Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М., рассмотрев 02.07.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Прокуратуры города Апатиты Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.06.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2025 по делу № А42-2973/2024, у с т а н о в и л: общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Вершины», адрес: Мурманская обл., г. Апатиты, ул. Космонавтов, д. 17, ОГРН 1205100002975 (далее - ООО «УК «Вершины», Общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об оспаривании представления Прокуратуры города Апатиты Мурманской области, адрес: 184209, Мурманская обл., г.Апатиты, ул. Фестивальная, д.17, ОГРН 1025100866230, ИНН 5191120087 (далее - Прокуратура) от 22.03.2024 № 4-308в-2024 об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ). Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура Мурманской области, адрес: 183038, Мурманская обл., г. Мурманск, ул. Коммуны, д.18А, ОГРН 1025100866230 (далее - Прокуратура области). Решением суда от 21.06.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанцией от 22.01.2025, представление Прокуратуры от 22.03.2024 № 4-308в-2024 признано недействительным. В порядке статьи 201 АПК РФ суд обязал устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В кассационной жалобе Прокуратура просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, именно на управляющие организации, эксплуатирующие системы водоснабжения (отдельные объекты такой системы), возложена обязанность проводить производственный контроль качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в пределах границ своей эксплуатационной ответственности, а также разрабатывать программы производственного контроля, поскольку качество подаваемой в квартиру собственника питьевой воды зависит не только от качества самой воды в распределительной сети, но и напрямую от технического состояния распределительных сетей (трубопроводов, иных инженерно-технических сооружений). В обоснование своей позиции ссылается на решение 08.07.2024 Апатитского городского суда Мурманской области по делу № 2-791/2024. Представители Общества, Прокуратуры, Прокуратуры области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 АПК РФ). Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как видно из материалов дела и установлено судами, Прокуратурой г. Апатиты во исполнение приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», приказа Генпрокуратуры России от 03.03.2017 № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере», указания прокурора Мурманской области от 13.12.2021 № 297/7 «Об организации надзора за исполнением федерального законодательства в жилищно-коммунальной сфере и соблюдением жилищных прав граждан» проведена проверка исполнения управляющими организациями законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В ходе проверки установлено, что ООО «УК «Вершины» осуществляет управление многоквартирными домами (МКД) г. Апатиты Мурманской области: по ул. Ферсмана (№ 12, 16, 20, 25, 30, 32, 48, 48А, 50); по ул. Ленина (№ 8, 10, 29); по ул. Зиновьева (№ 2, 4, 11, 11А, 15); по ул. Козлова (№ 5, 21); по ул. Строителей (№ 13, 15, 17, 31, 49, 69, 75, 123, 125), по ул. Северная - № 21; по пл. Геологов - № 3; по ул. Дзержинского - № 66, по ул. Фестивальная - № 16; по ул. Победы - № 6, по ул. Жемчужная - № 19, по ул. Гладышева - № 23, по ул. Энергетическая - № 33. По результатам проверки Прокуратура пришла к выводу, что ООО «УК «Вершины», как лицо ответственное за надлежащее содержание общего имущества МКД, в состав которого включены внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, обязано разработать программу производственного контроля качества воды и на основании данной программы проводить лабораторные исследования качества холодной и горячей воды в распределительной сети обслуживаемого жилого многоквартирного дома на границе балансовой (эксплуатационной) принадлежности в соответствии с требованиями статей 11, 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ), СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21). Вместе с тем, согласно сведениям, представленным Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области в городе Апатиты, городе Кировске и Ковдорском районе (далее - Территориальный отдел), программа производственного контроля качества воды Обществом не разработана и не представлена в Территориальный отдел для согласования. Выявленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для вынесения Прокуратурой представления от 22.03.2024 № 4-308в-2024 об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которым на Общество возложена обязанность: 1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя Прокуратуры г. Апатиты, предварительно сообщив о месте и времени рассмотрения. 2. Принять меры, направленные на устранение нарушений закона, причин и условий, им способствующих. 3. Рассмотреть вопрос о привлечении лиц, виновных в нарушении закона, к дисциплинарной ответственности. 