Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М., при участии от акционерного общества «Невский экологический оператор» Павловой А.О. (доверенность от 05.11.2024), от садоводческого некоммерческого товарищества «Ижорский массив-2» Прокопьевой О.Г. (доверенность от 09.01.2025), рассмотрев 08.07.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества «Ижорский массив-2» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.10.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2025 по делу № А56-96266/2023, у с т а н о в и л: акционерное общество «Невский экологический оператор» (195009, г. Санкт-Петербург, Арсенальная ул., д. 1, к. 2, лит. А, пом. 1Н-23(часть); ОГРН 1217800002826; ИНН 7804678913; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к садоводческому некоммерческому товариществу «Ижорский массив-2» (196650, Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Танкистов; ОГРН 1027808752344; ИНН 7817013095; далее - СНТ) о взыскании 710 835 руб. 24 коп. задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 01.01.2022 по 30.01.2023, неустойки в размере 319 613 руб. 32 коп., начисленной за период с 02.10.2022 по 09.07.2024, пени, начисленных с 10.07.2024 по день фактического исполнения обязательства, в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, за каждый день просрочки, а также 146 руб. 40 коп. судебных издержек. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (191123, г. Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 20, лит. В; ОГРН 1037828007030; ИНН 7815015523; далее - Комитет). Решением суда первой инстанции от 06.10.2024 иск удовлетворен. Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.01.2025 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. В кассационной жалобе СНТ, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, исковые требования необоснованны и не подлежат удовлетворению. В судебном заседании представитель СНТ поддержала доводы жалобы, представитель Общества просила в ее удовлетворении отказать. Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Комитета, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество с 01.01.2022 на основании соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Санкт-Петербурга от 02.09.2021 является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Санкт-Петербурга. Письмом от 12.05.2022 № КОП/2022-8455 Общество направило СНТ проект договора от 30.12.2021 № 1278067-2022/ТКО на оказание услуг по обращению с ТКО. Место накопления ТКО указано в Приложении № 1 к договору и определено как контейнерная площадка № 78045890 по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Танкистов, д. 3, лит. А, являющаяся ближайшим местом накопления ТКО для СНТ. СНТ проект договора не подписало и региональному оператору не направило, в связи с чем договор считается заключенным на условиях типового договора, утвержденного Правительством Российской Федерации. Общество, сославшись на оказание СНТ в период с 01.01.2022 по 30.01.2023 услуг, предусмотренных договором, направило ему соответствующую претензию о погашении образовавшейся задолженности в размере 710 835 руб. 24 коп. В связи с отклонением СНТ претензии регионального оператора об оплате задолженности Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности и обоснованности исковых требований, удовлетворил их в полном объеме. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего. В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Согласно пункту 2 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила № 1156), пунктами 5, 8(4), 8(5), 8(11), 8(12) которых предусмотрена обязанность потребителя заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО. Как предусмотрено пунктом 8(18) Правил № 1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО. В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество в обоснование исковых требований сослалось на оказание СНТ услуг по обращению с ТКО в период с 01.01.2022 по 30.01.2023 на условиях типового договора, утвержденного Правительством Российской Федерации. Отклоняя довод СНТ о том, что в указанный период Обществом фактически услуги не оказаны, суды исходили из того, что наличие у истца статуса регионального оператора предполагает оказание им услуг по обращению с ТКО всем без исключения потребителям на соответствующей территории, пока не доказано иное. В соответствии с пунктом 9 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (далее - Правила № 1039), потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. В силу пункта 15 Правил № 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО. Как предусмотрено Правилами № 1039, реестр мест (площадок) накопления ТКО (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления ТКО (пункт 11); в реестр включаются данные: о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, о технических характеристиках мест (площадок) накопления ТКО, о собственниках мест (площадок) накопления