Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Тимберланд» Виноградова И.А. (генеральный директор), Чекана Е.В. (доверенность от 26.11.2024), рассмотрев 15.07.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тимберланд» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.11.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2025 по делу № А26-6817/2023, у с т а н о в и л: общество с ограниченной ответственностью «Тимберланд» (186730, Республика Карелия, г. Лахденпохья, ул. Аркадия Маркова, д. 4А; ОГРН 1131035001437; ИНН 1007022887; далее - ООО «Тимберланд») обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия (185035, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2; ОГРН 1071001000828; ИНН 1001016090; далее - Министерство) от 13.06.2023 № 9890/19-23/МПРиЭ-и об отказе обществу с ограниченной ответственностью «Карлис-Вяртсиля» (186757, Республика Карелия, г. Сортавала, п.г.т. Вяртсиля, ул. Строителей, д. 9; ОГРН 1151001010170; ИНН 1007023810; далее - ООО «Карлис-Вяртсиля») в выдаче согласия на передачу его прав и обязанностей по договорам аренды лесных участков от 24.11.2008 № 12-з, от 19.12.2008 №№ 62-з, 63-з заявителю, а также о возложении на Министерство обязанности выдать согласие на передачу ООО «Карлис-Вяртсиля» своих прав и обязанностей по указанным договорам аренды лесных участков ООО «Тимберланд». К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Карлис-Вяртсиля». Решением суда первой инстанции от 17.10.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 31.01.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.06.2024 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При повторном рассмотрении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (185035, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 31; ОГРН 1041000051784; ИНН 1001048543). Решением суда первой инстанции от 19.11.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением суда апелляционной инстанции от 17.03.2025 решение суда первой инстанции от 19.11.2024 изменено - оспариваемое решение Министерства признано незаконным, а в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано. В кассационной жалобе ООО «Тимберланд», ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции от 19.11.2024 и постановление апелляционного суда от 17.03.2025 в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить. По мнению подателя жалобы, заявленные им требования правомерны и подлежат удовлетворению в полном объеме. До рассмотрения кассационной жалобы от сторон поступили ходатайства об утверждении мирового соглашения, в соответствии с которым Министерство и ООО «Тимберланд» заключают дополнительные соглашения к договорам аренды лесных участков от 24.11.2008 № 12-з, от 19.12.2008 №№ 62-з, 63-з. По условиям дополнительных соглашений к договорам производится замена арендатора ООО «Карлис-Вяртсиля» на ООО «Тимберланд», а по условиям мирового соглашения ООО «Тимберланд» обязуется оплатить задолженность ООО «Карлис-Вяртсиля» по арендной плате. Согласно части 3 статьи 139 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) мировое соглашение не может нарушать права и законные интересы других лиц и противоречить закону. В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. Суд кассационной инстанции, рассмотрев ходатайства об утверждении мирового соглашения, приходит к выводу о нарушении упомянутых требований закона, поскольку мировым соглашением предусмотрено изменение Министерством и ООО «Тимберланд» договоров, стороной которых является другое лицо - ООО «Карлис-Вяртсиля». В силу части 5 статьи 49 АПК РФ арбитражный суд не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу. В связи с этим ходатайства об утверждении мирового соглашения не подлежат удовлетворению, а кассационную жалобу следует рассмотреть по существу. В судебном заседании представители ООО «Тимберланд» поддержали доводы жалобы. Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО «Карлис-Вяртсиля», являясь арендатором лесных участков на основании договоров от 24.11.2008 № 12-з, от 19.12.2008 №№ 62-з, 63-з, письмами от 03.05.2023 №№ 1, 2, 3 обратилось в Министерство с заявлениями о передаче своих прав и обязанностей по договорам ООО «Тимберланд». Договор аренды лесного участка № 12-з заключен 24.11.2008 в порядке приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ) путем переоформления договора аренды участка лесного фонда от 04.08.1995 (дата государственной регистрации 08.11.2000 № 10-01/07-11/2000-1306), заключенного на основании решения Государственного комитета по лесу Республики Карелия от 04.08.1995 № 3; договор аренды лесного участка № 62-з заключен 19.12.2008 в порядке приведения в соответствие с ЛК РФ путем переоформления договора аренды участка лесного фонда от 06.12.2004 (дата государственной регистрации 