Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92



6

А13-12635/2024



908/2025-36941(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16 июля 2025 года

Дело №

А13-12635/2024

       Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе               председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
       при участии от публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад»  Дмитриевской О.Д. (доверенность от 09.01.2025), Хомяковой Е.К. (паспорт) и ее представителя - Пискунова А.А. (доверенность от 09.10.2024),
       рассмотрев 14.07.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Хомяковой Елены Константиновны на решение Арбитражного суда Вологодской области от 13.12.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2025 по делу № А13-12635/2024,    
     
                                                       у с т а н о в и л :
      Хомякова Елена Константиновна, ИНН 352522021944, обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным и отмене определения Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, Пушкинская ул., д. 25,                         ОГРН 1033500044456, ИНН 3525048696  (далее - Управление, УФАС), от 17.10.2024 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
      Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество «Россети Северо-Запад», адрес: 196247, Санкт-Петербург,                 пл. Конституции, д. 3, лит. А, пом. 16Н, ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751                 (далее - Общество).
      Решением суда первой инстанции от 13.12.2024, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.02.2025, в удовлетворении заявленных требований отказано.
      В кассационной жалобе (с дополнением) Хомякова Е.К. просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований либо направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, считая вывод Управления об отсутствии состава административного правонарушения преждевременным. Административный орган уклонился от возложенной на него обязанности по проверке доводов заявителя и принятию мотивированного решения по существу жалобы. Доводы заявителя о том, что замена автоматического выключателя в трансформаторной подстанции не является ее реконструкцией, ничем не опровергнуты.
      Общество и Управление в отзывах просят оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
      В судебном заседании заявитель и ее представитель поддержали доводы кассационной жалобы (с учетом дополнений). Представитель Общества возразила  доводам кассационной жалобы по мотивам отзыва.
      УФАС, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направило, что в соответствии с частью 3                статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации                             (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как следует из материалов дела и установлено судами, 19.09.2024 в Управление поступило заявление Хомяковой Е.К., в котором она просила привлечь Общество к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ за нарушение Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила                  № 861), при исполнении договора технологического присоединения к электрическим сетям Общества.
     В ходе рассмотрения поступившего заявления Управлением установлено, что 25.06.2024 путем размещения на официальном сайте «Портал-ТП.РФ» в Общество поступила заявка Хомяковой Е.К. на заключение договора технологического присоединения энергопринимающего устройства (далее - ЭПУ), расположенного по                              адресу: Вологодская обл., Сокольский р-н, г. Сокол, садовое товарищество «Совхозник-1», участок № 44, земельный участок с кадастровым номером 35:26:0106029:44, с запрашиваемой мощностью 5 кВт.
     Общество 08.07.2024 подготовило проект технических условий (далее - ТУ)                                            № ВОЛ-03361-Э-В/24-001, условия типового договора № ВОЛ-03361-Э-В/24 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, счет на оплату и разместило их в личном кабинете Хомяковой Е.К. на официальном сайте                   «Портал-ТП.РФ», о чем сообщило Хомяковой Е.К. письмом от 09.07.2024.
     Согласно названным ТУ описание точки присоединения: «ВЛ 10кВ Оларево КТП 63 кВА Керамик ВЛ 0,4 кВ № 2 Совхозник опора № 35, на контактных соединениях проводов после прибора учета в сторону ВРУ заявителя».  
     На расчетный счет Общества 11.07.2024 поступили денежные средства.
     Хомякова Е.К. 12.07.2024 заказным письмом с уведомлением направила                            в Общество мотивированный отказ от подписания ТУ и типового договора с протоколом разногласий, а также 15.07.2024 разместила указанный отказ в личном кабинете на официальном сайте «Портал-ТП.РФ».
     Общество, рассмотрев поступивший мотивированный отказ, в письме от 26.07.2024 № МР2/2-2/15/3509 сообщило Хомяковой Е.К., что поскольку договор считается заключенным с моменты оплаты (11.07.2024), а мотивированный отказ получен Обществом не ранее 12.07.2024, то договор  считается заключенным на условиях, указанных в договоре и ТУ, размещенных в личном кабинете, а поступивший мотивированный отказ не может быть принят к рассмотрению. В ответе указало, что внести изменения в действующий договор и ТУ возможно путем подписания дополнительно соглашения.
     По результатам рассмотрения поступивших замечаний к договору и ТУ Общество 26.07.2024 подготовило и направило в адрес Хомяковой Е.К. дополнительное соглашение № ВОЛ-03361-Э-В/24-001 к договору от 11.07.2024 и новую редакцию ТУ № ВОЛ-03361-Э-В/24-002, в которой частично учло требования Хомяковой Е.К.
     Хомякова Е.К. 26.08.2024 направила Обществу досудебную претензию               от 23.08.2024, в которой отказалась от подписания дополнительного соглашения и просила в десятидневный срок рассмотреть данную претензию с протоколом разногласий, привести договор  и ТУ № ВОЛ-03361-Э-В/24-001 в соответствие с Правилами № 861, подписать один экземпляр и направить в адрес заявителя.
