Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92



2

А66-7824/2021



609/2025-35120(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

08 июля 2025 года

Дело №

А66-7824/2021

     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
     при участии от Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу Корнюш Н.М. (доверенность от 31.10.2024), от Федерального агентства лесного хозяйства Корнюш Н.М. (доверенность от 11.10.2024), от колхоза «Вперед» Горецкой Е.В. (доверенность от 27.11.2023), от Министерства лесного комплекса Тверской области Емельяновой М.В. (доверенность от 30.06.2025),
     рассмотрев 08.07.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу колхоза «Вперед» на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2025 по делу № А66-7824/2021,
     

у с т а н о в и л:

     
     Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу (141202, Московская обл., г. Пушкино, ул. Институтская, д. 15; ОГРН 5077746292883; ИНН 7705782230; далее - Департамент), Федеральное агентство лесного хозяйства (113184, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 59/19; ОГРН 1047796366298; ИНН 7705598840; далее - Агентство) обратились в Арбитражный суд Тверской области с иском к колхозу «Вперед» (171656, Тверская обл.,            г. Красный Холм, с. Мартыново; ОГРН 1026901540270; ИНН 6928002820; далее - Колхоз), администрации Краснохолмского муниципального округа Тверской области (171660, Тверская обл., г. Красный Холм, пл. Карла Маркса, д. 10; ОГРН 1026901543932, ИНН 6928002273; далее - Администрация) об истребовании из незаконного владения Колхоза в пользу Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 69:16:0000008:43 в координатах поворотных точек границы пересечения, указанных в заключении № 1 Тверского филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» (далее - Рослесинфорг), а также исключении из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 69:16:0000008:43 в части пересечения с землями лесного фонда в указанных координатах, установив границы в оставшейся площади (с учетом уточнения исковых требований).
     К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (170100, г. Тверь, Свободный пер., д. 2; ОГРН 1046900099828; ИНН 6901067121; далее - Росреестр), Министерство лесного комплекса Тверской области (170042, г. Тверь, ул. Горького, д. 97, каб. 91; ОГРН 1106952010868; ИНН 6950116540; далее - Министерство), Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура (170034, г. Тверь, ул. Дарвина, д. 9; ОГРН 1026900561610; ИНН 6905010905; далее - Прокуратура), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 33; ОГРН 1106952029315; ИНН 6950125150; далее - Управление), филиал публично-правовой компании «Роскадастр» (далее - Филиал ППК «Роскадастр»), Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (170100, г. Тверь, пл. Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, д. 2; ОГРН 1026900561071; ИНН 6905003320).
     Решением суда первой инстанции от 13.10.2023 в иске отказано.
     Определением от 04.03.2024 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, исключил из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Филиал ППК «Роскадастр», привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, публично-правовую компанию «Роскадастр» в лице филиала по Тверской области (далее - Роскадастр).
     Определением суда апелляционной инстанции от 04.06.2024 производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Тверской области по делу № А66-3143/2024; определением апелляционного суда от 10.10.2024 производство по делу возобновлено.
     В судебном заседании 09.12.2024 судом апелляционной инстанции принято уточнение исковых требований: признать отсутствующим право постоянного (бессрочного) пользования колхоза «Вперед» на земельный участок с кадастровым номером 69:16:0000008:43, площадью 29850116 +/- 95612 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Тверская обл., Краснохолмский р-н, с/п Мартыновское, колхоз «Вперед», категория - земли сельскохозяйственного назначения; исключить из ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером 69:16:0000008:43; указать в решении суда на то, что данное решение будет являться основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 69:16:0000008:43.
     Постановлением суда апелляционной инстанции от 19.02.2025 решение суда первой инстанции отменено, исковые требования удовлетворены.
     В кассационной жалобе Колхоз, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции. По мнению подателя жалобы, исковые требования неправомерны и не подлежат удовлетворению.
     В судебном заседании представитель Колхоза поддержала доводы жалобы, представители Агентства, Департамента и Министерства просили отказать в ее удовлетворении.
     Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
     Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
     Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, в ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 69:16:0000008:43, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: Тверская обл., Краснохолмский р-н, с/п Мартыновское, колхоз «Вперед», площадь земельного участка 29 850 116+/-95 612 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства; дата постановки на кадастровый учет - 12.10.2005; граница земельного участка состоит из 170 контуров; владелец участка не указан.
