Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92


А13-5979/2024


928/2025-35153(1)


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

08 июля 2025 года

Дело №

А13-5979/2024

     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,  
     при участии от Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Иванова Н.А. (доверенность от 03.12.2024 № 88-Д), от индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Нестеровой Л.В. представителя Беляева П.В. (доверенность от 28.12.2024),
     рассмотрев 07.07.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2025 по делу № А13-5979/2024,

у с т а н о в и л :

     индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Нестерова Людмила Владимировна, адрес: 161441, Вологодская обл., Никольский муниципальный округ, дер. Старыгино, ОГРНИП 317352500009037, ИНН 351401079546 (далее - глава КФХ), обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, адрес: 198095, Санкт-Петербург, ул. Швецова, д. 12, ОГРН 1057810087202, ИНН 7805365021 (далее - Управление, Россельхознадзор), оформленного письмом от 16.05.2024  № 2668-12, об отказе в использовании земельных участков с кадастровыми номерами 35:16:0203037:710, 35:16:0203037:708, 35:16:0203037:706, 35:16:0203037:704, 35:16:0201004:298, 35:16:0201004:300, 35:16:0201004:302, 35:16:0201016:88 в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения; о возложении на ответчика обязанности принять положительные решения по заявлениям от 22.03.2024 об использовании земельных участков: 35:16:0201016:88, 35:16:0201004:298, 35:16:0201004:300, 35:16:0201004:302, 35:16:0203037:704, 35:16:0203037:706, 35:16:0203037:708, 35:16:0203037:710 в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, для заготовки древесины.
     К участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент природных ресурсов, лесного и охотничьего хозяйства Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 27, ОГРН 1053500056136, ИНН 3525151968 (далее - Департамент), федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг», адрес: 109316, Москва, Волгоградский пр., д. 45, стр. 1, ОГРН 1157746215527, ИНН 7722319952, в лице Северного филиала, адрес: 160014, г. Вологда, ул. Некрасова, д. 51 (далее - филиал ФГБУ «Рослесинфорг» «Севлеспроект»).
     Решением от 03.09.2024 суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
     Апелляционный суд постановлением от 12.03.2025 отменил решение от 03.09.2024 и признал недействительным решение Управления, оформленное письмом от 16.05.2024 № 2668-12, об отказе в использовании земельных участков с кадастровыми номерами 35:16:0203037:710, 35:16:0203037:708, 35:16:0203037:706, 35:16:0203037:704, 35:16:0201004:298, 35:16:0201004:300, 35:16:0201004:302, 35:16:0201016:88 в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения. Суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов главы КФХ путем принятия положительного решения по ее заявлениям от 22.03.2024 об использовании земельных участков: 35:16:0201016:88, 35:16:0201004:298, 35:16:0201004:300, 35:16:0201004:302, 35:16:0203037:704, 35:16:0203037:706, 35:16:0203037:708, 35:16:0203037:710 в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, для заготовки древесины.
     В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции.
     В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель главы КФХ возражал против ее удовлетворения.
     В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей третьих лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте ее рассмотрения.
     Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ.
     Как установлено судами и следует из материалов дела, предпринимателю Нестеровой Л.В. на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 35:16:0203037:710, 35:16:0203037:708, 35:16:0203037:706, 35:16:0203037:704, 35:16:0201004:298, 35:16:0201004:300, 35:16:0201004:302, 35:16:0201016:88 (далее - Участки); категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид использования - для сельскохозяйственного производства.
     Глава КФХ 22.03.2024 обратилась в Россельхознадзор с заявлениями об использовании Участков в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, для заготовки древесины.
     Управление 26.03.2024 на основании пункта 7(2) Положения об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1509 (далее - Положение № 1509), обратилось в Департамент, направив указанные в заявлениях главы КФХ сведения о качественных и количественных характеристиках лесных насаждений, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, а также приложенные к заявлению материалы фотофиксации лесных насаждений, расположенных на Участках для получения экспертного заключения.
     Департамент 24.04.2024 представил в Управление экспертные заключения от 11.04.2024, в которых сообщил о несоответствии лесных насаждений и (или) древесно-кустарниковой растительности в границах Участков критериям отнесения их к лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения, указанным в пункте 1 Положения № 1509.
     Управление передало экспертные заключения и заявления предпринимателя Нестеровой Л.В. межведомственной комиссии по рассмотрению заявлений об использовании земельных участков в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения (далее - межведомственная комиссия), в состав которой входили представители Управления, Департамента и Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области.
