Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92



2

А26-3367/2024



013/2025-33828(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

02 июля 2025 года

Дело №

А26-3367/2024


     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Нестерова С.А., Сергеевой И.В.,
     рассмотрев 19.06.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Карьялан Пуутуоте» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.09.2025 по делу № А26-3367/2024,

у с т а н о в и л:

     
     Общество с ограниченной ответственностью «Карьялан Пуутуоте» (далее -Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия  (далее - Министерство) об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, выраженного в письме от 25.03.2024 № 7339/12.4-21, и об обязании Министерства устранить допущенные нарушения.
     Решением суда первой инстанции от 24.09.2024 в  удовлетворении исковых требований отказано.
     В кассационной жалобе Общество, считая, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, решение принято с нарушением норм материального права, просит решение отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
     Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что в силу положений статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
     Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
     Как следует из материалов дела, в соответствии с Законом Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК, Положением о Министерстве, утвержденным Постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П, Министерство осуществляет полномочия по предоставлению в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
     Общество 25.10.2023 направило в Министерство заявление о предварительном согласовании предоставления в аренду в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: Республика Карелия, Прионежский район, станция Шуйская, кадастровый квартал 10:20:010717. Площадь испрашиваемого земельного участка - 7 165 кв.м. В обоснование заявления Общество сослалось на подпункт «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 - 2024 годах, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы» (далее - Постановление № 629). Общество указало цель использования земельного участка: древесина и изделия из дерева и пробки, кроме мебели; изделия из соломки и материалов для плетения (код согласно общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008) - 16 - 16.23.2 - производство сборных деревянных конструкций.
     Министерство письмом от 25.03.2024 № 7339/12.4-21 отказало в удовлетворении заявления Общества, указав, что предоставление земельных участков для указанных целей является исключительной мерой поддержки, целью которой является создание условий для импортозамещения.
     В рамках рассмотрения заявления Министерством была запрошена позиция Министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия, осуществляющего функции по реализации государственной промышленной политики.
      Согласно представленному Министерством экономического развития и промышленности Республики Карелия ответу сделать однозначный вывод о направленности инвестиционного проекта невозможно, так как информация по вышеуказанному проекту отсутствует в Министерстве экономического развития и промышленности Республики Карелия.
     В соответствии с пунктом 1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
     На основании изложенного Министерство указало на отсутствие правовых оснований для предоставления Обществу испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов.
     Полагая, что названный отказ не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
     Суд первой инстанции при рассмотрении дела не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований.
     В апелляционном порядке дело не пересматривалось в связи с возвращением апелляционной жалобы Общества ввиду отказа в восстановлении процессуального срока.  
     Исследовав материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
     В силу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
     В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 14.03.2022 № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации вправе установить особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе дополнительно определить случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов и сократить сроки предоставления таких земельных участков.
     Постановлением № 629 (в редакции, действующей на момент обращения Общества в Министерство) установлено, что в 2022 - 2023 годах наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам Российской Федерации или российским юридическим лицам в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт «б» пункта 1).
     Пунктом 3 Постановления № 629 в названной редакции предусмотрено, что предоставление земельных участков в целях осуществления деятельности, указанной в подпункте «б» пункта 1 этого постановления, может осуществляться независимо от содержания документации по планировке территории (за исключением документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов федерального значения), документов территориального планирования (за исключением документов территориального планирования Российской Федерации), документов градостроительного зонирования, за исключением случаев, если осуществление указанной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.
     Согласно пункту 4 Постановления № 629 в той же редакции в случае, если предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на основании пункта 3 данного постановления не соответствует утвержденной для определенной территории документации по планировке территории и документам градостроительного зонирования, документация по планировке территории и документы градостроительного зонирования подлежат изменению в части приведения их в соответствие с целями предоставления указанного земельного участка в течение 6 месяцев со дня его предоставления.
     Распоряжением Правительства Республики Карелия от 15.08.2022 № 694р-П утвержден Перечень продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций.
     В пункте 20 названного перечня обозначены «Древесина и изделия из дерева и пробки, кроме мебели; изделия из соломки и материалов для плетения».
     Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, сослался на то, что в соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки Шуйского сельского поселения в кадастровом квартале 10:20:0010707 установлены следующие территориальные зоны. - Ж-1- «зона застройки индивидуальными жилыми домами; - Ж-2 - «зона застройки малоэтажными жилыми домами»; - О-1 - «зона делового, коммерческого и общественного назначения». Согласно Правилам землепользования и застройки Шуйского сельского поселения Зоны Ж-1, Ж-2 и О-1 не включают в себя такой вид разрешенного использования, как производство сборных деревянных строений.
     Принимая во внимание пояснения Общества о том, что испрашиваемый земельный участок предполагается использовать для складирования изделий, выпускаемых в целях импортозамещения, суд указал, что данные территориальные зоны в составе условно разрешенных видов использования включают склады (код 6.9). Однако согласно таблице 2.1. «Предельные параметры использования земельных участков и объектов капитального строительства для общественно-деловых территориальных зон» предусматривает для складских объектов предельную площадь земельного участка 1000 - 5000 кв.м.
     Общество в своем заявлении испрашивает земельный участок площадью 7 165 кв.м для производства сборных деревянных конструкций.
     Правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
     Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 ЗК РФ), что в данном случае Обществом не может быть обеспечено.
     В кассационной жалобе Общество ссылается на то, что в силу пунктов 3 и 4 Постановления № 629 земельный участок может быть ему предоставлен независимо от вида его разрешенного использования. В связи с этим Общество просит признать незаконным оспариваемое решение Министерства и обязать его согласовать предоставление земельного участка на основании заявления Общества от 25.10.2023.
     Между тем в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2024 № 1483 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 г. № 629» (далее - Постановление № 1483) признаны утратившими силу пункты 3 и 4 Постановления № 629.
     Кроме того решением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2025 № АКПИ24-1024 установлено, что выявив случаи злоупотребления арендаторами правом при предоставлении им земельных участков в рамках Постановления № 629, Правительство Российской Федерации в целях исключения таких случаев приняло изменения (внесены Постановлением № 1483), которыми на 2024 год установило дополнительные основания для отказа в выкупе без проведения торгов земельного участка в случае его расположения в территориальной зоне, для которой установленным правилами землепользования и застройки градостроительным регламентом предусмотрены виды разрешенного использования, не соответствующие целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о выкупе земельного участка, а также запрет на передачу прав и обязанностей по договору аренды земельного участка другому лицу.
     Таким образом, указанные изменения правового регулирования исключают в настоящее время предоставление земельного участка, как в собственность, так и в аренду в случае его расположения в территориальной зоне, для которой установленным правилами землепользования и застройки градостроительным регламентом предусмотрены виды разрешенного использования, не соответствующие целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.  
     Кроме того из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что Общество фактически использует для осуществления вида деятельности, обеспечивающего импортозамещение, соседний земельный участок с кадастровым номером 10:20:0010717:9, площадью 17 133 кв.м, предоставленный в аренду по договору от 20.10.2016 № 70/20. Кассационная инстанции полагает, что в такой ситуации органами, осуществляющими публичные полномочия, обеспечены условия для импортозамещения.  
     При таких обстоятельствах оспариваемое решение Министерства не нарушило права Общества.
     Учитывая изложенное, суд округа считает, что обжалуемое  решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
     Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
     

п о с т а н о в и л:

     
     решение арбитражного суда Республики Карелия от 24.09.2025 по делу № А26-3367/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Карьялан Пуутуоте» - без удовлетворения.

Председательствующий

А.В. Кадулин

Судьи

С.А. Нестеров
 И.В. Сергеева