Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92



6

А56-75672/2024



870/2025-35569(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

09 июля 2025 года

Дело №

А56-75672/2024

     
     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В.,  Филиппова А.Е.,
     рассмотрев 25.06.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2025 по делу № А56-75672/2024,

     
у с т а н о в и л:

     
     Общество с ограниченной ответственностью «Русмаркет», адрес: 123112, г. Москва, Пресненская наб., д. 12, оф. А34, ОГРН 1142315003203, ИНН 2315188335 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), о признании незаконным решения от 15.05.2024 № 05-15-20568/24-0-0 об отказе в заключении договора на размещение антенно-мачтового сооружения связи (далее - АМСС), а также об обязании Комитета в течение 5 календарных дней с даты вступления в силу решения суда в законную силу принять решение о заключении с Обществом указанного договора на основании заявления от 09.04.2024 № 1111/25.
     Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2024 требования Общества удовлетворены.
     Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2025 данное решение оставлено без изменения.
     В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить  решение от 18.10.2024 и постановление от 26.02.2025, принять по делу новый судебный акт -  об отказе в удовлетворении заявления.
     Податель жалобы указывает, что испрашиваемый участок находится в границах территории зеленых насаждений общего пользования местного значения № 10-18-28 «Сквер б/н на пр. Непокоренных, севернее д.16, корп.1, лит. Е», режимом использования которого не допускается размещение на соответствующей территории указанного в заявлении Общества объекта (АМСС).
     В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
     Стороны извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как следует из материалов дела и установлено судами, Комитет и Общество заключили договор от 09.06.2021 № 04/3Р-00456/2021 на размещение объекта, размещение которого может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов публичного сервитута согласно перечню видов таких объектов, утвержденному Правительством Российской Федерации, согласно пункту 1.1 которого Комитет предоставил Обществу за плату право на размещение на земельном                   участке площадью 13 кв.м, расположенном в кадастровом квартале 78:10:0005203, в границах согласно схеме границ земельного участка разрешения 108693,  по адресу: Санкт-Петербург, ул. Старцева, южнее д. 7,            лит. А, антенно-мачтового сооружения связи (опоры).
     В соответствии с преамбулой договора от 09.06.2021 он заключен на основании решения Комитета от 27.05.2021 № 456-ИЗУ/Д.
     В пункте 1.2 договора от 09.06.2021 указано, что размещаемый на участке объект является движимым имуществом.
     В пункте 2.1 договора от 09.06.2021 определен срок его действия - три года с даты подписания.
     Общество обратилось в Комитет с заявлением от 09.04.2024 № 1111/25 о заключении договора на размещение АМСС высотой 29 м на том же земельном участке на срок пользования три года. Указанное заявление получено Комитетом 10.04.2024 и зарегистрировано под вх. №  05-15-37774/24-0-0.
     Решением от 15.05.2024 № 05-15-20568/24-0-0 Комитет отказал Обществу в заключении договора на размещение АМСС на основании подпункта 9                пункта 4 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 08.11.2019 № 521-118 «О порядке и условиях размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута» (далее - Закон № 521-118).
     Как указал Комитет, использование земельного участка в заявленных целях (размещение АМСС) нарушает режим использования территории зеленых насаждений общего пользования, установленный Законом Санкт-Петербурга от 23.06.2010 № 396-88 «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге» (далее - Закон № 396-88).
     Общество, полагая отказ Комитета в заключении договора на размещение АМСС на испрашиваемом участке незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
     Суды первой и апелляционной инстанций посчитали требования Общества обоснованными и удовлетворили заявление.
     Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
     В соответствии со статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях, перечисленных в пункте 1 данной статьи, в том числе для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
     Согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления сервитутов могут размещаться сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11 перечня).
     В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
     Порядок и условия размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута установлены Законом                          № 521-118.
     В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 этого Закона сооружения связи размещаются на основании договора, заключаемого с уполномоченным органом без проведения аукциона.
