Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92



2

А13-11259/2024



935/2025-36910(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16 июля 2025 года

Дело №

А13-11259/2024

     
     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Васильевой Е.С.,        Журавлевой О.Р.,
     рассмотрев 16.07.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25.12.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2025 по делу № А13-11259/2024,
     

у с т а н о в и л:

     отделение Фонда пенсионного и социального страхования               Российской Федерации по Вологодской области, адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Лермонтова, дом 15А, ОГРН 121350001026,                     ИНН 3525471414, (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области «Вологодская городская поликлиника № 3», адрес: 160025, Вологодская область, город Вологда, улица Московская, дом 2а, ОГРН 1033500041585, ИНН 3525075442, (далее - Учреждение) о взыскании                                    27 160 руб. 34 коп. денежных средств, выплаченных по листкам нетрудоспособности, выданным с нарушением.
     Решением суда первой инстанции от 25.12.2024, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 11.03.2025, в удовлетворении исковых требований отказано.
     В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить состоявшиеся судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
     По мнению подателя жалобы, причинно-следственная связь между действиями Учреждения при оформлении листков нетрудоспособности и возникновением у истца излишних расходов по выплате страхового обеспечения подтверждена материалами дела. Фонд полагает, что в данном случае листок нетрудоспособности в отношении Зайцева Е.Г. мог продлеваться на срок не более 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности, по истечении которого указанное лицо следовало направить на медико-социальную экспертизу (далее - МСЭ) для установления инвалидности либо выписать его к занятию трудовой деятельностью. Однако, как указывает Фонд, Учреждение в нарушение данного порядка не приняло указанных мер, в связи с чем Фонд произвел страховые выплаты за пределами установленного срока. Кроме того, Фонд отмечает, что Зайцев Е.Г. находился на больничном до 16.05.2022, что указывало и Учреждение в своем отзыве на иск, при этом первичный листок нетрудоспособности выдан на период с 23.12.2021 по 28.12.2021, листок нетрудоспособности, выданный с 17.05.2022 по 23.05.2022, содержит оговорку: «31-продолжает болеть», следовательно, не является первичным и сформирован  самим Учреждением. Таким образом, по мнению Фонда, Учреждению должно было быть известно о том, что выданный им листок нетрудоспособности за период до 23.05.2022 не являлся первичным, а поэтому ему следовало проверить период нетрудоспособности.
     Учреждение, надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
     Фонд уведомил о возможности рассмотрения дела в его отсутствие, в связи с чем суд округа, руководствуясь частью 2 статьи 156 и частью 3 статьи 284 АПК РФ, рассматривает настоящую кассационную жалобу в отсутствие представителя указанного лица.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании приказа от 12.12.2023 № 807 Фондом в отношении Учреждения проведена внеплановая проверка соблюдения установленного порядка выдачи, сроков выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности, ведению документов, подтверждающих выдачу, продление и оформление листков нетрудоспособности № 910162110972, 910162111737, 910164343582 за период с 29.11.2022 по 21.02.2023, выданных Зайцеву Е.Г., о чем составлен акт от 22.12.2023 № 202.
     Согласно акту по итогам проверки Фонд пришел к выводу о нарушении Учреждением пунктов 22, 34 Условий и порядка формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа и выдачи листков нетрудоспособности в форме документа на бумажном носителе в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (утвержден приказом Минздрава России от 23.11.2021 № 1089н; далее - Порядок № 1089н),  повлекшем излишнюю выплату застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности в размере 27 160 руб. 54 коп.
     В связи с изложенным Фонд направил Учреждению претензию от 01.02.2024 № АС-54-10/6112 с требованием возвратить излишне перечисленную сумму страхового обеспечения в размере 27 160 руб. 54 коп.
     Претензия оставлена Учреждением без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд.
     Отказывая Фонду в удовлетворении требований, суды исходили из того, что совокупность оснований для взыскания с ответчика предъявленного истцом ущерба не доказана.
     Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, суд округа приходит к следующему.
     В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»                                             (далее - Закон № 255-ФЗ) страховщик имеет право предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении расходов на страховое обеспечение по сформированным с нарушением установленных условий и порядка листкам нетрудоспособности.
     В соответствии с пунктом 22 Порядка № 1089н по решению врачебной комиссии при благоприятном клиническом и трудовом прогнозе листок нетрудоспособности может быть сформирован и продлен до дня восстановления трудоспособности с периодичностью продления по решению врачебной комиссии не реже, чем через каждые 15 календарных дней, но на срок не более 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности, а при лечении туберкулеза - не более 12 месяцев.
     В силу пункта 34 указанного Порядка гражданину, имеющему стойкие нарушения функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм, отравлений или дефектами, после проведения медицинской организацией необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий по решению врачебной комиссии листок нетрудоспособности формируется и продлевается при:
     очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе - на срок не более четырех месяцев с даты начала временной нетрудоспособности;
     благоприятном клиническом и трудовом прогнозе - на срок не более 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности и не более 12 месяцев при лечении туберкулеза.
     По истечении указанных сроков, в случае если медицинская организация после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий по решению врачебной комиссии не направляет гражданина на МСЭ, то выписывает его к занятию трудовой деятельностью.
