Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92



3

А05-7095/2024



791/2025-33600(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

07 июля 2025 года

Дело №

А05-7095/2024

     Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2025 года.
     Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2025 года.
     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троховой М.В., судей Герасимовой Е.А., Кравченко Т.В.,
     рассмотрев 25.06.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда Архангельской области от 17.01.2025 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2025 по делу № А05-7095/2024,

у с т а н о в и л:

     решением Арбитражного суда Архангельской области от 16.07.2024 Гараджаева Наталья Геннадьевна признана несостоятельной (банкротом); в отношении нее введена процедура реализации имущества гражданина. Финансовым управляющим должника утвержден Еловский Александр Николаевич.
     Федеральная налоговая служба, адрес: 127381, Москва, Неглинная улица, дом 23, ОГРН 1047707030513, ИНН 7707329152 (далее - ФНС) обратилась в суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника (далее  - реестр) требования в размере 1 196 014 руб. 91 коп., в том числе 220 252 руб. 49 коп. задолженности по страховым взносам - во вторую очередь реестра, 779 600 руб. недоимки и 196 161 руб. 76 коп. пени - в третью очередь реестр.
     Определением от 17.01.2025 требование ФНС в размере 207 242 руб.              50 коп. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование признано обоснованным и подлежащим включению во вторую очередь реестра; остальное требование в размере 771 797 руб. недоимки, 20 813 руб. 65 коп. страховых взносов и 196 161 руб. 76 коп. пени признано обоснованным и подлежащим включению в третью очередь реестра.
     Определение от 17.01.2025 обжаловано ФНС в части очередности  удовлетворения требования в размере 13 009 руб. 99 коп. в апелляционном порядке.
     Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2025 определение от 17.01.2025 оставлено без изменения.
     В кассационной жалобе ФНС просит определение от 17.01.2025 и постановление от 16.04.2025 в части включения в третью очередь реестра требования в размере 13 009 руб. 99 коп. отменить, принять в указанной части по делу новый судебный акт - об отнесении требования в указанном размере ко второй очереди реестра.
     По мнению подателя кассационной жалобы, после объединения всех тарифов страховых взносов в один на основании Федерального закона от 14.07.2022 № 239-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «автоматизированная упрощенная система налогообложения» (далее - Закон № 239-ФЗ) страховые взносы подлежат уплате во второй очереди.
     Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как следует из материалов дела, обращаясь в суд с рассматриваемым требованием, ФНС сослалась на наличие у Гараджаевой Н.Г. задолженности  в размере 207 242 руб. 50 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, 20 813 руб. 65 коп. иных взносов за 2022 - 2024 годы.
     При определении очередности удовлетворения суды учли особую природу страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и отнесли их ко второй очереди удовлетворения требований кредиторов. В отношении иных взносов на обязательное социальное страхование суды посчитали, что они не относятся к ограниченному перечню требований, подлежащих включению во вторую очередь удовлетворения, и подлежат погашению в третьей очереди удовлетворения
     Оснований не согласиться с данным выводом суд кассационной инстанции не усмотрел.
     На основании пункта 4 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002                № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности; в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам.
     Как следует из ответа на вопрос № 2 раздела: «Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике» Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017 (далее - Обзор), исходя из особой правовой природы и предназначения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование расчеты по соответствующим требованиям в делах о банкротстве осуществляются в порядке, установленном для погашения задолженности по заработной плате (пункт 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016). Поэтому в соответствии с абзацем третьим пункта 2 и абзацем третьи пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве соответствующая основная задолженность, возникшая после принятия заявления о признании должника банкротом, относится ко второй очереди удовлетворения текущих платежей, а задолженность, не являющаяся текущей, подлежит включению во вторую очередь реестра требований кредиторов должника.
     При этом указанный специальный режим удовлетворения, установленный для погашения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, не применяется в отношении иных страховых взносов в Российской Федерации (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, на обязательное медицинское страхование) (абзац третий ответа на вопрос № 2 Обзора).
     С 01.01.2023 в связи со вступлением в силу Закона № 239-ФЗ установлен единый тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на обязательное медицинское страхование.
     Вместе с тем при установлении единого тарифа страховых взносов, фиксированного размера страховых взносов (статьи 425 и 430 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Закона № 239-ФЗ) правовая природа отдельных видов обязательных страховых взносов осталась неизменной.
     Довод ФНС о необходимости учета страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2023 - 2024 годы в размере 13 009 руб. 99 коп. в составе второй очереди реестра подлежит отклонению, поскольку противоречит действующей редакции статьи 134 Закона о банкротстве, а также разъяснениям, приведенным в вышеуказанном Обзоре.
     Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно включили спорное требование в третью очередь реестра.
     Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на положениях действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
     Руководствуясь статьями 286, 287, 289 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

     определение Арбитражного суда Архангельской области от 17.01.2025 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2025 по делу № А05-7095/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.

Председательствующий

М.В. Трохова

Судьи

Е.А. Герасимова
Т.В. Кравченко