Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92



6

А13-10944/2024



935/2025-35439(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

09 июля 2025 года

Дело №

А13-10944/2024

     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи                 Корабухиной Л.И.,
     рассмотрев 09.07.2025 без вызова сторон кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 05.12.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2025 по делу № А13-10944/2024,
     

у с т а н о в и л:

     общество с ограниченной ответственностью «Абразив Сервис», адрес: 162604, Вологодская область, город Череповец, Кирилловское шоссе, дом 86В, офис 11, ОГРН 1167746767792, ИНН 7720349800 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области, адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Лермонтова, дом 15а, ОГРН 121350001026, ИНН 3525471414 (далее - Отделение), о признании недействительными решений от 18.07.2024                                  № 35012480000586, № 35012480000587 и требований от 20.08.2024                                № 350124800003901, № 3501241200004101.
     На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
     Решением суда от 05.12.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от  26.03.2025, оспариваемые решения и требования Фонда признаны не соответствующими Федеральному закону от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон                     № 255-ФЗ) и недействительными, с Фонда в пользу Общества взыскано                           12 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
     В кассационной жалобе Отделение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении требований.  
     По мнению подателя жалобы, судами неверно истолкованы положения статьи 14 Закона № 255-ФЗ, размер пособия работников Общества по временной нетрудоспособности в соответствии с пунктом 6.1 статьи 14 Закона  № 255-ФЗ подлежал  исчислению исходя из минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) пропорционально продолжительности рабочего времени.
     В отзыве на жалобу Общество поддерживает выводы судов, полагая доводы Отделения необоснованными, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
     В соответствии со статьей 286 и частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных акта проверяется судьей кассационной инстанции единолично без вызова сторон.
     Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон № 165-ФЗ), статьи 2.1 Закона № 255-ФЗ Общество является страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
     Отделение провело выездную проверку полноты и достоверности представляемых Обществом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение за период с 01.01.2021 по 31.12.2023, о чем составлен акт от 26.06.2024 № 35012480000584.
     В ходе проверки Отделением установлено, что пособия по временной нетрудоспособности работникам Общества Балаба Ю.А., Бокаревой В.Н., Коковкину А.Р., Мальцеву И.Л., Матвееву И.К., Паницкому В.С., Савельеву А.С., Смирнову А.С., Шепелевой Ю.В., Эльмановой Е.О. выплачены исходя из МРОТ, но без учета их работы на условиях неполного рабочего дня. Названное обстоятельство привело, по мнению Отделения, к излишней выплате пособия по временной нетрудоспособности на сумму 46 550 руб.
     По результатам рассмотрения акта Отделением принято решение от 18.07.2024 № 35012480000586, которым Обществу предложено возместить излишне понесенные Отделением расходы в размере 46 550 руб.
     Решением фонда от 18.07.2024 № 35012480000587 Общество привлечено к ответственности по пункту 2 статьи 15.2 Закона № 255-ФЗ в виде штрафа в сумме 5 000 руб. в связи с представлением  недостоверных сведений о размере ставки спорных застрахованных лиц «1», при фактической ставке «0,4».
     На основании указанных решений Отделение направило Обществу требования о возмещении излишне понесенных расходов от 20.08.2024                                   № 350124800003901 и об уплате штрафа от 20.08.2024 № 3501241200004101.
     Не согласившись с названными решениями и требованиями, Общество оспорило их в арбитражном суде.
     Суды удовлетворили заявленные Обществом требования, признав оспариваемые решения и требования недействительными.
     В соответствии с частью 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
     В рассматриваемом случае суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, приходит к следующему.
     Согласно статье 3 Закона № 165-ФЗ под обеспечением по обязательному социальному страхованию (страховое обеспечение) понимается исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
     Право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (застрахованные лица), при соблюдении условий, предусмотренных Законом № 255-ФЗ и иными федеральными законами (части 1, 2 и 4 статьи 2 Закона № 255-ФЗ).
     Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определен статьей 14 Закона № 255-ФЗ.
     Частью 7 статьи 14 названного Закона предусмотрено, что особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.
     В силу пункта 16 Правил получения Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2021 № 2010 (далее - Правила                 № 2010), основанием для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам является листок нетрудоспособности, сформированный медицинской организацией и размещенный в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанный с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией (далее - электронный листок нетрудоспособности).
     Пунктом 3 указанных Правил установлено, что назначение и выплата пособий осуществляются страховщиком на основании сведений и документов, представляемых страхователем, сведений, имеющихся в распоряжении страховщика, а также сведений и документов, запрашиваемых страховщиком у государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
     Как указано в подпункте «а» пункта 22 Правил № 2010, страхователи не позднее 3 рабочих дней со дня получения данных о закрытии электронного листка нетрудоспособности по запросу страховщика размещают в информационной системе страховщика подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, среди которых, в частности, сведения о продолжительности страхового стажа застрахованного лица на день наступления временной нетрудоспособности; сведения о продолжительности рабочего времени застрахованного лица - в случае, если на момент наступления страхового случая застрахованное лицо работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня); сведения о периоде отсутствия застрахованного лица на работе в связи с временной нетрудоспособностью.
