Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2025 года. Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2025 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Салтыковой С.С., при участии от общества с ограниченной ответственностью «МурманСтрой» Шимберниковой Г.Е. (доверенность от 14.01.2025), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «МурманСтрой» на решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.11.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2025 по делу № А42-569/2024,
у с т а н о в и л: Комитет имущественных отношений города Мурманска, адрес: 183038, Мурманская обл., г. Мурманск, Комсомольская ул., д. 10, ОГРН 1025100861004, ИНН 5190800019 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд Мурманской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «МурманСтрой», адрес: 183038, Мурманская обл., г. Мурманск, ул. Шмидта, д. 11А, оф. 1, ОГРН 1085190010400, ИНН 5190188460 (далее - Общество), о взыскании 5 818 546 руб. 56 коп. задолженности по арендной плате по договору от 01.02.2017 № 12591 аренды земельного участка за период с первого квартала 2017 года по второй квартал 2023 года по состоянию на 28.06.2023. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет территориального развития и строительства администрации города Мурманска, адрес: 183038, Мурманская обл., г. Мурманск, пр. Ленина, д. 77, ОГРН 1105190000871, ИНН 5190913076. Решением от 07.11.2024 с Общества в пользу Комитета взыскано 4 296 739 руб. 05 коп. задолженности по арендной плате за период с первого квартала 2021 года по второй квартал 2023 года в пределах срока исковой давности; в остальной части в иске отказано по мотиву применения исковой давности. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2025 данное решение оставлено без изменения. Общество в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, и отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, применение повышающего коэффициента не соответствует установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 основным принципам определения размера арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а именно принципам экономической обоснованности и предсказуемости расчета размера арендной платы, в связи с чем не подлежали применению местные нормативные акты, устанавливающие порядок расчета арендной платы, как противоречащие нормативным актам, имеющим большую юридическую силу; применение в данном случае нормы о повышающих коэффициентах к размеру арендной платы не соответствует целям сдачи в аренду земельного участка - под объекты недвижимости Общества, а не под строительство. В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, Комитет (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 01.02.2017 № 12591 аренды земельного участка площадью 21 416 кв. м с кадастровым номером 51:20:0001603:26, расположенного по адресу: г. Мурманск, Первомайский административный округ, ул. Три Ручья, для использования под склады № 4, 5, железобетонный причал, бетонированный пожароводоем сроком с 01.02.2017 по 01.02.2047. Порядок и условия внесения платежей определены в разделе 2 договора. Согласно пункту 2.2 договора арендная плата подлежит внесению арендатором ежеквартально равными частями не позднее 1-го числа третьего месяца квартала, а за 4-ый квартал - не позднее 25 ноября текущего года. Порядок определения размера арендной платы за пользование земельным участком и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя, устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации - Мурманской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования город Мурманск (пункт 2.8 договора). В соответствии с пунктом 3.2 договора арендная плата за использование земельного участка взимается с повышающим коэффициентом после установленного нормативного срока строительства, реконструкции, восстановления разрушенных объектов до сдачи объектов в эксплуатацию, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Земельный участок передан арендатору по акту от 01/10.02.2017. Комитет градостроительства и территориального развития администрации выдал Обществу разрешение от 11.09.2017 № 51-RU 51301000-742-2017 на строительство рыбообрабатывающего завода производительностью более 25 тонн готовой продукции в сутки «Рыбообрабатывающий комплекс «Арктика» на земельном участке с кадастровым номером 51:20:0001603:26 сроком до 11.03.2020. Срок действия разрешения на строительство неоднократно продлевался до 01.09.2021, 30.12.2021, 30.06.2022. По окончании строительства Обществу выдано разрешение от 06.09.2022 на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства площадью застройки 1380,4 кв. м, общей площадью 1877,3 кв. м. Комитет, считая, что в связи с превышением нормативного срока строительства арендная плата за соответствующий период должна рассчитываться с применением повышающих