ТКО, об источниках образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО (пункт 15). В соответствии с пунктом 9 Правил № 1156 потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз (пункт 13 Правил № 1156). Согласно типовому договору региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах, которые определены в договоре (пункт 2.1); места накопления ТКО, способ их складирования, периодичность вывоза определяются согласно Приложению № 1 к договору (пункт 2.2). В определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2022 № 304-ЭС22-12944 изложена правовая позиция, согласно которой место накопления, из которого региональным оператором осуществляется вывоз ТКО, является существенным условием договора об оказании услуг в сфере обращения с ТКО. При названных обстоятельствах, когда источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО территориальной схемой не определено, и между региональным оператором и потребителем в порядке, предусмотренном пунктами 8(11) - 8(14) Правил № 1156 не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться заключенным. Территориальная схема обращения с отходами на территории Санкт-Петербурга утверждена распоряжением Комитета от 15.06.2022 № 361-р. Судами установлено, что согласно территориальной схеме обращения с отходами ближайшим местом накопления ТКО для СНТ является контейнерная площадка № 78045890, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Танкистов, д. 3, лит А, указанная в приложении № 1 к договору на оказание услуг по обращению с ТКО. При этом Общество в материалы дела представило выписки из маршрутных журналов по данной контейнерной площадке, данный адрес указан в Приложении к распоряжению Комитета от 15.06.2022 № 361-р (пункт 12241), в Приложении 1.6 так же указано, что одним из источников образования отходов является СНТ. Судами так же отклонен довод СНТ о том, что до издания распоряжения Комитета от 15.06.2022 № 361-р оно не было обязано использовать указанное место накопления ТКО. Как отметили суды, потребитель вправе иметь доступ к услуге регионального оператора на любой ближайшей площадке для накопления ТКО, расположенной на землях общего пользования. Доказательств ненадлежащего исполнения Обществом своих обязанностей по оказанию услуг материалы дела не содержат. Приняв во внимание указанные обстоятельства, суды, придя к выводу о том, что услуги Обществом оказаны и ответчиком не оплачены, удовлетворили иск в полном объеме. Вместе с тем судами не учтено следующее. Нормативы накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга утверждены распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 № 30-р (утратило силу с 01.07.2024; далее - Распоряжение № 30-р). В пункте 14 Распоряжения № 30-р норматив накопления ТКО для категории объектов - индивидуальные жилые дома установлен исходя из расчетной единицы одного домовладения в месяц. В соответствии с примечанием 2 приложения к Распоряжению № 30-р норматив накопления ТКО для индивидуальных жилых домов распространяется на садоводства в период ведения хозяйственной деятельности. Следовательно, количество домовладений, как показатель норматива, должен быть установлен с учетом периода ведения хозяйственной деятельности членами СНТ в домовладениях. Распоряжением Комитета от 21.12.2023 № 393-р (вступило в силу с 01.01.2024) выделена категория объектов накопления ТКО - садоводческие кооперативы, садово-огородные товарищества, а согласно пункту 35 данного распоряжения расчетной единицей установления норматива для садоводств является один земельный участок в расчете за год. Поскольку задолженность образовалась за период с 01.01.2022 по 30.01.2023, при расчете следует руководствоваться Распоряжением № 30-р, установившим норматив накопления ТКО за месяц, а в качестве расчетной единицы норматива для индивидуальных жилых домов - одно домовладение. Податель жалобы приводит довод о том, что при расчете задолженности истец принял за основу 145 домовладений, тогда как в СНТ всего 66 домовладений и это существенно влияет на произведенный расчет. Вопрос о количестве домовладений, расположенных на территории СНТ, суды не исследовали, тогда как удовлетворение исковых требований предполагает проверку обоснованности расчета задолженности. При указанных обстоятельствах вывод судов о правильности произведенного Обществом расчета задолженности недостаточно обоснован, что в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отмену обжалуемых судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить фактическое количество расчетной единицы, подлежащей применению в спорном периоде, на основании этого проверить расчет задолженности, произведенный истцом, после чего принять законный и обоснованный судебный акт. Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.10.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2025 по делу № А56-96266/2023 отменить. Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
|