Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2025 года. Постановление в полном объеме изготовлено 02 июля 2025 года. Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Кустова А.А., Старченковой В.В., при участии от администрации муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области Михайловой Е.А. (доверенность от 16.01.2025), от акционерного общества «Объединенная сбытовая компания» Морщихиной В.О. (доверенность от 01.01.2025), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.10.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2025 по делу № А56-43075/2024, у с т а н о в и л: Администрация муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, адрес: 188660, Ленинградская обл., р-н Всеволожский, г. Бугры, Шоссейная ул., д. 12, ОГРН 1064703001010, ИНН 470308373 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к государственному унитарному предприятию «Водоканал Ленинградской области», адрес: 188800, Ленинградская Обл., р-н Выборгский, г. Выборг, ул. Куйбышева, д. 13, ОГРН 1167847156300, ИНН 4703144282 (далее - Предприятие) и акционерному обществу «Объединенная сбытовая компания», адрес: 197022, Санкт-Петербург, Аптекарская наб., д. 8, лит. А, пом. 1-Н, оф. 50, ОГРН 1057813325910, ИНН 7810048596 (далее - Общество) об установлении факта пользования Предприятием с 01.07.2022 сооружениями канализации с кадастровыми номерами 47:07:0713003:10857; 47:07:0713003:10888, водозаборными сооружениями с кадастровыми номерами 47:07:0713003:10856; 47:07:0713003:10889 и признании недействительным договора энергоснабжения от 09.01.2023 № ЭС 425-02-22 (далее - Договор), о применении последствий недействительности Договора. Решением от 03.10.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.03.2025, в иске отказано. В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 03.10.2024 и постановление апелляционного суда от 22.03.2025, направить дело на новое рассмотрение или принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что в спорный период Администрация не имела полномочий на распоряжение спорными объектами и их содержание, поскольку с 01.01.2022 полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования перешли к Правительству Ленинградской области; строительство спорных объектов осуществляло ООО «Арсенал Групп», которое оплачивало стоимость электроэнергии, потребляемой объектами до 01.07.2022; с 01.07.2022 объекты фактически приняло в пользование и эксплуатировало Предприятие. Объекты исключены из казны и реестра муниципальной собственности на основании постановления Администрации от 15.07.2022 № 357. Акт приема-передачи муниципального имущества муниципального образования, находящегося в муниципальной собственности, в государственную собственность Ленинградской области утвержден в 2021 году. Предприятие фактически владело и пользовалось спорными Объектами и должно было нести соответствующие расходы на их содержание. Суды игнорировали представленные истцом доказательства, в том числе заключенные ответчиком и управляющими компаниями договоры на водоснабжение и водоотведение. В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными. В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения. Предприятие извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд кассационной инстанции не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, в рамках исполнения полномочий по решению вопросов местного значения, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации осуществлялась сельским поселением, в собственности муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района находились следующие объекты: сооружение канализации кадастровый номер 47:07:0713003:10857; сооружение канализации кадастровый номер 47:07:0713003:10888; сооружения водозаборные кадастровый номер 47:07:0713003:10856; сооружения водозаборные кадастровый номер 47:07:0713003:10889 (далее - Объекты). В соответствии с положениями областного закона Ленинградской области от 29.12.2015 № 153-аз «О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области и внесении изменений в областной закон «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области» с 01.01.2022 полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения относятся к полномочиям Правительства Ленинградской области (уполномоченных им органов исполнительной власти Ленинградской области). На момент подачи иска в суд полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения территории муниципального округа «Бугровское сельское поселение» относятся к Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству, имущество в сфере водоснабжения и водоотведения передано Ленинградскому областному комитету по управлению государственным имуществом (далее - Комитет, непосредственно водоснабжение и водоотведение осуществляет Предприятие. В связи с указанным обстоятельством все имущество в сфере водоснабжения и водоотведения, находящееся в собственности муниципального образования, передано безвозмездно субъекту в лице Комитета, которое приняло имущество 25.10.2021 и закрепило его за Предприятием на основании распоряжения Правительства Ленинградской области от 15.03.2021 № 128-р. Однако спорные Объекты не вошли в перечень передаваемых объектов, поскольку на момент осуществления процедуры передачи еще строились. В обоснование иска Администрация указала, что, начиная с 01.07.2022 Предприятие фактически осуществляет эксплуатацию Объектов в целях предпринимательской деятельности без несения соответствующих расходов на их содержание, а также уклоняясь от заключения договора энергоснабжения. В целях недопущения бездоговорного потребления электроэнергии, а также с учетом публичности объектов (многоквартирные дома, школы, детские сады) Администрация (покупатель) и Общество (продавец) заключили договор энергоснабжения от 09.01.2023 № ЭС 425-02-22 (далее - Договор), по которому энергоснабжаемыми объектами являются водопроводная насосная станция, кадастровый номер 47:07:0713003:10856 и канализационно-насосная станция № 1, кадастровый номер 47:07:0713003:10857, расположенные по адресу: Ленинградская обл., м.р. Всеволожский, с.п. Бугровское, пос. Бугры. Данные обстоятельства послужили оснований для обращения Администрации в арбитражный суд с настоящим иском. Суды первой и апелляционной инстанций в иске отказали. Судебные акты обжалуются только в части отказа в удовлетворении требования об установлении факта пользования Предприятием с 01.07.2022 спорными Объектами. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы. В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно пункту 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ). Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с названным Кодексом (статья 294 ГК РФ). В соответствии с пунктом1 статьи 216 ГК РФ вещными правами наряду с правом собственности, в частности, является право хозяйственного ведения имуществом (статьи 294 ГК РФ) и право оперативного управления имуществом (статья 296 ГК РФ). В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество по общему правилу возникают с момента их государственной регистрации (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»). Таким образом, обладатели права хозяйственного ведения обязаны нести расходы на содержание имущества с момента его возникновения. Исследовав и оценив материалы дела в их совокупности и взаимной связи с учетом требований статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для установлении факта пользования Объектами со стороны Предприятия, начиная с 01.07.2022. Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимого имущества, представленным в материалы дела, право хозяйственного ведения на спорные Объекты зарегистрировано за Предприятием 21.02.2024. Сведения о том, что в спорный период Предприятие являлось законным владельцем спорных Объектов, в деле отсутствуют. Суды отметили, что в рамках дела № А56-1772/2024 по иску Общества к Администрации о взыскании задолженности за электрическую энергию, поставленную по Договору, и неустойки, установлено, что в соответствии с актом приема-передачи спорное имущество принято Предприятием, в частности, объекты с кадастровыми номерами 47:07:0713003:10856 и 47:07:0713003:10857, приняты 24.01.2024. При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в иске. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о неправильной оценке судами имеющихся в деле доказательств. Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют. Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.10.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2025 по делу № А56-43075/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
|