Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б, судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М., при участии от Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области Ериловой О.В. (доверенность от 05.06.2025 № 3), Чистякова М.А. (доверенность от 16.06.2025 № 4), рассмотрев 02.07.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Кошелев» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.09.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2025 по делу № А05-8430/2024, у с т а н о в и л: общество с ограниченной ответственностью «Кошелев», адрес: 164514, Архангельская обл., г.Северодвинск, ул. Карла Маркса, д.47, ОГРН 1062902006727, ИНН 2902051938 (далее - ООО «Кошелев», Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области; адрес: 163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, ОГРН 1022900530278, ИНН 2900000367 (далее - Министерство) об оспаривании распоряжения от 05.07.2024 № 1126-рл об отказе в переоформлении лицензии. Решением суда от 30.09.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.01.2025, в удовлетворении заявленного требования Обществу отказано. В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, указывая на неправильное применение судами норм материального права, а также на ошибочные выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Податель жалобы настаивает на отсутствии законных оснований для отказа в переоформлении лицензии на такой объект общественного питания как ресторан, поскольку требования применяемых Министерством ГОСТов и СанПиНов, не являются лицензионными требованиями. В судебном заседании представители Министерства с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве. Представители Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ). Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как видно из материалов дела и установлено судами, Обществу выдана лицензия серии 29 РПО0000933 на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (далее - Лицензия), в которой в качестве обособленных подразделений для осуществления лицензируемого вида деятельности указаны объекты общественного питания, расположенные в городе Северодвинске Архангельской области по следующим адресам: улица Макаренко - дом 5 (бар); улица Ломоносова - дом 101 (бар «Осень»); улица Ломоносова - дом 87/22 (бар «Осень») (далее - Объекты). В рамках реализации на территории Архангельской области предоставленного федеральным законодателем субъекту Российской Федерации права на введение дополнительных ограничений времени розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания принят Областной закон от 31.05.2024 № 100-8-ОЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 7 Областного закона «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 100-8-ОЗ). Указанным Законом пункт 3 статьи 7 Областного закона от 28.06.2010 № 182-14-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 182-14-ОЗ) дополнен нормой о запрете розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания (за исключением ресторанов), расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях, на территории Архангельской области с 23 часов до 9 часов. В связи с данными изменениями, с целью продажи алкогольной продукции в круглосуточном режиме Общество обратилось в Министерство с заявлением о переоформлении Лицензии путем изменения функционала вышеназванных Объектов общественного питания ранее используемых как «бар» на «ресторан». Распоряжением от 13.06.2024 № 942-рл Министерство на основании статьи 23.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ) в рамках предоставления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственной услуги по выдаче лицензии инициировало проведение оценки соответствия Общества лицензионным требованиям при непосредственном выезде на его Объекты, получив ранее от Администрации Северодвинска письмо от 22.05.2024 № 20-06-04/733 информирующее о том, что заявленные Обществом объекты общественного питания работают в круглосуточном режиме и имеют признаки предприятий общественного питания с низкой культурой потребления алкогольной продукции. Министерство осуществило выезд на заявленные Обществом Объекты, о чем составило акт оценки соответствия заявителя лицензионным требованиям и (или) обязательным требованиям от 03.07.2024 № 341-ао, приложив к акту материалы фотосъемки. По результатам оценки соответствия заявителя лицензионным требованиям и (или) обязательным требованиям Министерством составлено заключение от 05.07.2024 № 321-з и вынесено распоряжение от 05.07.2024 № 1126-рл об отказе Обществу в переоформлении лицензии на основании подпункта 1 пункта 9 статьи 19 Закона № 171-ФЗ в связи с несоответствием заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 16 Закона № 171-ФЗ. Основанием такого отказа послужило то, что объекты общественного питания с заявленным типом объекта «ресторан» не соответствуют минимальным требованиям к таким предприятиям (объектам), установленным ГОСТ 30389-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» (введен в действие приказом Росстандарта от 22.11.2013 № 1676-ст; далее - ГОСТ 30389-2013, ГОСТ), «ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции» (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880; далее - ТР ТС 021/2011), Санитарными правилами 118.13330.2022 «Свод правил. Общественные здания и сооружения. СНиП 