09.03.2005 № 10-01/01-18/2005-28), заключенного по результатам лесного конкурса (протокол о результатах лесного конкурса от 17.11.2004 № 74); договор аренды лесного участка № 63-з заключен 19.12.2008 в порядке приведения в соответствие с ЛК РФ путем переоформления договора аренды участка лесного фонда от 24.12.2004 (дата государственной регистрации 14.01.2005 № 10-01/07-34/2004-197), заключенного по результатам лесного конкурса (протокол о результатах лесного конкурса от 17.11.2004 № 74). Решением, изложенным в письме от 13.06.2023 № 9890/19-23/МПРиЭ-и, Министерство, сославшись на наличие у ООО «Карлис-Вяртсиля» задолженности по арендным платежам по указанным договорам аренды лесных участков, а также на то, что лесной участок не прошел государственный кадастровый учет, в выдаче согласия на передачу прав и обязанностей по указанным договорам аренды лесных участков отказало. ООО «Тимберланд», полагая, что данное решение Министерства затрагивает его права, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции, исходя из того, что договоры аренды лесных участков от 24.11.2008 № 12-з, от 19.12.2008 №№ 62-з, 63-з решениями суда, вступившими в законную силу, расторгнуты, в связи с чем решением Министерства нарушения прав и законных интересов ООО «Тимберланд» не допущено, в удовлетворении заявленных требований отказал. Суд апелляционной инстанции, придя к выводу о нарушении оспариваемым решением Министерства прав и законных интересов ООО «Тимберланд», признал его незаконным, отказав в удовлетворении заявленных требований в остальной части. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего. В соответствии с частью 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, полученных при использовании лесов и осуществлении мероприятий по сохранению лесов древесины и иных лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Согласно статье 71 ЛК РФ предоставление юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом (часть 3); к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ и ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 4). Как предусмотрено частью 2 статьи 72 ЛК РФ, объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. В силу пункта 2 статьи 615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами. Порядок выдачи арендатору лесного участка согласия на передачу арендованного лесного участка в субаренду или на иное распоряжение арендными правами утвержден приказом Министерства от 28.05.2012 № 795 (далее - Порядок № 795). В соответствии с пунктом 1 Порядка № 795 для получения согласия на передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем) арендатор лесного участка подает письменное заявление в Министерство. Согласно пункту 5 Порядка № 795 решение о выдаче арендатору лесного участка согласия на передачу арендованного лесного участка в субаренду или на иное распоряжение арендными правами (за исключением передачи арендных прав в залог для получения кредита в целях погашения задолженности по плате за использование лесов, погашения штрафных санкций за нарушения лесного законодательства и лесохозяйственных требований, возмещения ущерба, причиненного лесам) принимается Министерством при выполнении арендатором лесного участка следующих условий: отсутствие задолженности по плате за использование лесов либо оформление перевода долга на заинтересованное лицо (подпункт 1); погашение штрафных санкций за нарушения лесного законодательства и лесохозяйственных требований (административные штрафы, договорные неустойки), возмещение ущерба, причиненного лесам (подпункт 2). Пунктом 6 Порядка № 795 предусмотрено, что в выдаче арендатору лесного участка согласия на передачу арендованного лесного участка в субаренду или на иное распоряжение арендными правами отказывается в случае, если: арендатором лесного участка не выполнены условия, указанные в пункте 5 настоящего Порядка (подпункт 5); лесной участок не прошел государственный кадастровый учет (подпункт 7). В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что согласно решению Министерства основанием для отказа в выдаче ООО «Карлис-Вяртсиля» согласия на передачу прав и обязанностей по указанным договорам аренды лесных участков стало невыполнение арендатором условия подпункта 1 пункта 5 Порядка № 795 (отсутствие задолженности по плате за использование лесов либо оформление перевода долга на заинтересованное лицо), а также подпункта 2 пункта 5 Порядка № 795 в связи с тем, что лесные участки не прошли государственный кадастровый учет. В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 201-ФЗ) арендатор по договору аренды участка лесного фонда до приведения его в соответствие с ЛК РФ, а также арендатор по договору аренды участка лесного фонда или по договору аренды лесного участка, если государственный кадастровый