     Согласно сведениям о характеристиках объекта недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 69:16:0000008:43 в разделе «Особые отметки» содержится следующая запись: «Сведения о вещных правах на объект недвижимости, не зарегистрированных в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества: Вид права: Бессрочное (постоянное) пользование; Правообладатель: Колхоз «Вперед»; реквизиты документа-основания: государственный акт на право собственности, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей от 14.12.1992 № 69:16:08 16» (т. 5, л.д. 144-146).
     Колхоз, заявляя о наличии у него права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 69:16:0000008:43, ссылается на постановление главы администрации Краснохолмского района от 14.12.1992 № 183 (далее - Постановление № 183) о предоставлении колхозу 5842 га земли, в том числе 2641 га - в коллективно-долевую собственность, 3001 га - в бессрочное (постоянное) пользование для ведения сельского хозяйства, а также на государственный акт на право собственности, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей            № 69:16:08 16 (далее - Государственный акт № 69:16:08 16).
     Согласно решению исполнительного комитета Краснохолмского районного Совета депутатов трудящихся от 09.02.1959 № 60 (т. 6, л. д. 64) (далее - Решение № 60) объединены три колхоза (в том числе колхоз «Вперед»), объединенный колхоз решено именовать «Вперед»; за колхозом «Вперед» по Государственному акту закреплено 5840,69 га (пункт 4); Государственные акты на пользование землей заменены на один новый Государственный акт (пункт 5).
     Согласно сведениям из ЕГРН на государственный кадастровый учет земельный участок поставлен 12.10.2005.
     В письме от 16.12.2019 № 27 председатель Колхоза указал, что участок отмежеван и поставлен на учет 07.05.2015, сведения внесены в ЕГРН.
     Распоряжением администрации Тверской области от 27.11.2006 № 548-ра «О переводе земель из одной категории в другую» (далее - Распоряжение               № 548-ра) осуществлен перевод земель общей площадью 37 221 га, расположенных на территории Краснохолмского р-на Тверской области в границах согласно материалам землеустройства и лесоустройства, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли лесного фонда, в том числе переведено 2696 га земель сельхозназначения, ранее закрепленных за колхозом «Вперед».
     Согласно выписке из ЕГРН (т. 1, л.д. 27-28) в отношении земельного участка с кадастровым номером 69:16:0000008:169 имеются следующие сведения: местоположение установлено согласно ориентира, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира, Тверская обл., Краснохолмский р-н, с/п Мартыновское, Краснохолмское лесничество, леса ранее находившиеся во владении колхоза «Вперед», площадь участка 26 960 000 кв.м., категория земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: для ведения лесного хозяйства. Участок поставлен на учет 29.11.2010. Границы земельного участка не установлены. Правообладатель: Российская Федерация.
     О государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, категории земель: земли лесного фонда, общая площадь  2696 га, адрес объекта: Тверская обл., Краснохолмский р-н, с/п Мартыновское, Краснохолмское участковое лесничество; леса, ранее находившиеся во владении колхоза «Вперед», выдано свидетельство от 28.10.2008 серии 69-АБ № 283272.
     По информации Рослесинфорга (письмо от 17.01.2020) границы земельного участка (земли сельхозназначения) с кадастровым номером 69:16:0000008:43 площадью 29 850 116 кв.м. пересекаются с землями Краснохолмского участкового лесничества, площадь пересечения составляет 27 783 857 кв.м.; в процентном соотношении площадь пересечения составляет 93,08%.
     Истцы, ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 69:16:0000008:43 является землями лесного фонда, обратились в арбитражный суд с настоящим иском.
     Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, придя к выводу о правомерности и обоснованности исковых требований, удовлетворил их в полном объеме.
     Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
     В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
     В силу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -      ГК РФ) право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ней.
     Как предусмотрено частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015      № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон        № 218-ФЗ), государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
     Согласно статье 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
     В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП). В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
     В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
     Для оспаривания зарегистрированного права постоянного (бессрочного) пользования Колхоза путем использования такого способа защиты, как признание права отсутствующим, необходимо доказать, что данное право зарегистрировано в ЕГРП при отсутствии правоустанавливающих документов с нарушением требований закона.
