Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Салтыковой С.С., Сергеевой И.В., рассмотрев 26.06.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.10.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2025 по делу № А56-21924/2024,
у с т а н о в и л:
Администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление Росреестра) по внесению изменений в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕРГН), в части сведений о характерных точках границы земельного участка площадью 1700 кв. м, с кадастровым номером 47:06:0622001:40, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Лодейнопольский муниципальный район, Доможировское с.п., дер. Вахнова Кара, Оятская ул., д. 12, а также обязании Управления Росреестра восстановить в ЕГРН сведения о характерных точках границы названного земельного участка, существовавших в ЕГРН до выполнения кадастровым инженером Семеновым Романом Михайловичем кадастровых работ, выполненных по договору от 05.02.2024 № 9. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Жданова Галина Владимировна. Решением суда первой инстанции от 04.10.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением апелляционного суда от 20.02.2025 данное решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Администрация в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд. По мнению подателя жалобы, государственный регистратор в отсутствие достоверных документов, свидетельствующих о наличии реестровой ошибки, принял решение об исправлении реестровой ошибки. Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, Администрацией с привлечением кадастрового инженера Семенова Р.М. 25.09.2023 в соответствии с заданием на проведение выездного обследования от 22.09.2023 № 19, проведено выездное обследование земельного участка площадью 1700 кв.м, с кадастровым номером 47:06:0622001:40, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Лодейнопольский муниципальный район, Доможировское с.п., дер. Вахнова Кара, Оятская ул., д. 12, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для личного подсобного хозяйства, в рамках муниципального земельного контроля (надзора). По результатам обследования установлено, что исследуемый участок принадлежит на праве собственности Ждановой Г.В., границы участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, привязка к местоположению при проведении проверки осуществлялась на основе данных публичной кадастровой карты. Также было выявлено, что Ждановой Г.В. земельный участок используется не в соответствии с его целевым назначением (под размещение строительной техники, складирование грунта, щебня и иного строительного материала), а также выявлено использование участка сверх установленных границ, а именно участок, государственная собственность на который не разграничена, площадью 389 кв. м. По результатам обследования участка Администрацией составлен акт от 25.09.2023 № 19 выездного обследования. В рамках названного выездного обследования, проведено инструментальное обследование в форме кадастровой съёмки, выполненной кадастровым инженером Семеновым P.M., о чем составлен соответствующий протокол инструментального обследования от 25.09.2023 со схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории. Из указанной схемы следует, что часть самовольно занятого земельного участка находится между участками с кадастровыми номерами 47:06:0622001:40 и 47:06:0622001:49. Впоследствии письмом от 29.02.2024 № 01473/24 Управление Росреестра сообщило Администрации о том, что согласно сведениям ЕГРН границы участка 47:06:0622001:40 были изменены на основании межевого плана от 06.02.2024, подготовленного кадастровым инженером Семеновым Р.М. в результате выполнения кадастровых работ в связи с исправлением ошибки в местоположении границ, предоставленных собственником земельного участка с заявлением об изменении основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав. Администрация обратилась в арбитражный суд с указанными требованиями, ссылаясь на то, что Управление Росреестра, достоверно зная о самовольном занятии Ждановой Г.В. части земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, внесло изменение в описание границ участка 47:06:0622001:40, согласно которому, данный самовольно занятый участок незаконно вошел в состав участка с кадастровым номером 47:06:0622001:40 под видом устранения реестровой ошибки. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований Администрации, указав, на отсутствие нарушений со стороны Управления Росреестра по внесению в ЕГРН изменений описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 47:06:0622001:40. Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции. Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям. Из материалов дела усматривается, что границы земельного участка с кадастровым номером 47:06:0622001:40 были изменены на основании межевого плана от 06.02.2024, подготовленного кадастровым инженером Семеновым Р.М. Согласно заключению указанного кадастрового инженера в ходе выполнения кадастровых работ по участку с кадастровым номером 47:06:0622001:40 выявлена реестровая ошибка в конфигурации земельного участка. Границы участка сформированы по фактически сложившимся границам, существующим на местности более 15 лет. В соответствии с частью 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 « 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ), воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке: 1) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости; 2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке; 3) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке. Согласно части 4 статьи 61 Закона № 218-ФЗ, в случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав. В соответствии с частью 1.1 статьи 43 Закона № 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. В этом случае допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в пунктах 32, 32.1 и 45 части 1 статьи 26 Закона. В указанном случае в межевом плане приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка. При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, проверка обоснованности местоположения уточненных границ земельного участка, в том числе изменения площади уточненного земельного участка, если такое уточнение местоположения границ земельного участка не приводит к нарушению условий, указанных в пунктах 32 и 32.1 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ, государственным регистратором прав не осуществляется. Таким образом, определение границ земельного участка в соответствии с границами, существующими на местности пятнадцать лет и более, возможно в случае отсутствия сведений о местоположении границ земельного участка в документе, подтверждающем право на земельный участок, или в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В ходе судебного разбирательства Администрация ссылалась на ряд допущенных кадастровым инженером Семеновым Р.М. при составлении межевого плана от 06.02.2024 нарушений «Требований к подготовке межевого плана и состава содержащихся в нем сведений», утвержденных Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 14.12.2021 № П/0592 (далее - Требования). Так Администрация указывала на то, что в соответствии с пунктом 69 Требований в заключении кадастрового инженера должно быть указано обоснование наличия ошибки в описании местоположения границ земельного участка (земельных участков), в том числе являющихся смежными и (или) несмежными по отношению друг к другу, путем указания обстоятельств, наличие которых, по мнению лиц, заинтересованных в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка - объекта кадастровых работ или зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, и (или) кадастрового инженера - исполнителя соответствующих кадастровых работ, привело к возникновению ошибки в описании местоположения границ земельных участков, - в случае выявления при выполнении кадастровых работ в отношении земельного участка - объекта кадастровых работ или кадастровых работ в отношении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства ошибки в описании местоположения границ земельного участка - объекта кадастровых работ или смежных и (или) не смежных с ним земельных участков. Между тем в заключении кадастрового инженера Семенова Р.