31-06-2009» (утверждены и введены в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.05.2022 № 389/пр; (далее - СП 118.13330.2022), Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 № 32; далее - СанПиН 2.3/2.4.3590-20), что выразилось в следующем: 1. На объекте общественного питания, расположенном по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, улица Макаренко, дом 5: отсутствуют отдельно оформленное меню и винная карта, в том числе, меню представлено в единственном экземпляре на объект общественного питания (пункт 5.14 ГОСТ); не соответствует ассортиментный перечень продукции общественного питания, напитков, сопутствующих товаров (отсутствуют оригинальные, изысканные, заказные и фирменные блюда, десерты и напитки собственного производства, блюда национальных (этнических) кухонь с учетом концепции и специализации предприятия) (пункт 5.15 ГОСТ); территория, прилегающая к объекту общественного питания, не оборудована машиноместами для инвалидов (пункт 5.4 ГОСТ); отсутствует гардероб, система кондиционирования воздуха (представлена в одном зале обслуживания посетителей из двух) (пункт 5.18 ГОСТ, приложение Б, таблица Б.1); площадь входной зоны (холла) менее 18 кв. м (СП 118.13330.2022); помещение, заявленное для изготовления блюд, не оборудовано техническими средствами для реализации технологического процесса в объекте общественного питания по типу «ресторан» (пункт 2.9 СанПиН 2.3/2.4.3590-20); в помещении, заявленном для изготовления блюд, хранятся посторонние предметы, не использующиеся при производстве (изготовлении) пищевой продукции, нет туалета (пункты 2, 4 статьи 14 ТР ТС 021/2011); выявлены признаки характерные для объектов розничной торговли (магазинов), а именно, установлено наличие ценников в холодильных витринах, где размещена алкогольная продукция; присутствуют признаки продажи алкогольной продукции на вынос (на барной стойке размещено объявление с предложением покупателям самостоятельно закрывать крышками тару с алкогольной продукцией); 2. На объекте общественного питания, расположенном по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, улица Ломоносова, дом 87/22: отсутствуют отдельно оформленное меню и винная карта, в том числе, меню представлено в единственном экземпляре на объект общественного питания (пункт 5.14 ГОСТ); не соответствует ассортиментный перечень продукции общественного питания, напитков, сопутствующих товаров (отсутствуют оригинальные, изысканные, заказные и фирменные блюда, десерты и напитки собственного производства, блюда национальных (этнических) кухонь с учетом концепции и специализации предприятия) (пункт 5.15 ГОСТ); отсутствует входная зона: вестибюль, холл, аванзал; служебный вход для персонала, отдельный от входа для гостей (пункт 5.18 ГОСТ; приложение Б, таблица Б. 1); территория, прилегающая к объекту общественного питания не оборудована машиноместами для инвалидов (пункт 5.4 ГОСТ); отсутствует система кондиционирования воздуха (в двух залах обслуживания посетителей (из трех), в том числе, в одном из залов полностью отсутствует система вентиляции) (пункт 5.18 ГОСТ, приложение Б, таблица Б. 1); площадь гардероба менее 18 кв. м (СП 118.13330.2022); помещение, заявленное для изготовления блюд, не оборудовано техническими средствами для реализации технологического процесса в объекте общественного питания по типу «ресторан» (пункт 2.9 СанПиН 2.3/2.4.3590-20); в помещении, заявленном для изготовления блюд, отсутствует умывальник для мытья рук, не оборудованы средства естественной вентиляции, хранятся посторонние предметы, не использующиеся при производстве (изготовлении) пищевой продукции (пункты 2, 4 статьи 14 ТР ТС 021/2011); 3. На объекте общественного питания, расположенном по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, улица Ломоносова, дом 101: отсутствуют отдельно оформленное меню и винная карта, в том числе, меню представлено в единственном экземпляре на объект общественного питания (пункт 5.14 ГОСТ); не соответствует ассортиментный перечень продукции общественного питания, напитков, сопутствующих товаров (отсутствуют оригинальные, изысканные, заказные и фирменные блюда, десерты и напитки собственного производства, блюда национальных (этнических) кухонь с учетом концепции и специализации предприятия) (пункт 5.15 ГОСТ); территория, прилегающая к объекту общественного питания не оборудована машиноместами для инвалидов (пункт 5.4 ГОСТ); помещение, заявленное для изготовления блюд, не оборудовано техническими средствами для реализации технологического процесса в объекте общественного питания по типу «ресторан» (пункт 2.9 СанПиН 2.3/2.4.3590-20); в помещении, заявленном для изготовления блюд, отсутствует умывальник для мытья рук, не оборудованы средства механической вентиляция (пункт 2 статьи 14 ТР ТС 021/2011). По итогу Министерство констатировало, что помещения, заявленные для приготовления пищи во всех объектах общественного питания Общества как ресторан, не соответствуют своему назначению, в том числе, не установлены признаки изготовления блюд собственного производства. Во всех объектах общественного питания наличие залов обслуживания и мест, оборудованных для приготовления пищи, направлено на создание видимости оказания услуг общественного питания, а Общество принимает меры по изменению типов имеющихся объектов общественного питания на рестораны с целью дальнейшей продажи алкогольной продукции в круглосуточном режиме в обход действующего законодательства. Посчитав распоряжение (отказ) Министерства незаконным, нарушающим права и законные интересы в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд. Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на правомерность отказа Министерства в испрашиваемом Обществом переоформлении Лицензии. Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права. Правоотношения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируются Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ, Закон), в силу пункта 1 статьи 11 которого производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий. Пунктами 1, 2 статьи 18 Закона № 171-ФЗ предусмотрено, что деятельность по обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежит лицензированию. При осуществлении розничной продажи алкогольной продукции лицензиат обязан соблюдать предусмотренные действующим законодательством лицензионные требования и условия. Согласно абзацу пятому пункта 4 статьи 18 Закона № 171-ФЗ лицензии на осуществление вида деятельности, указанного в абзаце десятом пункта 2 настоящей статьи (розничная продажа алкогольной продукции), выдаются отдельно на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Абзацем седьмым пункта 4 статьи 18 Закона № 171-ФЗ предусмотрено, что лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания предусматривает право организации на осуществление закупки (за исключением импорта) алкогольной продукции по договору поставки, хранение (в том числе во вскрытой потребительской таре (упаковке), использование в соответствии с подпунктом 15 статьи 2 Закона № 171-ФЗ для изготовления алкогольных напитков, кулинарных блюд, спиртосодержащей пищевой продукции и иной пищевой продукции, отпуск алкогольной продукции потребителю во вскрытой потребительской таре или в розлив, осуществляемые при оказании услуг общественного питания. Действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения (пункт 20 статьи 19 Закона № 171-ФЗ). Порядок выдачи лицензий предусмотрен в статье 19 упомянутого Закона, которой установлено, что для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Закона, организацией представляются в лицензирующий орган заявление о выдаче лицензии и указанные в пункте 3.2-2 данной статьи документы. На основании статьи 23.2 Закона № 171-ФЗ в рамках предоставления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственной услуги, предусмотренной статьей 19 (в части лицензирования) настоящего Закона, проводится оценка соответствия заявителя лицензионным требованиям и (или) обязательным требованиям (пункт 2). Оценка, указанная в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, проводится посредством оценки сведений, содержащихся в представленных заявителем заявлении и (или) документах, без выезда к заявителю и (или) при непосредственном выезде к заявителю (пункт 3). Порядок, предмет и сроки проведения такой оценки определены Правилами проведения оценки соответствия заявителя лицензионным требованиям и (или) обязательным требованиям в рамках предоставления исполнительным органом субъекта Российской Федерации государственной услуги, предусмотренной статьей 19 (в части лицензирования) Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 541 (далее - Правила № 541). В частности, в пункте 2 Правил № 541 предусмотрено, что предметом оценки соответствия является установление соответствия сведений, содержащихся в поступивших для предоставления государственной услуги заявлении и (или) документах, лицензионным требованиям и (или) обязательным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 Закона № 171-ФЗ, а также соответствия лицензионным требованиям помещений, зданий, строений, сооружений, технических средств, оборудования и иных объектов, которые предполагается использовать заявителем при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Выездная оценка проводится посредством оценки соответствия помещений, зданий, строений, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать заявителем при осуществлении лицензируемого вида деятельности, лицензионным требованиям и (или) обязательным требованиям, а также сведениям, указанным в заявлении и документах (пункт 6 Правил № 541). В силу подпункта 1 пункта 9 статьи 19 Закона № 171-ФЗ основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 настоящего Закона. Статьей 16 Закона № 171-ФЗ установлены особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции. Абзацем вторым пункта 4 данной статьи Закона определено, что организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты, места нахождения которых указаны в лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также в сезонных залах (зонах) обслуживания посетителей, расположенных на территории, прилегающей к указанным объектам общественного питания, или примыкающих к ним либо к зданию (помещению), в котором расположены такие объекты. В силу пункта 4.1 статьи 16 Закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях, допускается только в указанных объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей общей площадью не менее 20 квадратных метров без учета площади сезонного зала (зоны) обслуживания посетителей. При этом, под площадью зала обслуживания посетителей понимается площадь специально оборудованных помещений