     В данном случае судом апелляционной инстанции установлено, что на лесной участок с кадастровым номером 69:16:0000008:169 зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
     Реализация Российской Федерацией полномочий собственника указанного лесного участка подтверждается, в частности, представленными в материалы дела приказами Министерства от 29.12.2021 № 131-п «Об утверждении государственного задания государственного бюджетного учреждения Тверской области «Лесозащитный противопожарный центр - Тверьлес» на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов», от 24.11.2022 № 113-п «О внесении изменений в приказ Министерства лесного хозяйства Тверской области от 29.12.2021 № 131-п»; от 16.07.2020 № 145-п «Об утверждении Устава государственного бюджетного учреждения Тверской области «Лесозащитный противопожарный центр - Тверьлес»; от 02.02.2022 № 5-п «Об утверждении изменения в устав государственного бюджетного учреждения Тверской области «Лесозащитный противопожарный центр - Тверьлес»; Государственное задание государственного бюджетного учреждения Тверской области «Лесозащитный противопожарный центр - Тверьлес» на 2022 год и плановый период             2023-2024 годов; контракт на выполнение работ по защите лесов на территории Краснохолмского отдела лесного хозяйства ГКУ «Краснохолмское лесничество Тверской области» от 30.01.2023 № 245.2023; контракт на выполнение работ по защите лесов, уходу за лесом на территории Краснохолмского и Рымчановского участковых лесничеств Краснохолмского отдела лесного хозяйства ГКУ «Краснохолмское лесничество Тверской области» от 30.11.2023 № 247.2023; договоры купли-продажи лесных насаждений от 14.02.2023 №№ 3/Красный Холм, 4/Красный Холм, 5/Красный Холм, 6/Красный Холм, 7/Красный Холм, 8/Красный Холм, № 9/Красный Холм.
     Судом апелляционной инстанции так же установлено, что в границы земельного участка с кадастровым номером 68:16:0000008:43 включены леса, ранее находившиеся во владении колхоза «Вперед» - кварталы 1-21 Краснохолмского участкового лесничества Тверской области.
     В соответствии с государственным заданием, утвержденным приказом Министерства от 29.12.2021 № 131-п, частью 1 статьи 19 ЛК РФ государственное бюджетное учреждение «Лесозащитный противопожарный центр - Тверьлес» (далее - Противопожарный центр) обязано провести на указанных землях мероприятия по сохранению лесов.
     В силу своего устава Противопожарный центр является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ в целях обеспечения отдельных полномочий Министерства в сфере лесного хозяйства. Во исполнение данных мероприятий Противопожарным центом заключены контракты на выполнение работ по защите лесов, уходу за лесами. На основании заявления Противопожарного центра срок рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения и вывоза древесины в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий продлен до 13.02.2025.
     Согласно отчетам о выполнении работ по охране, защите и воспроизводству лесов, ведомостями аттестации (приемки) законченных лесохозяйственных объектов, работ и услуг в 2023 году на указанном лесном участке выполнены лесохозяйственные мероприятия; в 2025 году запланированы мероприятия по лесоводственному уходу.
     При этом в соответствии со сведениями государственного лесного реестра лесные участки в кварталах 1-21 Краснохолмского участкового лесничества в пользование в порядке, установленном ЛК РФ, не предоставлены; использование лесных участков в сельскохозяйственных целях не осуществляется.
     Исходя из этого, суд апелляционной инстанции указал, что лесной участок на площади пересечения используется в целях ведения лесного хозяйства, на нем находятся принадлежащие Российской Федерации многолетние лесные насаждения, в отношении которых уполномоченными органами осуществляется комплекс мер по охране, защите, воспроизводству, мониторингу состояния.
     Наличие на спорном участке принадлежащих Колхозу объектов недвижимости материалами дела не подтверждено.
     Вступившим в законную силу приговором Бежецкого межрайонного суда Тверской области от 07.10.2021 по делу № 1-2-14/2021 установлено, что на спорном участке осуществлялась незаконная рубка; одним из виновных признан руководитель Колхоза, который достоверно знал о том, что рубку начинает на землях лесного фонда - участке с кадастровым номером 69:16:0000008:169.
     На основании изложенного апелляционный суд пришел к выводу о том, что истцами избран надлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку признание зарегистрированного права отсутствующим является самостоятельным способом защиты, обеспечивающим восстановление прав истцов посредством исключения из ЕГРН записи о праве постоянного (бессрочного) пользования Колхоза в отношении участка.
     В соответствии со статьей 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ  «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям), если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