М. в составе межевого плана от 06.02.2024 не указаны конкретные ошибки, допущенные при кадастровом учете земельного участка в 2004 году. В соответствии с пунктом 24 Требований, при выполнении кадастровых работ в связи с уточнением описания местоположения границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок (за исключением выписки из ЕГРН), или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия таких документов или при отсутствии в таких документах сведений, необходимых для уточнения описания местоположения границ земельного участка, уточненное описание местоположения границ земельного участка устанавливается в соответствии с границами, существующими на местности пятнадцать и более лет и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. При выполнении кадастровых работ в связи с уточнением описания местоположения границ земельного участка допускается использование выписки из ЕГРН, содержащей описание местоположения границ земельного участка (объекта кадастровых работ и (или) смежного с ним земельного участка (смежных с ним земельных участков), если такое описание не соответствует требованиям к описанию местоположения границ земельных участков, установленным на основании части 13 статьи 22 Закона № 218-ФЗ, а также выписки из ЕГРН в отношении смежного земельного участка (смежных земельных участков), описание местоположения границ которого соответствует установленным на основании части 13 статьи 22 Закона № 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков. В качестве документов, подтверждающих существование границ земельных участков на местности пятнадцать лет и более, допускается использование: карт (планов), фотокарт (фотопланов), содержащихся в государственных фондах пространственных данных или в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, на которых отображены природные объекты или объекты искусственного происхождения, с помощью которых закреплены уточняемые границы земельного участка в интересующий период времени; планово-картографических материалов, имеющихся в органах местного самоуправления, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации; землеустроительной документации, содержащейся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства; ситуационных планов, содержащихся в технических паспортах расположенных на земельных участках объектов недвижимости, хранившихся по состоянию на 01.01.2013 в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации; иных документов, содержащих сведения о местоположении границ земельных участков. При этом определение координат характерных точек границ в случае применения фотограмметрического или картометрического метода осуществляется с использованием актуального в период выполнения кадастровых работ картографического материала. Сведения об указанных выше документах приводятся в разделе «Исходные данные», копии карт (планов), фотокарт (фотопланов), планово-картографических материалов в Приложение не включаются, изображение соответствующей территории (части территории) воспроизводится на Схеме. Между тем Администрация ссылается на то, что в заключении кадастрового инженера Семенова Р.М. от 06.02.2024 отсутствуют указание на конкретные природные объекты или объекты искусственного происхождения, существующие на местности пятнадцать и более лет, по которым установлены уточненные границы земельного участка. Кассационная инстанция считает, что указанные доводы Администрации заслуживают внимания, но не были должным образом проверены и оценены судами первой и апелляционной инстанций. Пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (статья 70 ЗК РФ). Исходя из части 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. Пунктами 3 и 9 части 4 этой статьи предусмотрено, что описание местоположения объекта недвижимости и его площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место, относятся к основным сведениям об объекте недвижимости, подлежащим внесению в кадастр недвижимости. По смыслу приведенных норм права, описание границ земельного участка в установленном порядке, его площадь и постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи. Границы земельного участка являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка. Целью исправления реестровой ошибки является приведение данных о фактических границах земельного участка, содержащихся в ЕГРН, в соответствие с фактическими границами, установленными на местности, в которых земельный участок предоставлялся и существует на местности. Соответственно описание границ посредством определения координат характерных точек в порядке исправления реестровой ошибки не должно приводить к изменению уникальных характеристик земельного участка и возникновения нового объекта недвижимости. Между тем из материалов дела следует, что в результате уточнения границ земельного участка с кадастровым номером 47:06:0622001:40 изменились все его границы, по сути, земельный участок получил абсолютно новые пространственные характеристики. При этом в новые границы земельного участка вошла часть неправомерно используемых Ждановой Г.В. земель, собственность на которые не разграничена, но его площадь не изменилась. Данные обстоятельства, при отсутствии в заключении кадастрового инженера указаний на то, в чем именно заключалась реестровая ошибка, допущенная при осуществленном ранее кадастровом учете земельного участка, какие природные объекты или объекты искусственно происхождения предопределили новые границы участка, порождают сомнения в правомерности уточнения границ. Установление земельному участку с кадастровым номером 47:06:0622001:40 абсолютно новых границ при сохранении его размера может свидетельствовать о намерении Ждановой Г.А., как собственника земельного участка и заказчика кадастровых работ, избежать негативных последствий, связанных с выявленным в ходе мероприятий земельного контроля использованием без надлежащих правовых оснований земельного участка публичной собственности, что является неправомерным. Более того это может свидетельствовать о том, что исправление реестровой ошибки нарушает законные интересы Администрации, которая полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, что само по себе исключает исправление такой ошибки во внесудебном порядке (части 4 статьи 61 Закона № 218-ФЗ). Поскольку судами первой и апелляционной инстанций не были исследованы надлежащим образом все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, кассационная инстанция считает необходимым направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела суду надлежит исследовать обстоятельства, связанные с наличием реестровой ошибки; установить в чем конкретно такая реестровая ошибка выражалась; определить по каким природным объектам или объектам искусственно происхождения установлены уточненные границы земельного участка, существуют ли такие объекты пятнадцать лет и более; исходя из этого установить имелись ли законные основания для уточнения границ земельного участка в порядке исправления реестровой ошибки, могло ли такое исправление осуществляться во внесудебном порядке. Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.10.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2025 по делу № А56-21924/2024 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
|