализационного выпуска) должно осуществляться на основании решения общего собрания собственников помещений МКД.
     В рамках проверки Комитетом было установлено, что собственниками/нанимателями помещений в МКД решение о проведении работ по замене канализационного выпуска и выставление дополнительной платы в платежных документах за период с марта по июнь 2024 года не принималось.
     Обществом не подтверждена недостаточность средств, собранных в собственников помещений МКД в качестве платы за содержание и текущий ремонт общего имущества МКД в утвержденном протоколом от 17.10.2022 № 2/2022 размере 27,92 руб./кв. м, для проведения работ в целях надлежащего содержания систем водоотведения (в том числе работ по замене канализационного выпуска по договору с ООО «ЭнергоСтройСервис» от 01.03.2024).
     Таким образом, Комитет пришел к обоснованному выводу о том, что выставление дополнительной платы в платежных документах за период с марта по июнь 2024 года собственникам/нанимателям помещений в МКД по строке «Дополнительные работы по содержанию общедомового имущества МКД» произведено управляющей компанией неправомерно и является нарушением части 2 статьи 154, части 7 статьи 156 ЖК РФ.
     При таких обстоятельствах, суды справедливо заключили, что оспариваемое предписание соответствует нормам законодательства, выдано Комитетом в пределах предоставленных полномочий и при наличии достаточных фактических оснований.
     Оснований не согласиться с приведенными выводами судов у кассационной инстанции не имеется.
     Фактически доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании требований законодательства, иной оценке доказательств по делу, переоценке выводов судебных инстанций, не опровергают выводы судов и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
     При изложенных выше обстоятельствах выводы судебных инстанций соответствуют нормам права и материалам дела, судами дана надлежащая правовая оценка представленным в материалы дела доказательствам и доводам участвующих в деле лиц, в связи с чем, судебной коллегией суда округа правовые основания к отмене обжалованных судебных актов не установлены.
     Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд  Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

     решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.10.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2025 по делу № А26-7690/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Гарантия-Плюс» - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.А. Аникина

Судьи

О.А. Алешкевич
И.Г. Савицкая