4. О результатах рассмотрения представления сообщить в Прокуратуру г. Апатиты в письменной форме в установленный законом месячный срок с приложением протокола рассмотрения представления (в случае привлечения должностных лиц к дисциплинарной ответственности направить в Прокуратуру документ (приказ) о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц). Не согласившись с представлением Прокуратуры, Общество обратилось в арбитражный суд. Суды исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие у Прокуратуры правовых и фактических оснований для выдачи оспариваемого представления о необходимости разработки Обществом программы производственного контроля качества воды. Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ), задачам и целям правового регулирования в сфере жилищного законодательства. Прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (пункт 1 статьи 1 Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»; далее - Закон № 2202-1). Согласно абзацу четвертому пункта 3 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 указанного Закона, вносит представление об устранении нарушений закона, которое является мерой прокурорского реагирования, имеющей целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий. В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015 (вопрос 19), разъяснено, что само по себе представление прокуратуры не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут обжаловаться в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ. Как следует из второго пункта представления Прокурора от 22.03.2024 № 4-308в-2024, Обществу надлежит принять меры, направленные на устранение нарушений закона, причин и условий, им способствующих, а именно разработать программу производственного контроля качества воды. В силу статьи 11 Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. Следовательно, исходя из указанной нормы, обязанность по соблюдению конкретных требований санитарного законодательства обусловлена теми видами деятельности, которые осуществляет хозяйствующий субъект. Обязанность обеспечивать соответствие качества горячей и питьевой воды централизованных систем водоснабжения санитарно-эпидемиологическим требованиям в силу положений пункта 2 статьи 19 Закона № 52-ФЗ возложена непосредственно на организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения. Аналогичное требование установлено статьями 23 и 24 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ). Одним из способов обеспечения выполнения установленных требований является производственный контроль качества питьевой и горячей воды, правовое содержание которого указано в статье 25 Закона № 416-ФЗ, согласно части 1 которой производственный контроль включает в себя следующие мероприятия: отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям (аккредитованными лабораториями в порядке части 4 данной статьи) и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения. В части 5 статьи 25 Закона № 416-ФЗ прямо указано, что программа производственного контроля качества питьевой, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. В свою очередь, в пункте 5 Порядка осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10 (далее - Правила № 10), также указано, что производственный контроль качества питьевой воды осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды, которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение. Пунктом 7 Правил № 10 предусмотрено, что программа производственного контроля должна предусматривать проведение лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, не реже 1 раза в месяц; программа производственного контроля представляется организацией, осуществляющей водоснабжение, на согласование в территориальный орган по месту ее нахождения (пункт 12 Правил № 10); отбор проб воды осуществляется в местах отбора воды: из источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; после водоподготовки и приготовления горячей воды перед поступлением воды в распределительную сеть; в распределительной сети (пункт 18 Правил № 10). Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения установлены СанПиН 2.1.3684-21, введенными в действие с 1 марта 2021 года, пунктом 77 которых предусмотрено, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля и приложениями № 2 - 4 к Санитарным правилам. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», от 03.11.2016 № 1134 «О вопросах осуществления холодного водоснабжения и водоотведения» производственный контроль качества питьевой воды возложен на организации водопроводно-канализационного хозяйства. Оценив вышеприведенные нормативные положения, суды пришли к выводу, что управляющую организацию, как не осуществляющую обслуживание централизованных систем водоснабжения, нельзя отнести к числу водоснабжающих организаций. Свои выводы суды обосновали положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Закона № 416-ФЗ, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) и Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (далее - Минимальный перечень), при доказанности того, что ООО «УК «Вершины» осуществляет управление вышеназванными МКД, подключенными к централизованной системе холодного и горячего водоснабжения, и несет обязанность по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД в силу Минимального перечня. В силу пункта 1 приложения № 4 к СанПиН 2.1.3684-21 контроль за качеством и безопасностью воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в