     Согласно пунктам 2 и 3 части 1 статьи 4.2 Закона № 255-ФЗ страховщик наделен правом проводить проверки полноты и достоверности представляемых страхователем сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователя документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок; проводить проверки полноты и достоверности представляемых застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты ему страхового обеспечения; а также осуществлять в пределах своей компетенции контроль за соблюдением страхователями законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при представлении ими сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения (пункт 5 части 2 статьи 4.2 Закона № 255-ФЗ).
     Как обусловлено частью 2 статьи 15.1 Закона № 255-ФЗ, в случае, если представление, в том числе страхователями, недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм страхового обеспечения, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     Указанные расходы по смыслу части 2 статьи 15.1 Закона № 255-ФЗ являются убытками, понесенными страховщиком, выплатившим пособие при наступлении страхового случая (статья 1.2).
     При этом в данной норме под страховым случаем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством понимается свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных настоящим Законом, страхователя осуществлять страховое обеспечение.
     Правительством Российской Федерации постановлением от 11.09.2021               № 1540 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Положение № 1540).
     В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ, пунктом 5 Положения № 1540 пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
     Согласно части 1.1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ, пункта 8 Положения             № 1540 в случае, если застрахованное лицо за 2 календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, ниже минимального размера оплаты труда, определенного с учетом этих коэффициентов, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, равным минимальному размеру оплаты труда, определенному с учетом этих коэффициентов.
     Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть менее минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
     В силу пункта 14 Положения № 1540 в случаях, указанных в пункте 8 данного Положения, для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний дневной заработок определяется исходя из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - минимального размера оплаты труда, определенного с учетом этих коэффициентов (для лиц, работающих на момент наступления страхового случая на условиях неполного рабочего времени, - пропорционально продолжительности рабочего времени), увеличенного в 24 раза, путем его деления на 730.
     Пунктом 25 Положения № 1540 предусмотрено, что если пособие по временной нетрудоспособности в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, ниже минимального размера оплаты труда, определенного с учетом этих коэффициентов, пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из минимального размера оплаты труда в следующем порядке:
     а) размер дневного пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимального размера оплаты труда, определенного с учетом этих коэффициентов, на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится период временной нетрудоспособности;
     б) размер пособия по временной нетрудоспособности, подлежащего выплате, исчисляется путем умножения размера дневного пособия по временной нетрудоспособности, определенного в соответствии с подпунктом «а» данного пункта, на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности в каждом календарном месяце.
     Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), размер пособия по временной нетрудоспособности, исчисляемый в соответствии с пунктом 25 данного Положения исходя из минимального размера оплаты труда, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица (пункт 26 Положения № 1540).
     В рассматриваемом случае Отделение, руководствуясь приведенными нормами Закона № 255-ФЗ и Положения № 1540  произвело в оспариваемом решении от 18.07.2024 № 35012480000586 расчет пособий по временной нетрудоспособности застрахованных лиц, средний заработок которых был ниже МРОТ, и работающих на условиях неполного рабочего времени (0,4 ставки) исходя из минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и пропорционально продолжительности рабочему времени этих лиц.
     При этом, как указали суды, в акте проверки и оспариваемых решениях Отделение в обоснование излишней выплаты пособий ссылалось на часть 1.1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ, то есть его претензии касались определения среднего дневного заработка.
     Признавая расчет Отделения неверным и считая подлежащими применению пункты 16 и 12 Положения № 1540, суды исходили из того, что если застрахованному лицу установлен режим неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний дневной заработок определяется в таком же порядке, как и в случае, когда работнику установлен нормальный режим рабочего времени и работник работает полный рабочий день, то есть исходя из среднего заработка, равного МРОТ, без его дополнительного уменьшения пропорционально отработанному времени.  
     Установив, что на момент наступления страхового случая указанные застрахованные лица - работники Общества имели заработок ниже МРОТ, суды заключили, что в рассматриваемом случае расчет пособий по временной нетрудоспособности необходимо производить исходя из среднего заработка, равного МРОТ, без учета продолжительности рабочего времени этих лиц.
     Данный правовой подход, по мнению судов, соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 27.07.2016 № 309-КГ15-4727, от 07.08.2017 № 309-КГ17-9589, от 17.01.2018                             № 309-КГ17-20636, от 05.06.2018 № 309-КГ18-6206, от 06.08.2018                                         № 301-КГ18-11547, от 05.10.2018 № 309-КГ18-16194 и от 11.04.2019                                    № 307-ЭС19-3390, постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.09.2023 по делу № А56-123093/2022.