     Таким образом, федеральным законом допускалась регистрация права собственности на лесные участки без проведения межевания и подготовки межевого плана в границах, не установленных в соответствии с действующим законодательством.
     В силу статьи 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
     В соответствии с пунктом 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины).
     Согласно статье 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного и лесного законодательства.
     Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Границы земель лесного фонда (лесных участков), их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются лесоустроительной проектной документацией (статьи 67 - 69       ЛК РФ).
     Документированная информация о землях лесного фонда содержится в государственном лесном реестре (далее - ГЛР) (статья 91 ЛК РФ).
     Согласно приказу Минприроды России от 11.11.2013 № 496 основанием для внесения документированной информации в ГЛР являются материалы лесоустройства.
     Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
     При этом статья 92 ЛК РФ предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, их ограничений, обременении лесных участков осуществляются в соответствии с Законом № 218-ФЗ.
     Как установил суд апелляционной инстанции, согласно результатам исследования, выполненного Рослесинфоргом, при сопоставлении границ земельного участка с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда, выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 69:16:0000008:43 пересекаются с землями Краснохолмского лесничества, площадь пересечения составляет 27 783 857 кв.м., что в процентном соотношении составляет 93,08%; в границы земельного участка с кадастровым номером 69:16:0000008:43 включены леса, ранее находившиеся во владении колхоза «Вперед», кварталы 1-21 Краснохолмского участкового лесничества Тверской области.
     Леса площадью 2696 га, ранее находившиеся во владении Колхоза, в соответствии с Распоряжением № 548-р на основании ходатайства администрации Краснохолмского района Тверской области были переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда.
     На указанный лесной участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации с условным номером 69-69-01/037/2008-024.
     Сведения о земельном участке из состава земель лесного фонда с условным номером 69-69-01/037/2008-024 внесены в государственный кадастр недвижимости с присвоением кадастрового номера 69:16:0000008:169 (категория земель - земли лесного фонда; разрешенное использование - для ведения лесного хозяйства; площадь 2696 га; адрес: Тверская обл., Краснохолмский р-н, с/п Мартыновское, Краснохолмское лесничество, Краснохолмское участковое лесничество; леса ранее находившиеся во владении Колхоза).
     В решении Тверского областного суда от 05.09.2018 по делу № 3а-136/2018, вступившем в законную силу, установлено, что лесной участок с кадастровым номером 69:16:000000:169 (леса, ранее находившиеся во владении колхоза «Вперед») площадью 2696 га принадлежит на праве собственности Российской Федерации, предназначен для ведения лесного хозяйства; собственником земельного участка на дату перевода его из категории земель сельскохозяйственного назначения и до настоящего времени является Российская Федерация; данный земельный участок всегда относился к землям лесного фонда и его основное назначением являлось ведение лесного хозяйства.
     На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о принадлежности спорного земельного участка к землям лесного фонда.
     При этом апелляционным судом отклонены доводы Колхоза о приобретении им земельного участка в соответствии с требованиями законодательства.
     Судом апелляционной инстанции установлено, что Колхозом в подтверждение права постоянного (бессрочного) пользования в материалы дела представлены Постановление № 183, постановление администрации Краснохолмского района от 03.03.1998 № 74 (далее - Постановление № 74), Решение № 60, Государственный акт № 69:16:08 16, проект землеустройства.
     В соответствии со статьей 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977 (далее - Основы лесного законодательства), статьей 4 Лесного кодекса РСФСР 1978 года, статьями 2, 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 06.03.1993 № 4616-1, частями 1, 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ (далее - Лесной кодекс 1997 года) единый государственный лесной фонд состоял из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование; леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса 1997 года, статья 8 ЛК РФ).
     В пункте 1 Положения о колхозных лесах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 № 144, предусматривалось, что колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов; в состав колхозных лесов входят находящиеся на закрепленных за колхозами в бессрочное (вечное) пользование землях и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах естественные и искусственно созданные леса (в том числе защитные лесные полосы) и подлежащие облесению площади вырубок и погибших лесонасаждений.