местах водоразбора наружной и внутренней распределительных сетей возложен на хозяйствующие субъекты, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения и (или) обеспечивающие население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, в соответствии с программой производственного контроля. Согласно понятийному аппарату Закона № 416-ФЗ к таким организациям относятся организации водопроводно-канализационного хозяйства, в эксплуатации которых находятся централизованные системы холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (пункты 15, 16 статьи 2). Из вышеприведенных нормативных положений следует, что обязанность по организации производственного контроля за качеством питьевой и горячей воды централизованной системы холодного и горячего водоснабжения возложена на лиц, осуществляющих водоснабжение и эксплуатацию системы (сетей) водоснабжения. Как разъяснено в пункте 29 статьи 2 Закона № 416-ФЗ - централизованная система холодного водоснабжения представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам, а пункте 27 статьи 2 этого же Закона - централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта. Согласно пункту 2 Правил № 354, «централизованные сети инженерно-технического обеспечения» - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отведения сточных вод из внутридомовых инженерных систем). При этом, согласно пункту 2 названных Правил: внутридомовые инженерные системы (являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование), предназначены для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения). Управляющая организация в силу положений частей 1.1 и 2.3 статьи 161 ЖК РФ отвечает за надлежащее содержание внутридомовых систем МКД. Надлежащее содержание общего имущества МКД означает постоянную готовность инженерных коммуникаций к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и их функционирование без снижения уровня качества поставляемых ресурсов (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ). Выполнение указанной обязанности обеспечивается совокупностью мероприятий, стандарты которых установлены Минимальным перечнем. В частности, состав минимального перечня работ, необходимых для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения, определен в его пункте 18 раздела II. Из перечня работ, установленного указанной нормой, следует, что лица, отвечающие за содержание общего имущества МКД, осуществляют контроль за исправностью внутридомовых инженерных сетей и проводят работы, обеспечивающие их работоспособность. Пункт 18 раздела II Минимального перечня не содержит требований по осуществлению производственного контроля качества питьевой или горячей воды централизованной системы холодного и горячего водоснабжения, а предписывает ответственным лицам проводить контроль в отношении лишь таких параметров теплоносителя и воды, как давление, температура и расход. Поскольку Общество (как управляющая организация) не относится к числу водоснабжающих организаций и организаций, которые эксплуатируют централизованные системы водоснабжения (а иного Прокуратурой не доказано), а является лицом, отвечающим за техническое состояние внутридомовых инженерных сетей (их осмотр и содержание), нормативно установленная обязанность по осуществлению производственного контроля за качеством питьевой или горячей воды централизованной системы холодного и горячего водоснабжения у названного лица отсутствует. Такая правовая позиция поддержана Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 17.08.2022 № 307-ЭС22-13398. Как следствие, оспариваемое представление Прокуратуры правомерно признано судами недействительным как возлагающее на Общество не предусмотренные законом обязанности. Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций при правильном установлении фактических обстоятельств; предмет доказывания определен судами с полнотой, необходимой и достаточной для принятия правильного решения по существу спора. Несогласие Прокуратуры с выводами судов не сопряжено с неправильным применением судами нормативных положений, неполнотой и необъективностью выяснения судами фактической стороны дела. Суды дали правильную (полную и объективную) оценку имеющимся в деле доказательствам, в их совокупности и взаимной связи, с учетом критериев относимости, допустимости, достоверности и достаточности средств доказывания (статья 71 АПК РФ). Ссылка подателя жалобы на наличие решения Апатитского городского суда Мурманской области от 08.07.2024 по делу № 2-791/2024, содержащего иные выводы, судом не принимается, поскольку в силу части 3 статьи 69 АПК РФ решение суда общей юрисдикции не обладает для арбитражного суда свойством преюдициальности, установленные судом обстоятельства способны лишь исполнять роль доказательств, подвергаясь судебной оценке наряду с другими доказательствами. У суда кассационной инстанции нет оснований для иной оценки выводов судебных инстанций по существу спора. Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ). Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.06.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного уда от 22.01.2025 по делу № А42-2973/2024 оставить без изменения, кассационную жалобу Прокуратуры города Апатиты - без удовлетворения.
|