     Исходя из пункта 5 той же статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении договора без проведения аукциона в случаях, перечисленных в данном пункте, а также в случаях, перечисленных в подпунктах 1 - 6, 8, 9, 11 - 13, 15 пункта 4 статьи 4 того же Закона.
     Согласно подпункту 9 пункта 4 статьи 4 Закона № 521-118 уполномоченный орган отказывает в размещении объекта, если размещение объектов на земельном участке и (или) использование земельного участка в указанных в заявлении целях не соответствует требованиям действующего законодательства, техническим регламентам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     Вопросы, связанные с размещением, использованием, воспроизводством, содержанием и учетом зеленых насаждений в Санкт-Петербурге, регулируются Законом № 396-88.
     В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона № 396-88 хозяйственная, градостроительная и иная деятельность в Санкт-Петербурге осуществляется с соблюдением требований по охране зеленых насаждений и территорий зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.
     Согласно статье 2 Закона № 396-88 в Санкт-Петербурге территории зеленых насаждений подразделяются на следующие виды:
     - территории зеленых насаждений общего пользования - находящиеся в различных территориальных зонах территории общего пользования, занятые зелеными насаждениями, используемые в рекреационных целях неограниченным кругом лиц;
     - территории зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, - территории, занятые зелеными насаждениями или предназначенные для озеленения, находящиеся в зонах охраны источников питьевого водоснабжения, санитарно-защитных, шумозащитных, водоохранных, защитно-мелиоративных, противопожарных зонах, на территориях кладбищ, в границах полосы отвода автомобильных дорог, землеотвода железных дорог, инженерных сооружений, а также в иных зонах, требующих установления защитного озеленения, в том числе уличное озеленение в границах полосы отвода автомобильных дорог или в территориальной зоне улично-дорожной сети Санкт-Петербурга;
     - территории зеленых насаждений ограниченного пользования - расположенные в различных территориальных зонах земельные участки (части земельных участков), находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, занятые зелеными насаждениями, доступ на которые ограничен или может быть ограничен их правообладателями;
     - территории защитных лесов - городские леса и(или) лесопарковые зоны, расположенные на территории Санкт-Петербурга, границы которых определены в соответствии с требованиями лесного законодательства;
     - территории зеленых насаждений особо охраняемых природных территорий - территории зеленых насаждений, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга.
     Признавая незаконным оспариваемый отказ Комитета в заключении договора на размещение АМСС, суды исходили из положений статьи 17 Закона № 396-88, определяющей правовой режим территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, указали, что этой нормой не установлен запрет на размещение АМСС в границах таких территорий, а также приняли во внимание, что в 2021 году в отношении той же территории Комитетом и Обществом уже заключался договор для размещения АМСС (опоры) сроком на три года.
     При этом суды не учли следующее.
     Законом № 396-88 установлены различные требования к использованию территорий зеленых насаждений в зависимости от вида этих территорий.
     Пунктом 1 статьи 15 Закона № 396-88 предусмотрено, что перечень территорий зеленых насаждений общего пользования утверждается законом Санкт-Петербурга. Этой же статьей установлены требования к режиму использования территорий земельных насаждений общего пользования.
     Перечни территорий зеленых насаждений общего пользования утверждены Законом Санкт-Петербурга от 19.09.2007 № 430-85 «О зеленых насаждениях общего пользования» (далее - Закон № 430-85).
     Как установили суды, испрашиваемый Обществом для размещения АМСС участок расположен в пределах территории зеленых насаждений общего пользования местного значения № 10-18-28 «Сквер б/н на пр. Непокоренных севернее д. 16, корп. 1, лит. Е».
     Указанная территория учтена в перечне территорий зеленых насаждений общего пользования местного значения, утвержденном Законом № 430-85 (пункт 903-12 приложения 4 к названному Закону).
     Соответствующая территория включена в перечень территорий зеленых насаждений общего пользования местного значения Законом Санкт-Петербурга от 17.05.2021 № 197-48 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования» (вступил в силу 28.05.2021).
     Поскольку судами установлено, что испрашиваемый Обществом участок расположен в пределах территории зеленых насаждений общего пользования, оснований для применения в отношении этой территории положений                       статьи 17 Закона № 396-88, регулирующей вопросы использования территорий зеленых насаждений иного вида - территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции - не имелось.