коэффициентов, вследствие чего у Общества образовалась задолженность по арендной плате, обратился в арбитражный суд с настоящим иском. При рассмотрении спора суды обоснованно исходили из того, что в силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, имеет регулируемый характер, ее размер определяется в порядке, установленном уполномоченным органом. Постановлением Правительства Мурманской области от 03.04.2008 № 154-ПП/6 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Положение). Согласно пунктам 2.1, 2.2 Положения годовой размер арендной платы определяется по формуле исходя из кадастровой стоимости земельного участка или базовых ставок арендной платы с применением коэффициентов. Ставки арендной платы и регулирующие коэффициенты устанавливаются органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов (пункт 2.3 Положения). Согласно пункту 2.5 Положения, если арендуемый земельный участок используется одним арендатором одновременно для осуществления нескольких видов деятельности, расчет размера арендной платы осуществляется пропорционально используемым площадям с учетом соответствующего вида разрешенного использования земельного участка. Решением Совета депутатов города Мурманска от 27.11.2014 № 3-41 утверждена Методика определения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования город Мурманск (далее - Методика). Согласно пункту 8 названного решения при предоставлении в аренду земельного участка, на котором находятся объекты недвижимого имущества (помещения в них) различного назначения, площадь земельного участка, приходящаяся на каждый вид разрешенного использования объекта, определяется пропорционально площади объектов недвижимого имущества (помещений в них) соответствующего назначения на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости. В соответствии с пунктом 4 Методики годовой размер арендной платы за пользование земельным участком рассчитывается как сумма арендной платы за пользование земельным участком, занимаемым объектами различных видов разрешенного использования. В приложении № 3 к Методике установлены порядок определения и значения коэффициента площади (Кпл) для групп разрешенного использования объектов, в приложении № 4 - значения регулирующих коэффициентов (Кр). Согласно приложению № 4 в редакции, действовавшей до 01.04.2022, в случае превышения установленного нормативного срока строительства коэффициент Кр устанавливается в значении 2 - на первый год превышения нормативного срока, в значении 3 - на второй год превышения нормативного срока, в значении 4 - на третий год превышения нормативного срока. Как видно из материалов дела, первоначально разрешение на строительство было выдано Обществу 11.09.2017 до 11.03.2020 в соответствии с проектом организации строительства. Суды с учетом положений градостроительного законодательства правомерно посчитали, что нормативный срок строительства определяется проектной документацией и в данном случае этот срок составлял 30 месяцев (по 11.03.2020) вне зависимости от последующего продления разрешения на строительство. Поскольку построенный объект введен в эксплуатацию 06.09.2022, с превышением более чем на два года нормативного срока строительства, суды правомерно в соответствии с приведенными выше положениями региональных и местных нормативных актов признали верным расчет арендной платы, произведенный Комитетом с применением регулирующего коэффициента Кр в значениях 2, 3 и 4 за соответствующие периоды пропорционально площади, занятой строящимся объектом. Поскольку ответчик не представил доказательства внесения арендной платы за спорный период в размере, определенном в соответствии с законодательством Мурманской области, суды правомерно в соответствии со статьями 309, 606, 614 ГК РФ частично удовлетворили исковые требования исходя из представленного истцом расчета, применив по заявлению Общества исковую давность к части исковых требований. Довод подателя жалобы о неприменении муниципальных нормативных актов, противоречащих, по его мнению, принципу экономической обоснованности, подлежит отклонению, так как указанные акты не признаны в судебном порядке недействующими в соответствующей части, проверка экономической обоснованности нормативного акта выходит за рамки рассмотрения гражданско-правового спора. Ссылка Общества на предоставление земельного участка в долгосрочную аренду под существующие объекты недвижимости, а не для строительства, также несостоятельна, поскольку в соответствии с действующим в Мурманской области порядком расчет размера арендной платы за земельный участок произведен пропорционально площадям, используемым по соответствующему назначению. Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.11.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2025 по делу № А42-569/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «МурманСтрой» - без удовлетворения.
|