учет таких участков не осуществлялся, не вправе передавать свои права и обязанности по договору аренды участка лесного фонда, по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем). Подпунктом «т» пункта 3.4 Типового договора аренды лесного участка для заготовки древесины, утвержденного приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 542, установлено, что арендатор обязан, в частности, согласовать с арендодателем в письменной форме совершение действий, предусмотренных статьей 5 Закона № 201-ФЗ. Таким образом, отсутствие задолженности по арендной плате не предусмотрено лесным законодательством в качестве обязательного условия выдачи арендодателем согласия на передачу арендатором своих прав и обязанностей по договору аренды лесного участка другому лицу. При этом Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденное постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 № 367-П, не наделяет Министерство полномочиями по установлению дополнительных по отношению к введенным федеральным и региональным законодательством условий для предоставления лесных участков в аренду. Судами двух инстанций установлено, что в соответствии с пунктами 4.3.9 договоров аренды лесных участков от 24.11.2008 № 12-з, от 19.12.2008 №№ 62-з, 63-з арендатор имеет право после постановки лесного участка, предоставленного в аренду, на кадастровый учет и предоставления арендодателю проекта освоения лесов, прошедшего государственную экспертизу, с согласия арендодателя сдавать свои права и обязанности по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем). В пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.06.2021, разъяснено, что соглашение о перенайме представляет собой сделку по передаче договора, предусматривает в соответствии с пунктом 2 статьи 615 ГК РФ одновременную передачу всех прав и обязанностей по договору аренды и к такой сделке применяются правила об уступке требования и о переводе долга. Исходя из того, что ООО «Карлис-Вяртсиля» могло осуществить перевод своего долга по арендной плате на ООО «Тимберланд» только передав ему свои права и обязанности по договорам аренды, суды пришли к выводу, что Министерство, отказывая в выдаче согласия на перенайм лесных участков в связи с наличием задолженности по арендной плате и отсутствием перевода долга, тем самым препятствует переводу этого долга с ООО «Карлис-Вяртсиля» на нового арендатора - ООО «Тимберланд», у которого основания для принятия на себя задолженности прежнего арендатора могут возникнуть только после перехода к нему прав и обязанностей по договорам аренды. Относительно отсутствия государственного кадастрового учета указанных лесных участков, как основания для отказа в выдаче согласия на передачу прав и обязанностей по договорам аренды, судами установлено, что согласно пункту 1.2 указанных договоров предметом договора от 24.11.2008 № 12-з является лесной участок площадью 6746 га, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 10:10:000000:015; предметом договора от 19.12.2008 № 62-з - лесной участок площадью 5404 га, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 10:16:000000:0010; предметом договора от 19.12.2008 № 63-з - лесной участок площадью 3026 га, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 10:10:000000:015. В Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) 10.02.2009 на основании договора от 24.11.2008 № 12-з внесена запись о государственной регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером 10:00:0000000:15, предметом которого являлась часть лесного участка площадью 6745,2 га с кадастровым номером 10:00:000000:015 - кварталы 1-3, 7-11, 18, 20, 93-94, 96, 113 (за исключением частей выделов 1, 8, 14), 114-135 Пуйккольского лесничества. В ЕГРН 13.02.2009 на основании договора от 19.12.2008 № 63-3 внесена запись о государственной регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером 10:00:0000000:15, предметом которого являлась часть лесного участка площадью 3026 га с кадастровым номером 10:00:000000:015 - кварталы 95, 97-98, 100-105, 107-112 Пуйккольского лесничества. В ЕГРН 16.02.2009 на основании договора от 19.12.2008 № 62-з внесена запись о государственной регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером 10:16:0000000:10, предметом которого являлась часть лесного участка площадью 5404 га с кадастровым номером 10:16:000000:10 - кварталы 136-148, 152-153, 227-235 Суоярвского центрального лесничества. Согласно статье 4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 201-ФЗ) договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с ЛК РФ до 1 января 2009 года (часть 1); для приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ проведение государственного кадастрового учета лесных участков не требуется (часть 4). В соответствии со статьей 4.4 Закона № 