     Правовой режим территорий зеленых насаждений общего пользования определен статьей 15 Закона № 396-88.
     Законом Санкт-Петербурга от 05.08.2021 № 381-86, вступившим в силу 20.08.2021, в названную норму внесены изменения.
     Согласно пункту 5 этой статьи в редакции Закона Санкт-Петербурга от 05.08.2021 № 381-86 на указанных территориях запрещается предоставление земельных участков для размещения объектов капитального строительства и некапитальных объектов, за исключением случаев предоставления земельных участков для:
     1) размещения объектов зеленых насаждений;
     2) строительства, реконструкции предусмотренных утвержденными проектами создания (размещения) объектов зеленых насаждений или проектами благоустройства территорий зеленых насаждений следующих объектов капитального строительства:
     - фонтанов, фонтанных комплексов, а также линейных объектов электро-, водоснабжения и водоотведения, необходимых для их функционирования;
     - объектов наружного освещения, предназначенных для обслуживания территорий зеленых насаждений или объектов, проход и проезд к которым осуществляется исключительно через территорию зеленых насаждений;
     - произведений монументального искусства, включая памятники, памятные знаки, стелы, обелиски, бюсты, городские скульптуры, не связанные с увековечиванием памяти, статуи с площадью основания не более 4 кв.м;
     - пешеходных мостов;
     3) реконструкции и капитального ремонта ранее размещенных в границах территорий зеленых насаждений общего пользования линейных объектов электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения и сооружений на них без увеличения площади охранных зон указанных объектов в границах территорий зеленых насаждений общего пользования;
     4) строительства, реконструкции, капитального ремонта вестибюлей метрополитена, киосков вентиляционных шахт метрополитена, а также сооружений инженерных сетей метрополитена, шахт тоннельных канализационных коллекторов без возведения наземных сооружений.
     В силу пункта 5-1 статьи 15 Закона № 396-88 (в редакции  Закона Санкт-Петербурга от 05.08.2021 № 381-86) на территориях зеленых насаждений общего пользования запрещается размещение элементов благоустройства, кроме элементов озеленения, рекламных конструкций, а также поименованных в том же пункте видов элементов благоустройства, размещаемых на основании утвержденных проектов создания (размещения) объектов зеленых насаждений или на основании проектов благоустройства объектов зеленых насаждений.
     Этим пунктом также предусмотрено, что на территориях земельных насаждений общего пользования допускается размещение указанных в названной норме отдельных видов нестационарных торговых объектов.
     Антенно-мачтовые сооружения в числе объектов, размещение которых допускается на территориях зеленых насаждений общего пользования,                           в статье 15 Закона № 396-88 не названы.
     При таком положении, исходя из предусмотренного пунктами 5 и 5.1                     статьи 15 Закона № 396-88 (в редакции, действующей на дату принятия Комитетом оспариваемого решения) режима, размещение на территории зеленых насаждений общего пользования местного значения № 10-18-28 «Сквер б/н на пр. Непокоренных севернее д. 16, корп. 1, лит. Е» антенно-мачтового сооружения связи не соответствует требованиям названного Закона.
     То обстоятельство, что ранее в отношении той же территории Комитетом и Обществом был заключен договор от 09.06.2021 на размещение опоры АМСС сроком на три года, не свидетельствует о наличии оснований для заключения такого же договора на новый срок.
     Кроме того, на дату принятия Комитетом решения от 27.05.2021, указанного в договоре от 09.06.2021 в качестве основания его заключения, Закон Санкт-Петербурга от 17.05.2021 № 197-48 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования», которым «Сквер б/н на пр. Непокоренных севернее д. 16, корп. 1, лит. Е» был отнесен к территориям зеленых насаждений общего пользования местного значения, еще не вступил в законную силу, а на дату заключения договора от 09.06.2021 статья 15 Закона № 396-88, определяющая режим территорий земельных насаждений общего пользования, действовала в иной редакции.
     Учитывая изложенное, отказ Комитета соответствует требованиям                 подпункта 9 пункта 4 статьи 4 Закона № 521-118 и статьи 15 Закона № 396-88, ввиду чего является правомерным.
     Поскольку суды исследовали все обстоятельства, имеющие значение для дела, но неправильно применили нормы материального права, суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления.
     Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
     

п о с т а н о в и л:

     
     решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2025 по делу № А56-75672/2024 отменить.
     В удовлетворении заявления отказать.

Председательствующий

Е.В. Чуватина

Судьи

А.В. Кадулин
А.Е. Филиппов