объекта общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов. Однако Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать законом субъекта Российской Федерации дополнительные ограничения розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях (в части увеличения размера площади зала обслуживания посетителей в объектах общественного питания), в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях. Как было указано ранее, пунктом 3 статьи 7 Закона № 182-14-ОЗ (в редакции Закона № 100-8-ОЗ) на территории Архангельской области с 23 часов до 9 часов установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях. Исключение составляют только такие объекты общественного питания, как рестораны. Спорным вопросом применительно к предмету спора является возможность использования Обществом своих Объектов с функционалом «бар» в качестве ресторана, при этом реальность такой возможности надлежит подтвердить в период проведения проверки для осуществления объективной оценки. Оценивая такую возможность, суды обратили внимание на то, что общие требования, в том числе минимальные требования к предприятиям (объектам) общественного питания, и классификация предприятий (объектов) общественного питания различных типов установлены ГОСТ 30389-2013. В силу пункта 3.1 названного ГОСТ объектом общественного питания является имущественный комплекс, используемый для оказания услуг общественного питания, в том числе изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров, как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг. Ресторан - предприятие (объект) питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с широким ассортиментом блюд сложного изготовления, включая фирменные блюда и изделия, алкогольных, прохладительных, горячих и других видов напитков, кондитерских и хлебобулочных изделий, покупных товаров (пункт 3.2 ГОСТ). Согласно пункту 5.14 ГОСТ предприятия (объекты) общественного питания оснащаются мебелью (столами, стульями, креслами, барными и буфетными стойками), столовой посудой и приборами, столовым бельем, предметами декора, соответствующими интерьеру помещений и тематической направленности предприятия. На предприятиях (объектах) общественного питания должны обеспечиваться стилевое единство интерьера зала, мебели и сервировки или отражаться специализация предприятия. В пункте 5.15 ГОСТ указано, что предприятия (объекты) общественного питания в зависимости от типа предприятия должны иметь ассортиментный перечень продукции общественного питания, напитков, сопутствующих товаров для включения в меню, прейскуранты, карты, представленный в таблице 2. В Приложении Б к ГОСТ содержатся Минимальные требования к предприятиям (объектам) общественного питания различных типов и конкретно к ресторану они являются следующими: - вывеска; вход для гостей, отдельный от служебного входа для персонала; входная зона (вестибюль, холл, аванзал); вешалки в зале или вестибюле (холле); гардероб; зал обслуживания; туалетные комнаты (оборудование туалетов должно иметь туалетные кабины, умывальник с зеркалом, электророзетку, туалетную бумагу, мыло или диспенсер с жидким мылом, бумажные полотенца или электрополотенце, крючки для одежды, корзину для мусора); аварийное освещение и энергоснабжение (стационарный генератор или аккумуляторы и фонари); естественное и искусственное освещение; водоснабжение (горячее, холодное); канализация; отопление; система кондиционирования воздуха с автоматическим поддержанием оптимальных параметров температуры и влажности; охранная сигнализация и звукоизоляция. Кроме того, на территории, прилегающей к ресторану, должна быть оборудована автостоянка, в том числе для инвалидов (не менее трех машиномест) (пункт 5.4 ГОСТ);. - площадь вестибюля принимается 0,2 - 0,3 кв. м, гардероба - 0,15 кв. м на одного расчетного посетителя, но не менее 18 кв. м суммарной площади. Оказание услуг общественного питания через ресторан подразумевает приготовление блюд, что требует обязательного наличия специально оборудованного помещения - кухни, что обусловлено повышенными санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания населения с целью обеспечения безопасности жизни и здоровья потребителей (пункт 5.5 СП 118.13330.2022); - предприятия общественного питании для приготовления пищи должны быть оснащены в том числе техническими средствами для реализации технологического процесса, холодильным, моечным оборудованием (пункт 2.9 СанПиН 2.3/2.4.3590-20); - производственные помещения, в которых осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции, должны быть оборудованы, в том числе, средствами естественной и механической вентиляции; естественным или искусственным освещением; туалетами, двери которых не должны выходить в производственные помещения; умывальниками для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды. В соответствии с пунктом 4 указанной статьи в производственных помещениях не допускается хранение любых веществ и материалов, не использующихся при производстве (изготовлении) пищевой продукции (пункт 2 статьи 14 ТР ТС 021/2011); - планировка производственных помещений, их конструкция, размещение и размер должны обеспечивать возможность осуществления поточности технологических операций, исключающей встречные или перекрестные потоки продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции, загрязненного и чистого