Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92



6

А56-107935/2023



870/2025-35416(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

09 июля 2025 года

Дело №

А56-107935/2023

     
     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В.,  Филиппова А.Е.,
     при участии от общества с ограниченной ответственностью «Пилар» Бударевой И.В. (доверенность от 28.05.2025),
     рассмотрев 25.06.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Выборгского муниципального района Ленинградской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации Выборгского муниципального района Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2024 по делу № А56-107935/2023,
     

у с т а н о в и л:

     
     Общество с ограниченной ответственностью «Пилар», адрес: 108811,                  г. Москва, 22-й км (Киевское ш.), двлд. 6, стр. 1, эт. 5 ком. 33, ОГРН 1097746775422, ИНН 7703711642 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, адрес: 188800, Ленинградская обл., Выборгский р-н,                   г. Выборг, Советская ул., д. 12, ОГРН 1054700191391, ИНН 4704063710 (далее - Администрация), о признании незаконными решений от 13.10.2023 № А-9598,   А-9597, А-9596 об отказе в выдаче разрешений на размещение антенно-мачтовых сооружений связи, а также об обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия постановлений о размещении антенно-мачтовых сооружений связи согласно заявлениям Общества от 22.09.2023 № 190-1, 191-1, 199-1.
     Кроме того, Общество просило присудить ко взысканию с Администрации в пользу Общества судебную неустойку на случай неисполнения судебного акта в размере 30 000 руб. за каждый день неисполнения.
     Определением от 15.02.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, адрес: 188800, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Выборг, Северная ул., д. 10, ОГРН 1034700894689, ИНН 4704054056 (далее - Комитет).
     Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.04.2024 заявление удовлетворено частично: решения Администрации от 13.10.2023 № А-9598, А-9597, А-9596 об отказе в выдаче разрешений на размещение антенно-мачтовых сооружений связи признаны незаконными; на Администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия постановления о размещении объекта согласно заявлениям Общества в течение 1- дней с момента вступления решения суда в законную силу; на случай неисполнения решения суда с Администрации в пользу Общества взыскано 1000 руб. в день судебной неустойки; в остальной части в удовлетворении заявления отказано.
     Названное решение было обжаловано Администрацией в апелляционном порядке.
     Апелляционный суд, установив что решения от 13.10.2023 № А-9598,                  А-9597, А-9596 об отказе в выдаче разрешений на размещение антенно-мачтовых сооружений связи приняты Комитетом, не привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, пришел к выводу о наличии предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) оснований для отмены решения от 10.04.2024, поэтому, руководствуясь частью 6.1 статьи 268 АПК РФ перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции и, с учетом позиции Общества, определил процессуальное положение Комитета в качестве заинтересованного лица.
     Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2024 решение суда первой инстанции отменено, заявление удовлетворено частично: решения Комитета от 13.10.2023 № А-9598, А-9597 и А-9596 об отказе в выдаче разрешений на размещение антенно-мачтовых сооружений связи по заявлениям Общества признаны незаконными, обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия постановлений о размещении антенно-мачтовых сооружений по соответствующим заявлениям Общества   в течение 10 дней с момента вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу возложена на  Администрацию; с Администрации в пользу Общества присуждена ко взысканию судебная неустойка в размере 1000 руб. за каждый день неисполнения судебного акта.
     Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц наименования Администрации и Комитета изменились на администрацию Выборгского муниципального района Ленинградской области и Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации Выборгского муниципального района Ленинградской области соответственно.
     В кассационной жалобе Администрация и Комитет, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просят отменить постановление от  28.11.2024 и принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
     Податели жалобы указывают, что Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Совета депутатов МО «Выборгское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области № 27 от 23.12.2009, в составе градостроительных регламентов территориальных зон ТЖ-3 и ТР-2, в пределах которых находятся испрашиваемые участки, не предусмотрен такой вид разрешенного использования как размещение подобных сооружений.
     Апелляционный суд, по мнению подателей жалобы, не учел порядок предоставления земельных участков, предусмотренный Положением о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся на территории муниципальных образований Выборгского района Ленинградской области, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Выборгского района Ленинградской области, утвержденным постановлением главы Администрации от 06.11.2019     № 4308 (далее - Положение № 4308).
     Администрация и Комитет также ссылаются, что Общество не обосновало размеры площадей испрашиваемых участков.
     В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить постановление апелляционного суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
     В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
     Администрация и Комитет считаются извещенными в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.
     Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
     Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество обратилось в Администрацию с заявлениями о выдаче разрешений на размещение антенно-мачтовых сооружений высотой 30 м, являющихся движимым имуществом, согласно прилагаемой схеме границ на территории Выборгского района Ленинградской области на срок пользования 49 лет:
     - от 22.09.2023 № 190-1 - в отношении земельного участка площадью 9 кв.м по адресу: Ленинградская обл., г. Выборг, пр. Победы, северо-восточнее участка с кадастровым номером 47:01:0108001:9,
     - от 22.09.2023 № 199-1 - в отношении земельного участка площадью 9 кв.м по адресу: Ленинградская обл., г. Выборг, ул. Сухова, севернее участка с кадастровым номером 47:01:0108002:2142,
     - от 22.09.2023 № 191-1- в отношении земельного участка площадью 9 кв.м по адресу: Ленинградская обл., г. Выборг, Спортивная ул., западнее участка с кадастровым номером 47:01:0108001:49.