     Согласно пункту 36 Порядка № 1089н при установлении (изменении) по результатам МСЭ группы инвалидности либо определении степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний срок временной нетрудоспособности завершается датой, непосредственно предшествующей дате регистрации документов об установлении (изменении) по результатам МСЭ группы инвалидности в федеральном учреждении МСЭ (далее - бюро МСЭ).
     Как следует из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 10605/12, негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями требований законодательства о порядке выдачи листков нетрудоспособности возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен.
     При этом не любое нарушение порядка выдачи листков временной нетрудоспособности свидетельствует о незаконности произведения выплат по социальному страхованию.
     Гражданско-правовая ответственность учреждения здравоохранения может иметь место при наличии причинно-следственной связи между фактом выдачи листка нетрудоспособности и причинением в связи с этим убытков, связанных с незаконной выплатой пособия по временной нетрудоспособности (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.11.2013 № 9383/13, определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.04.2016 № 307-КГ16-2912).
     В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
     Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 12 Постановления от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
     В силу пункта 2 статьи 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
     В данном случае в качестве действия, повлекшего причинение ущерба, Фонд называл выдачу Учреждением Зайцеву Е.Г. листков нетрудоспособности                   № 910162110972, 910162111737, 910164343582, которые не закрыты к труду по истечении 10 месяцев со дня начала временной нетрудоспособности  застрахованного лица без направления его на МСЭ.
     Как установлено Фондом, период временной нетрудоспособности указанного застрахованного лица начался с 23.12.2021, а следовательно, оформление Учреждением листков нетрудоспособности с 29.11.2022 имело место, в числе прочего, по истечении десятимесячного срока с начала временной нетрудоспособности застрахованного лица.
     Судами также подтвержден факт предоставления и продления листков нетрудоспособности Учреждением по истечении десятимесячного срока, установленного пунктами 22, 34 Порядка № 1089н, без направления застрахованного лица на МСЭ, поскольку из материалов дела следует, что застрахованному лицу Зайцеву Е.Г. заключение на экспертизу выдано лишь 25.01.2023, а группа инвалидности установлена 22.02.2023.
     Таким образом, листки нетрудоспособности на период с 29.11.2022 по 21.02.2023 оформлены с нарушением срока, установленного указанными пунктами Порядка.
     Правовыми нормами, действовавшими на момент выдачи спорных листков   нетрудоспособности и на момент проведения проверки, прямо закреплена ответственность медицинской организации за неправильное оформление листков нетрудоспособности в виде возмещения расходов, понесенных страховщиком, а следовательно, возникновение убытков, возмещения которых требует Фонд, является обычным последствием допущенного Учреждением нарушения Порядка, что, вопреки выводам судов, предполагает наличие причинной связи между нарушением и доказанным Фондом убытками.  
     В этой связи то обстоятельство, что Фонд, как указали суды, располагал сведениями о периоде нетрудоспособности застрахованного лица, однако осуществлял выплату спорных сумм пособия по временной нетрудоспособности за пределами десятимесячного срока, не освобождает медицинскую организацию от ответственности в виде возмещения страховщику расходов на выплату пособия застрахованному лицу при неправильном оформлении листков нетрудоспособности.
     В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 4.2 Закона № 255-ФЗ страховщик вправе осуществлять в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проверку соблюдения условий и порядка формирования листков нетрудоспособности. Аналогичная норма содержится в части 7 статьи 59 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
     В данном случае Фонд, осуществляя внеплановую проверку в соответствии с указанной нормой права, не вышел за пределы своих полномочий.
     Частью 6 статьи 13 Закона № 255-ФЗ предусмотрено, что основанием для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам является листок нетрудоспособности, сформированный медицинской организацией и размещенный в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанный с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, если иное не установлено данным Федеральным законом.
     Учреждение в данном случае не ссылалось на обстоятельства, объективно препятствующие надлежащему оформлению застрахованному лицу Зайцеву Е.Г. спорных листков нетрудоспособности в пределах установленного срока, предусмотренного Порядком № 1089н, отсутствия у него возможности учесть ранее выданные листки нетрудоспособности и не доказало отсутствие своей вины в допущенных нарушениях.
     При таких обстоятельствах суд округа считает, что у судебных инстанций отсутствовали правовые основания для отказа Фонду в удовлетворении иска о взыскании с Учреждения 27 160 руб. 34 коп. денежных средств, выплаченных по листкам нетрудоспособности, выданным с нарушением.
     С учетом изложенного требование Фонда о взыскании с Учреждения ущерба подлежит удовлетворению.
     Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить обжалуемые судебные акты полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
     Данное полномочие может быть реализовано судом кассационной инстанции в случае, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но неправильно применена норма права.
     В рассматриваемом случае судами первой и апелляционной инстанций верно установлены фактические обстоятельства дела, однако неправильно применены нормы материального права, а поэтому суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ полагает возможным принять новый судебный акт без передачи дела на новое рассмотрение.
     Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
      

п о с т а н о в и л:

     решение Арбитражного суда Вологодской области от 25.12.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2025 по делу № А13-11259/2024 отменить.
     Взыскать с бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Вологодская городская поликлиника № 3» (ОГРН 1033500041585, ИНН 3525075442) в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области (ОГРН 121350001026,  ИНН 3525471414)  27 160 руб. 34 коп. ущерба.
     Арбитражному суду Вологодской области выдать исполнительный лист.

Председательствующий

Л.И. Корабухина

Судьи

Е.С. Васильева

О.Р. Журавлева