Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92



6

А05-10688/2024



071/2025-34413(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

03 июля 2025 года

Дело №

А05-10688/2024

     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
     при участии от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области Жгилева А.Н. (доверенность от  09.01.2023),
     рассмотрев 02.07.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.10.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2025 по делу № А05-10688/2024,
                                                               у с т а н о в и л:
     индивидуальный предприниматель Антипина Наталья Сергеевна (ОГРНИП 321290100010014, ИНН 290214428340; далее - Предприниматель, ИП) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области, адрес: 163000, г. Архангельск, ул. Воскресенская, д. 3, ОГРН 1022900522127, ИНН 2901071427 (далее - Управление, УМВД) об оспаривании уведомления Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД РФ по Архангельской области, адрес: 163002, г. Архангельск, ул. Карпогорская, д. 10, (далее - Отдел, ГИБДД) от 27.08.2024 об отказе в совершении регистрационных действий с транспортным средством; о возложении на Управление в лице Отдела обязанности осуществить регистрационные действия, предусмотренные пунктом 8 части 4 статьи 10 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 283-ФЗ): оформление регистрационного документа на транспортное средство (в том числе базовое транспортное средство и шасси транспортного средства), перегоняемое к месту продажи или к конечному производителю и являющееся товаром, реализуемым Предпринимателем, осуществляющем торговую деятельность, путем осуществления административных процедур, предусмотренных подпунктами 61.1, 61.2, 61.4, 61.6, 61.7 и 61.8 пункта 61 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств; о взыскании с Управления компенсации в размере 10 000 руб. за каждый день просрочки исполнения судебного акта до даты его фактического исполнения.
     Решением суда первой инстанции от 24.10.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.01.2025, оспариваемое уведомление Отдела признано незаконным, на Управление в лице Отдела возложена обязанность в течение пяти рабочих дней со дня размещения решения по настоящему делу в информационно-телекоммуникационной сети Интернет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Предпринимателя путем осуществления регистрационного действия, предусмотренного пунктом 8 части 4 статьи 10 Закона № 283-ФЗ: оформления регистрационного документа на транспортное средство (в том числе на базовое транспортное средство и шасси транспортного средства), перегоняемое к месту продажи или к конечному производителю и являющееся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность. Этим же решением с Управления в пользу Предпринимателя взыскана денежная компенсация в размере 500 руб. за каждый день просрочки исполнения настоящего решения по день его фактического исполнения. В удовлетворении остальной части заявленных требований о взыскании денежной компенсации отказано.
     В кассационной жалобе и дополнительных пояснениях Управление просит судебные акты отменить и отказать в удовлетворении заявленного требования, поскольку транспортное средство не прошедшее сертификацию на предмет безопасности не может быть допущено к эксплуатации по прямому назначению. Так согласно Перечню неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, отнесено несоответствие транспортного средства техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), что является основанием запрета на эксплуатацию по прямому назначению. Податель жалобы настаивает на том, что совершению регистрационного действия, предусмотренного пунктом 8 части 4 статьи 10 Закона № 283-ФЗ, предшествует постановка транспортного средства на государственный учет на территории Российской Федерации и получение паспорта транспортного средства.
     Предприниматель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направил. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 АПК РФ).
     Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как видно из материалов дела и установлено судами, ИП Антипина Н.С. (одним из осуществляемых видов экономической деятельности которой является торговля легковыми автомобилями - код по ОКВЭД 45.11) по договору купли-продажи задержанного товара от 08.08.2024 № 223и/22 приобрела в целях перепродажи транспортное средство Toyota Mark x, уникальный идентификационный номер (VIN) GRX121-1006398, 2005 года выпуска, - Республика Абхазия.
     Указанный автомобиль ранее на государственном учете в Российской Федерации не состоял.
     Представитель Предпринимателя 27.08.2024 обратился в Отдел с заявлением, в котором просил оформить регистрационный документ на транспортное средство, являющееся товаром, в связи с перегоном по территории Российской Федерации к месту продажи.
     Уведомлением Отдела от 27.08.2024 в совершении испрашиваемого регистрационного действия отказано на основании подпунктов 4, 5 пункта 5 статьи 20 Закона № 283-ФЗ - непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком государственной регистрации транспортных средств, а именно, паспорта транспортного средства, регистрационного документа, а также электронного паспорта транспортного средства (электронного паспорта шасси транспортного средства) со статусом «действующий» в системе электронных паспортов.
     Не согласившись с таким решением Отдела, Предприниматель обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
     Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о неправомерности оспариваемого отказа (уведомления) Отдела.
     Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
     Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5   статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
     Частью 1 статьи 6 Закона № 283-ФЗ предусмотрено, что государственному учету подлежат транспортные средства, в том числе базовые транспортные средства и шасси транспортных средств, перегоняемые к конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории Российской Федерации, транспортные средства, являющиеся опытными (испытательными) образцами, а в случаях и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, иные транспортные средства.
     Указанные требования не распространяются на транспортные средства, являющиеся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность (часть 2 статьи 6 Закона № 283-ФЗ).
     Регистрационные действия совершаются по обращению владельца транспортного средства или его представителя (часть 3 статьи 10 Закона                     № 283-ФЗ).
     К регистрационным действиям относится оформление регистрационного документа на транспортное средство (в том числе на базовое транспортное средство и шасси транспортного средства), перегоняемое в связи с его вывозом за пределы территории Российской Федерации либо перегоняемое к месту продажи или к конечному производителю и являющееся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность (пункт 8 части 4 статьи 10 Закона № 283-ФЗ).
