Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2025 года. Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2025 года. Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Елагиной О.К., Куприяновой Е.В., рассмотрев 17.07.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ленинградской области» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.10.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2025 по делу № А56-42006/2024, у с т а н о в и л: Публичное акционерное общество «Ростелеком», место нахождения: 191002, Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 15, ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ленинградской области», адрес: 191180, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 90, ОГРН 1037851036101, ИНН 7826002124 (далее - Учреждение), о взыскании 450 880 руб. 72 коп. неосновательного обогащения. Решением суда от 07.10.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.02.2025, иск удовлетворен в полном объеме. В кассационной жалобе Учреждение, указывая на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые акты, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить вынесенные судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения. Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как установлено судами, Общество (оператор) и Учреждение (абонент) 23.01.2023 заключили договор об оказании услуг № 247000025718. Учреждению присвоен лицевой счет № 247000025718. В обоснование требований Общество указало на то, что объем фактически оказанных Учреждению услуг превысил цену, предусмотренную договором. После превышения цены договора, оператор продолжал оказывать услуги связи, а абонент продолжал пользоваться данными услугами. Общество оказало Учреждению услуги на сумму 450 880 руб. 72 коп., и выставило счета, которые не оплачены ответчиком. Счета, счета-фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг) содержат сведения об оказанных услугах за каждый расчетный период, а также о сумме и о сроке оплаты. В спорный период ответчик от оказания услуг не отказывался, претензий по качеству и объему оказываемых услуг не предъявлял. Истец не мог прекратить оказание услуг после истечения срока государственного контракта. В адрес Учреждения 06.02.2024 направлена претензия от 05.02.2024 № 2-78- 022024-8884027. Претензия оставлена Учреждением без ответа и удовлетворения, что послужило основанием для обращения Общества с настоящим иском в суд. Суды, признав требования законными и обоснованными, удовлетворили иск. Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы. В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. В силу пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» (далее - Указ № 1173) ограничение или прекращение оказания услуг связи воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, признаны действиями, нарушающими безопасность государства. В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон № 126-ФЗ) оказание услуг связи для обеспечения государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта, заключенного в порядке, установленном гражданским законодательством и законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в объеме, соответствующем объему финансирования предусмотренных соответствующими бюджетами расходов на оплату услуг связи. Пунктом 4 статьи 51.1 Закона № 126-ФЗ предусмотрено, что при исполнении государственных контрактов на оказание услуг связи для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка оператор связи, заключивший указанные государственные контракты, не вправе приостанавливать и (или) прекращать оказание услуг связи без согласия в письменной форме государственного заказчика. Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в пункте 21 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта или с превышением его максимальной цены в случаях, когда из закона следует, что поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг являются обязательными для соответствующего исполнителя вне зависимости от его волеизъявления. С учетом названных положений Закона № 126-ФЗ, Указа № 1173 и разъяснений высшей судебной инстанции Российской Федерации суды сделали правильный вывод о том, что оператор связи не мог прекратить оказание услуг связи. Факт оказания услуг на 450 880 руб. 72 коп. установлен судами двух инстанций на основании представленных в материалы дела доказательств. При вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено. Таким образом, кассационную жалобу надлежит оставить без удовлетворения, а обжалуемые судебные акты - без изменения. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.10.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2025 по делу № А56-42006/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ленинградской области» - без удовлетворения.
|