     В ответ на досудебную претензию Общество в письме от 19.09.2024                                     № МР2/2-2/15/4366 сообщило Хомяковой Е.К., что повторно рассмотрело доводы, изложенные в претензии, указало, что письмо от 26.07.2024 № МР2/2-2/15/3509 является ответом на мотивированной отказ, пояснило, что мероприятия по осуществлению технологического присоединению 10.09.2024 осуществлены в полном объеме.
     По результатам рассмотрения заявления Хомяковой Е.К. Управление 17.10.2024 вынесло определение об отказе в возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях последнего события и состава правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.
     Не согласившись с указанным определением, Хомякова Е.К. обратилась в арбитражный суд.
     Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
     Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.   
     Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает,                    что жалоба не подлежит удовлетворению.
     В соответствии частью 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи.
     Частью 3 статьи 28.1 названного Кодекса предусмотрено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
     В силу пункта 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2  статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).
     Частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
     Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению - в случае отсутствия события или состава административного правонарушения.
      Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность, в том числе, за нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям.
     В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон № 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства ЭПУ потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
     Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
     Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее ЭПУ и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
     Порядок и процедура технологического присоединения ЭПУ потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче ТУ установлены Правилами № 861.
     В пункте 3 Правил № 861 предусмотрена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им упомянутых Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
     В силу пункта 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и физическим лицом, в сроки, установленные рассматриваемыми Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
     Согласно пункту 103 Правил № 861 договор между сетевой организацией и заявителем, указанным в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 указанных Правил, заключается с использованием личного кабинета заявителя. Действие договора между сетевой организацией и заявителем, указанным в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил № 861, не ставится в зависимость от факта составления договора, подписанного сторонами в письменной форме. Наличие договора между сетевой организацией и заявителем, указанным в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил, подтверждается документом об оплате (полностью или в установленных настоящими Правилами случаях частично) заявителем сетевой организации выставленного ею и размещенного в личном кабинете заявителя счета на оплату технологического присоединения по договору, предусмотренному пунктом 105 Правил. Документ об оплате должен содержать наименование и платежные реквизиты сетевой организации, а также реквизиты счета на оплату технологического присоединения.
     В силу пункта 105 Правил № 861 в отношении заявителя, указанного в                      пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает в личном кабинете заявителя: условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям согласно приложению № 17; счет на оплату технологического присоединения по договору; подписанные со стороны сетевой организации ТУ, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) указанных Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации; инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
     Размещенные в личном кабинете заявителя условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и ТУ признаются офертой, а оплата заявителем счета на оплату технологического присоединения по договору - акцептом договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и ТУ. В случае несогласия с размещенными сетевой организацией в личном кабинете заявителя документами, предусмотренными абзацами вторым - четвертым настоящего пункта, и (или) несоответствия их настоящим Правилам заявитель вправе в течение 5 рабочих дней со дня размещения сетевой организацией таких документов направить сетевой организации мотивированный отказ от заключения договора с предложением об изменении размещенных документов и требованием о приведении их в соответствие с настоящими Правилами. Размещение сетевой организацией указанных документов, приведенных в соответствие с настоящими Правилами, осуществляется с использованием личного кабинета заявителя в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования.
     В силу пункта 106 Правил № 861 заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета на оплату технологического присоединения, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил, оплатить такой счет в порядке, предусмотренном настоящими Правилами. В случае неоплаты заявителем счета в установленный срок его заявка признается аннулированной.
     В рассматриваемом случае Хомякова Е.К., получив проект ТУ от 08.07.2024              № ВОЛ-03361-Э-В/24-001, условия типового договора  № ВОЛ-03361-Э-В/24 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и счет на оплату, 11.07.2024 оплатила выставленный Обществом счет. Таким образом, договор считается заключенным с 11.07.2024, срок выполнения мероприятий, определенный как 6 месяцев, - до 11.01.2025.