     Решениями Комитета от 13.10.2023 № А-9598, А-9597, А-9596 в выдаче  разрешений на размещение антенно-мачтовых сооружений связи отказано на основании пункта 2.10 Административного регламента предоставления муниципальной услуги, утвержденного постановлением Администрации от 14.11.2022 № 3973, и подпункта «е» пункта 2.15 Положения о размещении объектов на землях или земельных участках, находящихся на территории муниципальных образований Выборгского района Ленинградской области, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Администрации от 23.06.2023 № 2807 (далее - Положение                № 2807).
     При этом Комитет указал, что размещение сооружений связи на указанных земельных участках не соответствует утвержденным документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, документации по планировке территории или землеустроительной документации.
     Общество, полагая, что оснований для отказа в размещении антенно-мачтовых сооружений на испрашиваемых территориях не имелось, обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
     Суд первой инстанции признал требования Общества обоснованными и удовлетворил заявление, определив судебную неустойку на случай неисполнения судебного акта.
     Апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции с участием Администрации и Комитета в качестве заинтересованных лиц, признал требования Общества обоснованными и удовлетворил их, присудив также ко взысканию судебную неустойку на случай неисполнения судебного акта.
     Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемое постановление не подлежит отмене в связи со следующим.
     В соответствии со статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях, перечисленных в пункте 1 данной статьи, в том числе для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
     Согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления сервитутов могут размещаться сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11).
     В соответствии с пунктом 27 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003          № 126-ФЗ «О связи» под сооружением связи понимаются объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи. В свою очередь, средства связи - технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями (пункт 28 той же статьи).
     В силу пункта 4.5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство для размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 м, предназначенных для размещения средств связи.
     Таким образом, опора связи высотой до 50 м, которая представляет собой антенно-мачтовое сооружение, предназначенное для размещения на нем оборудования для обеспечения сотовой связи, может размещаться на земельном участке в порядке, установленном главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
     В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
     В Ленинградской области таким нормативным правовым актом является постановление Правительства Ленинградской области от 03.08.2015 № 301, утвердившее Порядок и условия размещения отдельных видов объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории Ленинградской области (далее - Порядок).
     Согласно пункту 2 Порядка объекты размещаются на землях или земельных участках на основании решения органа, уполномоченного на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, о размещении объекта. Решение принимается на основании заявления о размещении объекта, подаваемого физическим, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 Порядка).
     В пункте 9 Порядка определен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в размещении объекта, в частности, если размещение объекта не соответствует утвержденным документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, документации по планировке территории или землеустроительной документации (подпункт «ж»).
     Согласно пункту 10 Порядка в решении об отказе в размещении объекта должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 9 Порядка.
     Оспариваемые Обществом отказы в выдаче разрешений на размещение сооружений связи мотивированы тем, что размещение антенно-мачтовых сооружений связи не предусмотрено градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны в качестве основных или условно-разрешенных видов разрешенного использования земельных участков.
     Между тем согласно пункту 2 Примечания к Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412, содержание видов разрешенного использования, перечисленных в классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию антенно-мачтовых сооружений, если федеральным законом не установлено иное.
     Таким образом, нахождение испрашиваемых территорий в границах территориальных зон ТЖ-3 (заявления от 22.09.2023 № 191-1 и № 199-1) и ТР-2 (заявление от 22.09.2023 № 190-1) не являлось препятствием для размещения на этой территории антенно-мачтовых сооружений связи.
     Поскольку иные обстоятельства в решениях от 13.10.2023 №№ А-9598,                   А-9597, А-9596 указаны не были, а Администрация и Комитет вопреки требованиям статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не доказали наличие на момент рассмотрения заявлений Общества обстоятельств, препятствующих выдаче разрешений, апелляционный суд правомерно признал оспариваемые отказы незаконными, возложив на Администрацию обязанность выдать Обществу разрешение на использование испрашиваемых земельных участков в заявленных целях.
     Ссылка Администрации и Комитета на Положение № 4308 относительно необходимости совершения определенных действий после получения заявления о выдаче разрешения на размещение объекта обоснованно отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Порядком, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области, необходимость совершения уполномоченным органом каких-либо дополнительных действий не предусмотрена. Кроме того, как верно отметил апелляционный суд, Положение № 4308 было отменено постановлением Администрации от 23.06.2023 № 2807.
     Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемое постановление законным и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для его отмены.
     Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
     

п о с т а н о в и л:

     
     постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2024 по делу № А56-107935/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Выборгского муниципального района Ленинградской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации Выборгского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.В. Чуватина

Судьи

А.В. Кадулин
А.Е. Филиппов