201-ФЗ (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям) в случае, если допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Исходя из этого, суд апелляционной инстанции, согласившись с судом первой инстанции о несоответствии оспариваемого решения Министерства упомянутым нормам, поскольку законодательством допускалось заключение и осуществление государственной регистрации договоров аренды лесных участков в отсутствие их государственного кадастрового учета, пришел к выводу и о нарушении прав и законных интересов заявителя. В силу статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2); в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (пункт 3 части 4). В связи с этим суд апелляционной инстанции изменил решение суда первой инстанции в указанной части, признав оспариваемое решение Министерства незаконным. При этом, отказывая ООО «Тимберланд» в удовлетворении остальной части заявленных требований о возложении на Министерство обязанности выдать согласие на передачу ООО «Карлис-Вяртсиля» своих прав и обязанностей по договорам аренды лесных участков от 24.11.2008 № 12-з, от 19.12.2008 №№ 62-з, 63-з ООО «Тимберланд», суды двух инстанций исходили из того, что решениями Арбитражного суда Республики Карелия от 13.06.2023 по делу № А26-2711/2023 и от 16.06.2023 по делу № А26-2843/2023, вступившими в законную силу, договоры аренды лесных участков расторгнуты. Вместе с тем Арбитражным судом Республики Карелия приняты решения от 09.06.2025 по делам №№ А26-2711/2023, А26-2843/2023, вступившие в законную силу, которыми в результате удовлетворения заявлений ООО «Тимберланд» о пересмотре судебных актов по новым обстоятельствам решения от 13.06.2023 по делу № А26-2711/2023 и от 16.06.2023 по делу № А26-2843/2023 отменены. В соответствии со статьей 392.3 ГК РФ в случае одновременной передачи стороной всех прав и обязанностей по договору другому лицу (передача договора) к сделке по передаче соответственно применяются правила об уступке требования и о переводе долга. В силу статьи 391 ГК РФ в обязательствах, связанных с осуществлением их сторонами предпринимательской деятельности, перевод долга может быть произведен по соглашению между кредитором и новым должником, согласно которому новый должник принимает на себя обязательство первоначального должника (пункт 1); если кредитор дает предварительное согласие на перевод долга, этот перевод считается состоявшимся в момент получения кредитором уведомления о переводе долга (пункт 2). В рассматриваемом случае, как установлено судами, ООО «Карлис-Вяртсиля», являясь арендатором лесных участков на основании договоров от 24.11.2008 № 12-з, от 19.12.2008 №№ 62-з, 63-з, письмами от 03.05.2023 №№ 1, 2, 3 направило в Министерство заявления о передаче своих прав и обязанностей по договорам ООО «Тимберланд». Учитывая, что решения арбитражного суда о расторжении данных договоров отменены, а также признано незаконным решение Министерства об отказе в даче согласия на передачу ООО «Карлис-Вяртсиля» прав и обязанностей по договорам ООО «Тимберланд», которое выразило согласие принять на себя обязательства первоначального должника, обстоятельства, не позволявшие в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ возложить на Министерство обязанность устранить нарушение прав и законных интересов заявителя, устранены. Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, изменить обжалуемые судебные акты, возложив на Министерство обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи ООО «Карлис-Вяртсиля» согласия на передачу прав и обязанностей по договорам аренды лесных участков от 24.11.2008 № 12-з, от 19.12.2008 №№ 62-з, 63-з ООО «Тимберланд». Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.11.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2025 по делу № А26-6817/2023 изменить путем исключения из резолютивной части постановления суда апелляционной инстанции слов «В остальной части в удовлетворении заявления отказать», а также дополнения резолютивной части постановления суда апелляционной инстанции абзацем следующего содержания: «Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия обязанность выдать согласие на передачу обществом с ограниченной ответственностью «Карлис-Вяртсиля» прав и обязанностей по договорам аренды лесных участков от 24.11.2008 № 12-з, от 19.12.2008 №№ 62-з, 63-з обществу с ограниченной ответственностью «Тимберланд»». Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия (185035, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2; ОГРН 1071001000828; ИНН 1001016090) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Тимберланд» (186730, Республика Карелия, г. Лахденпохья, ул. Аркадия Маркова, д. 4А; ОГРН 1131035001437; ИНН 1007022887) судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы в размере 50 000 руб.
|