     Межведомственной комиссией 08.05.2024 принято отрицательное решение о возможности использования Участков сельскохозяйственного назначения для использования лесов, о чем составлен протокол заседания межведомственной комиссии.
     Управление в письме от 16.05.2024 № 2668-12 направило заявителю информацию о принятом отрицательном решении.
     Предприниматель Нестерова Л.В. не согласилась с вышеуказанным решением и обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
     Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, признав правомерным оспариваемое решение Управления и согласившись с позицией ответчика и Департамента о том, что из буквального содержания пункта 1 Положения № 1509 следует только один вывод - показатели сомкнутости крон древесного и кустарникового ярусов не должны суммироваться, каждый из таких показателей должен соответствовать значению 0,8-1, указанному в пункте 1 Положения № 1509.
     Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявление главы КФХ, обоснованно руководствовался следующим.
     В силу части 1 статьи 123 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) на землях сельскохозяйственного назначения могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель.
     Частью 2 статьи 123 ЛК РФ предусмотрено, что особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
     В соответствии с частью 2 статьи 123 ЛК РФ Правительство Российской Федерации утвердило Положение № 1509, в пункте 1 которого установлены критерии отнесения к лесам лесных насаждений и (или) древесно-кустарниковой растительности, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.
     Согласно пункту 1 Положения № 1509 к лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения, относятся лесные насаждения и (или) древесно-кустарниковая растительность, расположенные на земельных участках сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса площадью более 0,5 га с деревьями высотой более 5 метров и лесным растительным покровом, составляющим более 75% площади земельного участка, с показателями сомкнутости крон древесного и кустарникового яруса 0,8-1,0 при одновременном наличии указанных признаков.
     В пункте 7(3) Положения № 1509 предусмотрено, что создание и обеспечение деятельности межведомственной комиссии осуществляет территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
     В соответствии с пунктом 7(4) Положения № 1509 по результатам рассмотрения заявления межведомственной комиссией принимается положительное решение о возможности использования земельного участка для использования лесов (далее - положительное решение) или отрицательное решение о невозможности использования земельного участка для использования лесов (далее - отрицательное решение).
     Межведомственная комиссия принимает отрицательное решение, если в экспертном заключении сделан вывод о несоответствии лесных насаждений и (или) древесно-кустарниковой растительности критериям отнесения их к лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения, которые указаны в пункте 1 настоящего Положения.
     Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения заявлений от 22.03.2024 главы КФХ Нестеровой Л.В. в отношении Участков межведомственной комиссией на основании пункта 7(4) Положения № 1509 приняты отрицательные решения, зафиксированные в протоколе заседания межведомственной комиссии от 08.05.2024.
     При этом, как указано в названом протоколе, основанием для принятия межведомственной комиссией отрицательных решений послужили экспертные заключения департамента от 11.04.2024, которые содержат выводы о несоответствии лесных насаждений и (или) древесно-кустарниковой растительности, произрастающих на спорных Участках, критериям отнесения их к лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения, указанным в пункте 1 Положения № 1509.
     Разногласия сторон возникли в отношении толкования нормы части 1 Положения № 1509 в части показателя сомкнутости крон древесного и кустарникового яруса.
     Управление и суд первой инстанции посчитали, что из буквального содержания спорной нормы следует только один вывод: показатели сомкнутости крон древесного и кустарникового ярусов не должны суммироваться, и каждый из таких показателей должен соответствовать критериям 0,8-1, установленным пунктом 1 Положения № 1509. По мнению суда первой инстанции, ввиду отсутствия указания на суммирование названных показателей каждый из этих показателей должен рассматриваться отдельно и наличествовать одновременно.
     Предприниматель, напротив, полагает, что к лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения, относятся как совокупность деревьев отдельно (лесные насаждения, которые, как правило, выражены в виде древостоя, в том числе без кустарников), так и совокупность деревьев и кустарников (древесно-кустарниковая растительность), что следует из буквального толкования пункта 1 Положения № 1509 с учетом определения используемых понятий и юридической техники изложения положений нормативного акта (в том числе использование "и (или)").
     Следовательно, по утверждению главы КФХ, для Участков достаточно уже одного достигнутого на этих участках показателя сомкнутости крон древесного яруса (0,80 и 0,85 соответственно), а для земельного участка с кадастровым номером 35:16:0201016:88 показатель сомкнутости крон должен определяться суммированием показателя сомкнутости крон древесного яруса и показателя сомкнутости крон кустарникового яруса (0,7 + 0,25 = 0,95).
