Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Савицкой И.Г., Толкунова В.М., при участии от закрытого акционерного общества «Фиро-О» Босой А.О. (доверенность от 18.03.2025), рассмотрев 01.07.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Фиро-О» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2025 по делу № А56-28955/2023, у с т а н о в и л: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (191124, г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, стр. 1; ОГРН 1077847192609; ИНН 7842354966; далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к закрытому акционерному обществу «Фиро-О» (188870, Ленинградская обл., Выборгский р-н, Песчаный пр-д, зд. 7, пом. 1; ОГРН 1034700875494; ИНН 4704020628; далее - Общество) о возложении на него обязанности по исполнению обязательств по договорам аренды от 15.12.2008 № 2-2008-12-110-3, № 2-2008-12-111-3, № 2-2008-12-112-3 в части осуществления мероприятий по лесопатологическому обследованию (далее - ЛПО) на лесных участках в Ленинском, Тарасовском, Линдуловском, Рябовском, Пионерском участковых лесничествах Рощинского лесничества в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу (с учетом уточнения исковых требований). К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Алемс» (194044, г. Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский пр., д. 64, лит. В, оф. 508; ОГРН 1079847042934; ИНН 7813366886), общество с ограниченной ответственностью «Эксилес» (190068, г. Санкт-Петербург, пер. Кустарный, д. 4, лит. А, пом. 4-Н, комн. 2; ОГРН 1044700879706; ИНН 4704057297), общество с ограниченной ответственностью «Цементно-бетонные изделия» (190020, г. Санкт-Петербург, Нарвский пр., д. 14, корп. 2, лит. А, пом. 6Н, оф. 1; ОГРН 1034700557110; ИНН 4703041174). Решением суда первой инстанции от 29.01.2024 иск удовлетворен. Постановлением суда апелляционной инстанции от 20.02.2025 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы жалобы. Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, между Комитетом (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключены договоры аренды лесных участков от 15.12.2008 №№ 2-2008-12-110-3, 2-2008-12-111-3, 2-2008-12-112-3, находящихся в Ленинском, Тарасовском, Линдуловском, Рябовском, Пионерском участковых лесничествах Рощинского лесничества. Согласно подпункту «з» пункта 18 договоров арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с проектом освоения лесов. В ходе маршрутного патрулирования лесничим выявлено и зафиксировано в актах от 29.09.2021, 11.11.2021, 28.11.2021, 02.12.2021, 30.01.2022, 13.10.2022, 07.12.2022, 21.12.2022, 20.01.2023 наличие усыхающих насаждений на территории лесных кварталов, переданных в аренду Обществу. Комитет направил Обществу требования от 24.01.2023, 30.01.2023, 31.01.2023, 02.02.2023 о проведении ЛПО на лесных участках в срок 30 календарных дней с момента получения требования. В связи с тем, что указанные требования не были исполнены в установленный срок, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, придя к выводу об их правомерности и обоснованности. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего. В соответствии с частью 1 статьи 60.2 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов. Согласно пункту 3 части 1 статьи 60.3 ЛК РФ меры санитарной безопасности в лесах включают в себя проведение ЛПО. Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 60.3 ЛК РФ); порядок проведения ЛПО, форма акта ЛПО устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 4 статьи 60.6 ЛК РФ). Правительство Российской Федерации постановлением от 09.12.2020 № 2047 утвердило Правила санитарной безопасности в лесах (далее - Правила), а Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации приказом от 09.11.2020 № 910 - порядок проведения лесопатологических обследований (далее - Порядок № 910). Согласно подпункту «а» пункта 5 Правил проведение ЛПО и предупреждение распространения вредных организмов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, обеспечиваются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. В соответствии с пунктом 15 Правил в случаях, когда по результатам проверки информации об обнаружении погибших и поврежденных лесных насаждений подтверждено наличие в таких насаждениях признаков их повреждения, лицами, указанными в пункте 5 настоящих Правил, должно быть обеспечено проведение ЛПО. Уполномоченные органы обязаны в 10-дневный срок со дня проверки информации об обнаружении погибших и поврежденных лесных насаждений проинформировать лицо, которому лесной участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, о необходимости проведения ЛПО на соответствующем лесном участке. Санитарно-оздоровительные мероприятия (рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, уборка неликвидной древесины (рубки древесины, утратившей потребительские свойства из-за повреждений гнилью, стволовыми вредителями, а также в результате пожаров и других неблагоприятных воздействий) в лесном насаждении, назначенные по результатам ЛПО, проводятся в первую очередь в сроки, рекомендованные актом обследования, но не позднее 2 лет с даты проведения ЛПО. Как предусмотрено абзацем первым пункта 16 Правил, уполномоченными органами обеспечивается проведение ЛПО в срок не позднее одного года со дня проверки информации об обнаружении погибших и поврежденных лесных насаждений, за исключением случаев, указанных в абзаце втором настоящего пункта. В силу абзаца второго пункта 16 Правил лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, обеспечивается проведение ЛПО в срок не позднее одного года со дня получения от уполномоченных органов информации о необходимости проведения такого ЛПО. Согласно пункту 1 Порядка № 910 при проведении ЛПО осуществляется комплекс мероприятий, включающий оценку санитарного состояния насаждений с нарушенной и утраченной устойчивостью и (или) обследование насаждений, поврежденных (пораженных) вредителями (болезнями) леса, проводимый визуальным (рекогносцировочным) и инструментальным (детальным) способами. В силу пункта 49 Порядка № 910 по результатам ЛПО составляется акт ЛПО в срок не позднее 30 календарных дней с момента его проведения, в том числе в электронном виде. В соответствии с пунктом 55 Порядка № 910 после подписания исполнителем акт в течение 2-х рабочих дней направляется в уполномоченные органы для утверждения и опубликования. В течение 10 рабочих дней со дня поступления акта с приложениями уполномоченные органы рассматривают акт и при отсутствии замечаний его утверждает руководитель уполномоченного органа или его заместитель (пункт 56 Порядка № 910). В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что на территории лесных участков, переданных в аренду Обществу, выявлено наличие усыхающих насаждений. При этом, как установили суды, доказательств проведения на арендуемых лесных участках санитарно-оздоровительных мероприятий, предусмотренных подпунктом «з» пункта 18 договоров аренды и действующим законодательством, в том числе ЛПО, ответчиком в материалы дела не представлено. В связи с этим суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности и обоснованности исковых требований о возложении на ответчика обязанности провести ЛПО на арендуемых лесных участках с целью проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, с чем согласился и суд апелляционной инстанции. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов. Доводы Общества, изложенные в жалобе, были рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие подателя жалобы с выводами судов, а также иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2025 по делу № А56-28955/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Фиро-О» - без удовлетворения.
|