Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92



2

А42-9303/2023



489/2025-34026(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

02 июля 2025 года

Дело №

А42-9303/2023

     
     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Карсаковой И.В.,   Корабухиной Л.И.,
     рассмотрев 02.07.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Контрольно-счетной комиссии городского округа закрытого административно-территориального образования город Заозерск Мурманской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2025 по делу № А42-9303/2023,
     

у с т а н о в и л:

     
     Муниципальное казенное учреждение "Центр обеспечения функционирования органов местного самоуправления и муниципальных учреждений ЗАТО город Заозерск" (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Контрольно-счетной комиссии городского округа закрытое административно-территориальное образование город Заозерск Мурманской области адрес: 184310, Мурманская область, Заозерск, пер. Школьный, д. 1, ОГРН 1175190004703, ИНН 5115000310 (далее - Комиссия, ответчик) о признании недействительным представления от 23.10.2023 N 04-01/3-П.
     Решением суда первой инстанции от 15.10.2024 заявленные Учреждением требования удовлетворены частично, суд признал недействительными пункт 2 представления в части возмещения в бюджет 11980 руб. 63 коп., а также пункт 3 представления полностью; обязал Комиссию устранить нарушения прав и законных интересов Учреждения в указанной части; в удовлетворении остальной части заявления отказал.
     Постановлением апелляционного суда от 12.03.2025 указанное решение отменено в части отказа в признании недействительным пункта 2 представления Комиссии от 23.10.2023 N 04-01/3-П в части возмещения в бюджет муниципального образования 23 588, 75 руб. Апелляционный суд признал недействительным пункт 2 представления Комиссии в указанной части. В остальной обжалуемой части решение суда оставлено без изменения.
     В кассационной жалобе Комиссия, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит постановление отменить в части возмещения в бюджет муниципального образования 23 588,75 руб. и признать указанную сумму подлежащей возмещению в бюджет ЗАТО город Заозерск.
     По мнению подателя жалобы, выплаты работникам при предоставлении очередного оплачиваемого отпуска произведены в нарушение действующего законодательства, при этом Комиссия не отрицает, что указанные выплаты не повлекли превышения объема средств бюджета на фонду оплаты труда и денежные средства перечислены в соответствии с целевым назначением.
     Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
     Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
     Как следует из материалов дела, Комиссией на основании распоряжения от 11.08.2023 N 02-01/30 в период с 14.08.2023 по 30.10.2023 проведена проверка законности и эффективности использования Учреждением средств бюджета ЗАТО город Заозерск, выделенных ему в 2022 году и истекшем периоде 2023 года (в том числе на оплату труда).
     В ходе проверки Комиссией выявлено нарушение использования бюджетных средств при расчете средней заработной платы при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; при выплате компенсации на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска (отдыха) и обратно. Также выявлено несоблюдение эффективности использования бюджетных средств при выплате премий.
     Результаты проверки отражены в акте от 10.10.2023 N б/н.
     От Учреждения в Комиссию 17.10.2023 поступили возражения на акт от 10.10.2023 N б/н.
     Итогом контрольного мероприятия явился отчет о результатах контрольного мероприятия от 23.10.2023.
     Комиссией в адрес Учреждения внесено представление от 23.10.2023 N 04-01/3-П, согласно которому в срок до 24.11.2023 необходимо проанализировать выявленные нарушения и принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, устранению причин и условий их повлекших (пункт 1); возместить в доход бюджета ЗАТО город Заозерск неправомерно израсходованные средства бюджета ЗАТО город Заозерск в сумме 35 687 руб. 26 коп. (пункт 2); принять исчерпывающие меры по недопущению неэффективных расходов бюджета (пункт 3); усилить контроль за начислением и выплатой заработной платы работникам Учреждения в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами муниципального образования и локальными актами Учреждения (пункт 4).
     Не согласившись с названным представлением, Учреждение обжаловало его в судебном порядке.
     Суд первой инстанции заявленные Учреждением требования удовлетворил частично, признав недействительными пункт 2 представления в части возмещения в бюджет 11 980 руб. 63 коп., а также пункт 3 представления полностью.