     В ходе проведения землеустройства земельные участки под лесами, переданные колхозам, учитывались в земельно-учетных документах как лесные площади, отдельно от сельскохозяйственных угодий, а в ходе лесоустройства учитывались путем их поквартального деления, определения лесохозяйственных выделов и их таксирования. После реорганизации сельхозпредприятия колхозные леса остались в государственной собственности.
     В силу статьи 31 Земельного кодекса РСФСР (далее - ЗК РСФСР) право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверялось государственным актом, выдаваемым и регистрируемым соответствующим Советом народных депутатов.
     Согласно статье 32 ЗК РСФСР приступать к использованию земельных участков разрешалось после выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования, аренды.
     В соответствии с пунктом 1 статьи 39.9 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.
     Таким образом, закон связывает возможность возникновения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с принятием уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка на соответствующем праве.
     Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно Решению № 60 за колхозом «Вперед» по Государственному акту закреплено 5840,69 га.
     При этом в Решении № 60 не указано на предоставление Колхозу колхозных лесов на праве бессрочного пользования, а также какие земли закрепляются за Колхозом (пашни, сенокосы, колхозные леса), какова площадь каждого вида земель, где эти земли расположены и т.п.
     В пункте 5 Решения № 60 предусмотрена выдача Государственного акта на вечное пользование землей. Данный акт в материалах дела отсутствует.
     В связи с этим суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Решением № 60 не подтверждается предоставление Колхозу права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 69:16:0000008:43.
     Помимо этого судом апелляционной инстанции приняты во внимание выводы судов по делу № А66-3143/2024 о том, что Государственный акт № 69:16:08 16 является правоподтверждающим, а не правоустанавливающим документом.
     Постановление № 183 о перерегистрации колхозов, на основании которого выдан Государственный акт № 69:16:08 16, так же никаких прав на земельные или лесные участки не устанавливает, не содержит решения о предоставлении Колхозу в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, не являясь таким образом правоустанавливающим документом.
     Согласно статье 94 ЗК РСФСР землями лесного фонда являются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности; порядок использования земель лесного фонда регулировался законодательством РСФСР и республик, входивших в состав РСФСР; неиспользуемые для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности сельскохозяйственные и другие угодья могли предоставляться лесохозяйственным и промышленным предприятиям для сельскохозяйственных целей во временное пользование.
     Статьей 46 Лесного кодекса 1997 года вопросы владения, пользования и распоряжения лесным фондом, перевода лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, отнесены к ведению Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации были наделены полномочиями по участию в осуществлении прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
     Согласно статье 63 Лесного кодекса 1997 года перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, осуществлялся в отношении лесов первой группы Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством.
     В рассматриваемом случае в материалах дела отсутствуют разрешительные документы уполномоченного органа о переводе спорного земельного участка из лесных земель в нелесные.
     Апелляционным судом отклонен довод Колхоза о том, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком является ранее возникшим.
     В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ ранее возникшими считаются права, возникшие до момента вступления в силу данного Федерального закона, то есть до 31.01.1998.
     По смыслу статьи 268 ГК РФ и норм земельного законодательства основанием возникновения права постоянного (бессрочного) пользования является принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка на таком праве.
     Сведений о таком решении уполномоченного органа в деле не имеется.
     Как указал апелляционный суд, в отсутствие документов, подтверждающих принятие уполномоченным органом решения о предоставлении Колхозу земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, оснований считать соответствующее право возникшим не имеется.
     Приняв во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь упомянутыми нормами, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерности и обоснованности исковых требований, удовлетворив их в полном объеме.
     Выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены апелляционным судом правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
     Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
     

п о с т а н о в и л:

     постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2025 по делу № А66-7824/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу колхоза «Вперед» - без удовлетворения.

Председательствующий

О.А. Алешкевич

Судьи

Е.А. Аникина
 В.М. Толкунов