     Постановка транспортного средства на государственный учет, оформление регистрационного документа в случаях, предусмотренных пунктом 8 части 4 настоящей статьи, сопровождается присвоением транспортному средству государственного регистрационного номера.  
     Исходя из части 1 статьи 15 Закона № 283-ФЗ, должностное лицо регистрационного подразделения вправе потребовать от обратившегося в регистрационное подразделение лица для совершения регистрационных действий представления документов, устанавливающих основания для постановки транспортного средства на государственный учет, внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства, прекращения государственного учета транспортного средства или снятия транспортного средства с государственного учета (пункт 5).
     В силу части 5 статьи 20 Закона № 283-ФЗ к основаниям для отказа в совершении регистрационных действий относятся: непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком государственной регистрации транспортных средств, либо представление документов, исполненных карандашом либо имеющих подчистки или приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, а также документов с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание (пункт 4); отсутствие электронного паспорта транспортного средства (электронного паспорта шасси транспортного средства) со статусом «действующий» в системе электронных паспортов в отношении транспортного средства (шасси транспортного средства), на которое оформлен электронный паспорт (пункт 5).
     Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019                   № 1764 утверждены Правила государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации  (далее - Правила № 1764), в соответствии с пунктом 3 которых государственному учету в регистрационных подразделениях подлежат транспортные средства (за исключением временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более 1 года, либо являющихся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность), а также базовые транспортные средства и шасси транспортных средств, перегоняемые к конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории Российской Федерации, транспортные средства, являющиеся опытными (испытательными) образцами.
     В соответствии с пунктом 40 Правил № 1764 присвоение государственного регистрационного номера «ТРАНЗИТ» осуществляется при снятии с государственного учета транспортного средства, вывозимого за пределы территории Российской Федерации для отчуждения в связи с переходом права собственности на это ТС иностранному физическому или юридическому лицу, а также при оформлении регистрационного документа на транспортное средство (в том числе на базовое транспортное средство и шасси транспортного средства), перегоняемое в связи с его вывозом за пределы территории Российской Федерации либо перегоняемое к месту продажи или к конечному производителю и являющееся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность.
     Оформление регистрационного документа на транспортное средство (в том числе на базовое транспортное средство и шасси транспортного средства), перегоняемое в связи с его вывозом за пределы территории Российской Федерации либо перегоняемое к месту продажи или к конечному производителю и являющееся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность, осуществляется регистрационным подразделением на основании заявления владельца транспортного средства о совершении регистрационных действий с выдачей государственного регистрационного знака «ТРАНЗИТ» на срок 30 дней (пункт 75 Правил № 1764).
     Аналогичная обязанность регистрационного подразделения предусмотрена пунктом 152 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации  от 21.12.2019 № 950.
     В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации. Данные требования не распространяются, в частности, на транспортные средства (в том числе на базовые транспортные средства и шасси транспортных средств), перегоняемые к местам продажи и являющиеся товарами, реализуемыми юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговую деятельность.
     Следует признать, что совокупное толкование пункта 3 статьи 15 Закона № 196-ФЗ, части 2 статьи 6, пункта 8 части 4 статьи 10 Закона № 283-ФЗ, пунктов 40 и 75 Правил № 1764 позволяет сделать вывод, что такое регистрационное действие, как оформление регистрационного документа на транспортное средство, перегоняемое к месту его продажи, и выдача государственного регистрационного знака «ТРАНЗИТ» не влечет включение такого транспортного средства в государственный реестр транспортных средств и не обусловлено обязательным наличием паспорта транспортного средства, которое не подлежит государственной регистрации.
     В рассматриваемом случае суды удостоверились в том, что представитель Предпринимателя, осуществляющей торговую деятельность по реализации транспортных средств, подал в Отдел в надлежащем порядке заявление об осуществлении регистрационных действий, предусмотренных пунктом 8 части 4 статьи 10 Закона № 283-ФЗ и пунктом 75 Правил № 1764, с целью перегона автомобиля к месту его продажи.
     Следовательно, в отношении принадлежащего Предпринимателю автомобиля (как товара) действующим законодательством предусмотрено совершение отдельного регистрационного действия - оформление регистрационного документа, при этом транспортному средству присваивается государственный регистрационный номер, выдается государственный регистрационный знак «ТРАНЗИТ» и свидетельство о государственной регистрации.
     Выводы судов о неправомерности оспариваемого уведомления Отдела отвечают вышеприведенным нормативным положениям, основаны на полном установлении фактической стороны дела и согласуются с судебной практикой, поддержанной Верховным Судом Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2024 № 307-ЭС23-27387 по делу № А05-15/2023).
     Отказ Отдела в осуществлении запрашиваемого регистрационного действия (по изложенным в уведомлении основаниям) препятствует временному допуску транспортного средства к дорожному движению и нарушает право Предпринимателя на свободное перемещение товара к месту продажи, что, в свою очередь, ограничивает его право на извлечение прибыли от осуществления законной предпринимательской деятельности.
     Отдельных аргументированных возражений на судебные акты в части  взыскания денежной компенсации за каждый день просрочки исполнения судебного акта до даты его фактического исполнения Управлением не приведено (такие обстоятельства не являлись предметом рассмотрения и в апелляционной инстанции).
     Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
     Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
                                                  п о с т а н о в и л:
     решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.10.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2025 по делу № А05-10688/2024 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области - без удовлетворения.


Председательствующий

Л.Б. Мунтян

Судьи

Е.А. Аникина
В.М. Толкунов