     Между тем судами не учтено, что приведенные  судебные акты приняты по делам, касающимся споров о начислении пособия по временной нетрудоспособности за период до внесения с 01.01.2021 изменений в Закон                          № 255-ФЗ Федеральным законом от 29.12.2020 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 478-ФЗ).
     Так, Законом № 478-ФЗ статья 14 Закона № 255-ФЗ была дополнена частями 6.1 и 6.2 следующего содержания:
     - в случае, если пособие по временной нетрудоспособности, исчисленное в соответствии с положениями Закона № 255-ФЗ, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, ниже минимального размера оплаты труда, определенного с учетом этих коэффициентов, пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из минимального размера оплаты труда в следующем порядке:
     1) размер дневного пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимального размера оплаты труда, определенного с учетом этих коэффициентов, на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится период временной нетрудоспособности;
     2) размер пособия по временной нетрудоспособности, подлежащего выплате, исчисляется путем умножения размера дневного пособия по временной нетрудоспособности, определенного в соответствии с пунктом 1 названной части, на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности в каждом календарном месяце (часть 6.1).
     Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), размер пособия по временной нетрудоспособности, исчисляемый в соответствии с частью 6.1 настоящей статьи исходя из минимального размера оплаты труда, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица (часть 6.2).
     Пункты 25 - 26  Положения № 1540 соответствуют приведенным нормам Закона № 255-ФЗ.
     Согласно части 4 статьи 8 Закона № 478-ФЗ положения частей 6.1 и 6.2 статьи 14 Закона № 255-ФЗ применяются при исчислении пособий по временной нетрудоспособности за период временной нетрудоспособности, приходящийся на период начиная с 1 января 2021 года.
     Таким образом, с 01.01.2021 законодательно предусмотрено, что в случаях, предусмотренных частью 1.1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ и пункта 8 Положения № 1540, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), размер его пособия по временной нетрудоспособности, исчисляемый исходя из МРОТ, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.
     В этой связи ставка рабочего времени относится к сведениям, представляемым страхователем в фонд и непосредственно влияющим на расчет пособия по временной нетрудоспособности для соответствующего застрахованного лица.
     С учетом изменений, внесенных Законом № 478-ФЗ в Закон № 255-ФЗ и подлежащих применению с 01.01.2021, вывод судов о том, что при расчете пособия по временной нетрудоспособности исходя из МРОТ не должна учитываться продолжительность рабочего времени (в рассматриваемом случае - 0,4 ставки), пропорционально уменьшающая размер пособия в силу части 6.2 статьи 14 Закона № 255-ФЗ, является ошибочным и основанным на неверном применении норм материального права.
     Как установлено судами в ходе рассмотрения дела, выплата излишних сумм страхового обеспечения сотрудникам Общества произведена Отделением по причине представления страхователем неверных сведений о ставке рабочего времени застрахованных лиц («1» вместо «0,4»), что в силу статей 14, 15.1, 15.2 Закона № 255-ФЗ давало Отделению право требовать в оспариваемом решении от 18.07.2024 № 35012480000586 начисления к возмещению                                    Обществом 46 550 руб. на выплату пособия работникам Балаба Ю.А., Бокаревой В.Н., Коковкину А.Р., Мальцеву И.Л., Матвееву И.К., Паницкому В.С., Савельеву А.С., Смирнову А.С., Шепелевой Ю.В., Эльмановой Е.О., а в решении от 18.07.2024 № 35012480000587 уплаты штрафа за представление недостоверных сведений.
     При таких обстоятельствах у судов при рассмотрении настоящего дела отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявления Общества о признании недействительным решения Отделения от 18.07.2024                                        № 35012480000586 о начислении к возмещению излишне выплаченных сумм страхового обеспечения в размере 46 550 руб. и соответствующего этому решению требования от 20.08.2024 № 350124800003901.
     В силу части 2 статьи 15.2 Закона № 255-ФЗ (введена Федеральным законом от 30.04.2021 № 126-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2022) представление страхователем недостоверных сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, или их сокрытие, повлекшие излишне понесенные расходы на выплату страхового обеспечения, влечет взыскание со страхователя штрафа в размере 20% от суммы излишне понесенных расходов, но не более 5 000 рублей и не менее 1 000 рублей.
     Поскольку ставка рабочего времени относится к сведениям, представляемым страхователем в фонд и непосредственно влияющим на расчет пособия по временной нетрудоспособности для соответствующего застрахованного лица, Отделение в решении от 18.07.2024 № 35012480000587 правомерно привлекло Общество к ответственности по пункту 2 статьи 15.2 Закона № 255-ФЗ в виде штрафа в сумме 5 000 руб. в связи с представлением  недостоверных сведений о размере ставки спорных застрахованных лиц «1», при фактической ставке «0,4» и на основании этого решения направило Обществу требование об уплате штрафа от 20.08.2024 № 3501241200004101.
     В этой связи предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания указанного решения и требования недействительными у судов также не имелось.
     Учитывая, что суды, установив фактические обстоятельства дела, неверно применили к ним подлежащие применению нормы материального права, суд округа в соответствии пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает необходимым в этой связи отменить обжалуемые судебные акты, и не направляя дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявления.
     Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
     
                                     постановил:
     
     решение Арбитражного суда Вологодской области от 05.12.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2025 по делу № А13-10944/2024 отменить.
     В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Абразив Сервис» отказать.

Судья

Л.И. Корабухина