инвентаря; необходимое пространство для осуществления технологических операций (пункт 5.12 ГОСТ 30389-2013, пункт 2.7 СанПиН 2.3/2.4.3590-20, пункт 1 статьи 14 ТР ТС 021/2011); Суды двух инстанций на основании вышеизложенных требований сочли, что описанные в акте оценки соответствия заявителя лицензионным требованиям от 03.07.2024 № 341-ао факты в совокупности с фотографиями подтверждают несоответствие заявленных Обществом Объектов общественного питания требованиям ГОСТ 30389-2013, ТР ТС 021/2011, СП 118.13330.2022, СанПиН 2.3/2.4.3590-20, поскольку на момент проведения Министерством оценки соответствия лицензионным требованиям Объекты общественного питания Общества, расположенные в многоквартирных домах, не соответствовали заявленному типу объекта общественного питания «ресторан», так как не соблюдена совокупность признаков для указанного объекта общественного питания. Выполнение Обществом после проведенной проверки некоторых требований, не является для лицензиата реабилитирующим основанием. Вопреки доводам жалобы, следует признать, что часть таких несоответствий (например реализация технологического процесса в объекте общественного питания по типу «ресторан») ввиду ограниченных технических характеристик самих помещений Объектов являются неустранимыми. Вышеизложенное позволило судам признать позицию Министерства о несоответствии Объектов общественного питания, принадлежащих Обществу положениям ГОСТа, устанавливающим требования к такому предприятию общественного питания как «ресторан», обоснованной. Между тем, отсутствие совокупности признаков, установленных для объекта общественного питания, свидетельствуют о неподтверждении лицензиатом требования о наличии у него соответствующего объекта общественного питания, что в силу подпункта 1 пункта 9 статьи 19 Закона № 171-ФЗ, является основанием для отказа в переоформления лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Суд отклонил доводы заявителя, что требования ГОСТ 30389-2013 и СанПиН 2.3/2.4.3590-20 не относятся к лицензионным требованиям, отметив, что к лицензионным относятся требования, установленные в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 Закона № 171-ФЗ, соблюдение которых, а также соответствие лицензионным требованиям помещений, зданий, строений, сооружений, технических средств, оборудования и иных объектов (которые предполагается использовать заявителем при осуществлении лицензируемого вида деятельности), являются предметом оценки в силу пункта 2 Правил № 541, установленных на основании пункта 4 статьи 23.2 Закона № 171-ФЗ. В рассматриваемом случае Министерством в оспариваемом распоряжении прямо указано на нарушение Обществом лицензионных требований, а именно не соблюдение статьи 16 Закона № 171-ФЗ, в которой отражены особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции. Абзацем вторым пункта 4 данной статьи Закона предусмотрено, что организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты. Обратившись с заявлением о переоформлении Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на те же Объекты общественного питания с изменением их функционала «бар» на «ресторан», заявитель должен подтвердить, а Министерство вправе проверить соответствие указанных Объектов заявленному Обществом типу «ресторан». ГОСТ 30389-2013 (пункт 1) устанавливает общие требования и классификацию предприятий (объектов) общественного питания различных типов и распространяется на предприятия (объекты) общественного питания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом только в указанном ГОСТе содержатся понятия: предприятия (объекта) общественного питания (предприятия (объекта) питания), ресторана, кафе, бара, предприятия быстрого обслуживания, буфета. В отсутствие иного законодательно установленного понятия «ресторан», ГОСТ 30389-2013, содержащий такое понятие объекта общественного питания, как «ресторан», и требования, предъявляемые к такому типу объекта, применены Министерством обоснованно. При этом суд учел позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 20.07.2016 № 46-АД16-5 о том, что несоответствие объекта общественного питания положениям ГОСТа, устанавливающем требования к предприятиям общественного питания, по своей сути означает, что такой объект предприятием общественного питания не является. Поскольку Министерством выявлены нарушения лицензионных требований к помещениям и соответствие своих Объектов лицензионным требования заявителем не подтверждено, оспариваемое распоряжение об отказе в переоформлении лицензии является правомерным. Доводы кассационной жалобы о соблюдении лицензионных требований несостоятельны, эти доводы аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным в заявлении, а затем и в апелляционной жалобе, были предметом исследования арбитражных судов двух инстанций и получили надлежащую правовую оценку, с которой суд округа согласен. Иное толкование подателем жалобы норм материального права не свидетельствуют о неправильном их применении судами. Применение заявителем аналогии с Законом № 99-ФЗ является неверным, поскольку положения этого Закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ). Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.09.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2025 по делу № А05-8430/2024 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Кошелев»- без удовлетворения.
|