     Апелляционный суд отменил указанное решение в части отказа в признании недействительным пункта 2 представления Комиссии от 23.10.2023 N 04-01/3-П в части возмещения в бюджет муниципального образования 23 588, 75 руб. и признал недействительным пункт 2 представления Комиссии в указанной части.
     Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
     Пунктом 2 оспариваемого представления Учреждению предписано возместить в доход местного бюджета неправомерно израсходованные средства в сумме 35 687 руб. 26 коп.
     По мнению Комиссии, указанная сумма образовалась вследствие неправильного определения средней заработной платы при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и неверного размера компенсации на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска (отдыха) и обратно.
     Как установил суд первой инстанции, с учетом пунктов 4, 10, 15 Положения N 922 средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,3). Количество календарных дней в неполном календарном месяце рассчитывается путем деления среднемесячного числа календарных дней (29,3) на количество календарных дней этого месяца и умножения на количество календарных дней, приходящихся на время, отработанное в данном месяце.
     Материалами проверки установлено, что 14 работникам, отработавшим в октябре 2021 года полный месяц, при начислении отпускных использовалось среднемесячное число 27,41 дня вместо 29,3 дня.
     Кроме того, при предоставлении работнику (руководителю) отпуска за отработанный период с 01.04.2021 по 31.03.2022 и определения размера отпускных Учреждением в расчете среднего заработка была учтена премия за 1 квартал 2021 года, то есть за пределами расчетного периода, поскольку данная премия определяет средний заработок до 31.03.2021, тогда как средний заработок для спорных отпускных определялся с 01.04.2021 по 31.03.2022.
     Факт выявленного нарушения при расчете отпускных Учреждением документально не опровергнут. Иной расчет, опровергающий расчет Комиссии, Учреждением не представлен.
     В связи с чем суд первой инстанции обоснованно согласился с выводами Комиссии о допущенном Учреждением нарушении, выразившемся в неправильном определении средней заработной платы при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в общей сумме 23 588 руб. 75 коп. (по двум эпизодам).
     Учитывая наличие выявленных нарушений, выразившихся в неправильном определении средней заработной платы при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, суд первой инстанции согласился с выводами Комиссии о правомерности и обоснованности пунктов 1 и 4 оспариваемого представления о необходимости проанализировать выявленные нарушения, принять меры по их устранению, необходимости усиления контроля за начислением и выплатой заработной платы работникам Учреждения.
     При этом поддержал выводы Комиссии о необходимости возмещения Учреждением в бюджет ЗАТО город Заозерск вышеназванной суммы.
     Апелляционный суд не согласился с указанной позицией, правомерно руководствуясь следующим.
     Согласно части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
     Как следует из материалов дела, Учреждением действительно было допущено нарушение Положения N 922 при расчете отпускных работнику, однако неправильное определение средней заработной платы при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в рассматриваемом случае не повлекло превышения объема средств бюджета по фонду оплаты труда и не привело к его перерасходу.
     Судами обеих инстанций установлено, что денежные средства были перечислены в соответствии с целевым назначением - на оплату труда. Следовательно, в рассматриваемом случае Учреждением не допущено нецелевого расходования денежных средств по смыслу части 1 статьи 306.4 БК РФ, в связи с чем для Учреждения не могут наступить негативнее последствия в виде возврата бюджету неправильно рассчитанных и фактически выплаченных средств заработной платы (отпускных) сотруднику Учреждения.
     При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно признал пункт 2 представления в части возмещения в бюджет ЗАТО город Заозерск 23 588 руб. 75 коп. недействительным.
     Несогласие подателя жалобы с произведенной апелляционным судом оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемого судебного акта.
     При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
     Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
     

п о с т а н о в и л:

     
     постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2025 по делу № А42-9303/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Контрольно-счетной комиссии городского округа закрытого административно-территориального образования город Заозерск Мурманской области - без удовлетворения.

Председательствующий

О.Р. Журавлева


Судьи


Л.И. Корабухина

И.В. Карсакова