     В подтверждение своей позиции глава КФХ ссылается на соответствующие разъяснения, представленные экспертным центром Федерального государственного бюджетного образования «Санкт-Петербургской государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова» (заключение от 03.06.2024 № 24/05), филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Севлеспроект» (письменные пояснения от 29.07.2024 № 35/1433), Федеральным агентством лесного хозяйства Российской Федерации (письмо от 27.06.2024 № 02-01-47/15499), а также Минприроды России (письмо от 14.06.2024 № 16-78/10502-ОГ).
     Из совокупного анализа положений пункта 116 Общесоюзных нормативов для таксации лесов, утвержденных приказом Госкомлеса СССР от 28.02.1989 № 38 и действующих в настоящее время, а также пунктов 208, 209, 221 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства от 05.08.2022 № 510, следует, что при лесотаксационном обследовании земельных участков с целью определения характеристик лесного ресурса (таксационных показателей) показатель «сомкнутость полога» представляет собой сомкнутость крон всех лесных насаждений (древесных и кустарниковых пород).
     Апелляционный суд обоснованно согласился с позицией главы КФХ, указав, что наличие союза "и (или)" в норме пункта 1 Положения № 1509 означает, что к лесам могут быть отнесены как совместно произрастающие лесные насаждения и древесно-кустарниковая растительность, так и отдельно растущие лесные насаждения или древесно-кустарниковые растения.
     Союз "и" в названной норме («с показателями сомкнутости крон древесного и кустарникового яруса») в контексте совместного произрастания лесных насаждений и древесно-кустарниковой растительности означает суммирование показателей сомкнутости одного и другого вида лесного ресурса.
     Если исходить из предлагаемого Управлением и судом первой инстанции толкования спорной нормы, то при нахождении на земельном участке только лесных насаждений или только древесно-кустарниковой растительности достижение значения показателя сомкнутости крон по каждому виду лесного ресурса "0,8-1" невозможно (ввиду отсутствия одного из видов).
     Вместе с тем в рассматриваемом случае, как следует из экспертных заключений Департамента и не отрицается ответчиком, по показателю сомкнутости крон древесного яруса (0,80 и 0,85 соответственно) отдельно растущие на Участках лесные насаждения уже соответствуют критерию отнесения их к лесам, предусмотренному пунктом 1 Положения № 1509 при наличии в этой норме союза "или".
     Относительно Таблицы, в которой отражаются сведения о качественных и количественных характеристиках лесных насаждений, следует отметить, что данная Таблица содержит три столбца показателей, указанных в качестве критериев в пункте 1 Положения № 1509, а именно «Высота деревьев, м», «Лесной растительный покров» и «Сомкнутость крон». Столбец Таблицы, поименованный как «Сомкнутость крон», в свою очередь, разделен на два столбца, содержащих наименования «древесного яруса» и «кустарникового яруса», что свидетельствует о совместном их учете в показателе сомкнутости крон.
     Также следует обратить внимание, что целью принятия Федерального закона от 27.12.2018 № 538-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий», которым введена глава 18 ЛК РФ, являлось урегулирование вопроса о правовом режиме лесов, расположенных на иных, кроме лесного фонда, категориях земель, в том числе землях сельскохозяйственного назначения (статья 123 ЛК РФ).
     Согласно нормам Положения № 1509 с момента признания лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, таковыми на основании пункта 1 названного Положения эти леса подлежат правовой охране (соблюдение правил пожарной и санитарной безопасности, ухода за лесами, лесовосстановления, заготовки древесины, составление проекта освоения лесов, подача лесных деклараций и отчетов об использовании лесов).
     Применительно к рассматриваемым обстоятельствам при толковании спорной нормы пункта 1 Положения № 1509 следует учитывать направленность правового регулирования указанного Положения, которым устанавливается легальная возможность использования лесного ресурса в интересах предпринимателя.
     Установив наличие совокупности условий для признания оспоренного отказа незаконным, суд апелляционной инстанции заявленные требования удовлетворил в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, признав выводы суда первой инстанции об обратном неверными.
     Вопреки доводам кассационной жалобы, поскольку иных оснований, препятствующих удовлетворению заявлений главы КФХ от 22.03.2024 об использовании Участков в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, для заготовки древесины, ни Департаментом, ни Управлением не выявлено, суд апелляционной инстанции с учетом разъяснений, изложенных в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», обоснованно счел возможным возложить на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия положительного решения по ее заявлениям от 22.03.2024 об использовании спорных земельных участков в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, для заготовки древесины.
     Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта.
     Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд  Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

     постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2025 по делу № А13-5979/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.А. Аникина

Судьи

О.А. Алешкевич
Л.Б. Мунтян