     Довод Хомяковой Е.К. о том, что ее мотивированный отказ не рассмотрен сетевой организацией, суды признали несостоятельным.
     При оценке возражений Хомяковой Е.К. по расположению точки присоединения суды указали следующее.
     В соответствии с пунктом 16(1) Правил № 861 заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию, а также абзацем пятым настоящего пункта, или пунктом 16(7) настоящих Правил.
     Для целей настоящих Правил под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании ЭПУ либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению, а также границы участка заявителя, установленные абзацами третьим - шестым настоящего пункта.
     Как установил суд первой инстанции, при подаче заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям заявителем представлена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 18.01.2024, границей участка заявителя в данном случае является граница земельного участка.
     Согласно подпункту «а» пункта 25 (1) Правил № 861 в ТУ для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 названных Правил, должны быть указаны точки присоединения, которые не могут располагаться далее 15 метров во внешнюю сторону от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя. При этом определение точки присоединения вне границ участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя, возможно исключительно в случае, когда такое расположение точки присоединения не налагает на заявителя обязанности по урегулированию отношений с иными лицами, включая сетевые организации, в том числе по оформлению земельно-имущественных отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     Подпунктом «г» пункта 25(1) Правил № 861 установлено, что в ТУ также должны быть указано распределение обязанностей между сторонами по исполнению ТУ (выполнению каждой из сторон мероприятий по технологическому присоединению до точки присоединения, при этом урегулирование отношений с иными лицами осуществляется сетевой организацией).
     УФАС установило, что земельный участок заявителя находится на расстоянии  5 метров от существующей опоры № 35 ВЛ-0,4кВ «№ 2 Совхозник», соответственно, точкой присоединения являются выходные контакты установленного на указанной опоре силами сетевой организации трехфазного прибора учета. Обществом установлен интеллектуальный прибор учета, типа НАРТИС-И300,                            «СПЛИТ-исполнения» с дистанционным сбором данных, который конструктивно разработан для установки на открытом воздухе, в том числе на опорах линий электропередач. Сетевой организацией на опоре после трехфазного прибора учета смонтирован провод марки СИП длиной ориентировочно 20 м, которого, как указало УФАС и убедительно не опровергла заявитель, достаточно для осуществления заявителем мероприятий по фактическому присоединению своего ЭПУ. Общество 10.09.2024 выполнило мероприятия по осуществлению технологического присоединения, предусмотренные для сетевой организации. Линия, к которой осуществлено подключение заявителя, принадлежит Обществу. Заявитель                        не отрицала, что указанные в ТУ способ и схема технологического присоединения к линии электропередачи аналогичны примененным к соседним садовым участкам по той же, что и заявитель, стороне проезда.   
     Суды сочли, что указанное не нарушает ни права заявителя, ни требования            Правил № 861. Описание «точки присоединения» в редакции сетевой организации соответствует действующему законодательству. Ссылка УФАС в определении на то, что проезд расположен на землях государственной неразграниченной собственности (что, как считает Хомякова Е.К., противоречит письму администрации Сокольского муниципального округа Вологодской области и разделу 1 выписки на земельный участок, согласно которым он расположен на землях садового товарищества),                     не свидетельствует о незаконности определения, поскольку ни договор, ни ТУ                     не налагают на заявителя обязанности проводить земляные работы на этом участке.
     Доводы заявителя относительно неверного указания срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению судами рассмотрены и отклонены, поскольку Хомякова Е.К. является физическим лицом и относится к заявителям, указанным в пункте 14 Правил № 861.
     Пунктом 16 Правил № 861 установлено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в               пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые ЭПУ, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
     Вопреки доводам жалобы, неотражение судом всех возражений заявителя                   не свидетельствует о том, что они не рассмотрены судом, поскольку оценка доводам и доказательствам проводится в соответствии со статьей 71 АПК РФ в их совокупности.
     Таким образом, обжалуемые судебные акты являются по существу правильными, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих их отмену, не допущено, оценка доказательств произведена с учетом требований статей 9, 65-71, 210-211 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи.
     Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020                № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
       Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
       При подаче кассационной жалобы предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины в размере 10 000 руб.; до судебного заседания подателем жалобы представлена квитанция от 03.07.2025, подтверждающая доплату государственной пошлины на сумму 10 000 руб.
       Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд                        Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

     решение Арбитражного суда Вологодской области от 13.12.2024 и постановление Четырнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 25.02.2025 по делу № А13-12635/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу                            Хомяковой Елены Константиновны - без удовлетворения.  

Председательствующий

В.М. Толкунов

Судьи

О.А. Алешкевич

Л.Б. Мунтян