Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92



8

А26-6149/2024



071/2025-37124(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

17 июля 2025 года

Дело №

А26-6149/2024

     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
     при участии от публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» Новацкой Е.С.  (доверенность от 28.02.2024),
     рассмотрев 16.07.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.09.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2025 по делу № А26-6149/2024,
                                                         у с т а н о в и л:
     
     публичное акционерное общество «Россети Северо-Запад», адрес: Санкт-Петербург, пл. Конституции, д.3, лит.А, пом. 16Н, ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751, (далее - Общество, сетевая организация) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия, адрес: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д.1а, ОГРН 1021000526326, ИНН 1001041153 (далее - УФАС, Управление) от 28.06.2024 о назначении административного наказания по делу № 010/04/9.21-93/2024 на основании части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 600 000 руб. штрафа и представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 28.06.2024.
     Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Коршунов Алексей Сергеевич.
     Решением суда от 12.09.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.02.2025, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
     В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального права, выразившееся в неправильном истолковании закона и применении к спорным правоотношениям, регулируемым пунктом 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила ТП, Правила № 861), не подлежащего применению в данном случае пункта 8 названных Правил.
     Представители УФАС и Коршунова А.С., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
     В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержал.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как видно из материалов дела и установлено судами, 01.02.2024 в антимонопольный орган поступила жалоба Коршунова А.С. на действия Общества, выразившиеся в отказе в расчете платы за технологическое присоединение принадлежащего ему земельного участка, находящегося в сельской местности, к электрической сети 10 кВт, которая на момент подачи заявки находилась на расстоянии 420 метров от участка, по стоимости мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанной с применением льготной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности, со сроком выполнения мероприятий по технологическому присоединению 6 месяцев.
     На основании представленных потребителем документов и сведений определением УФАС от 01.03.2024 возбуждено дело об административном правонарушении № 010/04/9.21-93/2024 по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и назначено административное расследование; в качестве потерпевшего к участию в деле привлечен Коршунов А.С.; по результатам запросов получены пояснения Общества (письмо от 11.03.2024) и Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам (письмо от 07.05.2024).
     По факту нарушения сетевой организацией пунктов 16 и 17 Правил № 861 должностным лицом УФАС в отношении Общества 03.06.2024 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном  статьей 9.21 КоАП РФ и 28.06.2024 вынесено постановление по делу № 010/04/9.21-93/2024 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде 600 000 руб. штрафа.
     На основании статьи 29.13 КоАП РФ Управлением вынесено представление о принятии Обществом мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, согласно которому Общество обязано: осуществлять расчет платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей в соответствии с установленными правилами и ставками платы, действующими на момент подачи таковыми заявок на осуществление технологического присоединения; в случае аннулирования заявки Коршунова А.С. от 20.11.2023 восстановить таковую; осуществить перерасчет платы за технологическое присоединение с учетом норм пункта 8 Правил ТП (трактовка понятия «наименьшее расстояние»), а также пункта 17 Правил ТП; разместить в личном кабинете Коршунова А.С. все предусмотренные пунктом 105 названных Правил документы.
     Не согласившись с означенными постановлением и представлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
     Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о доказанности антимонопольным органом события и состава вмененного Обществу административного правонарушения. Суды не установили существенных процедурных нарушений в рамках административного производства, а равно оснований для изменения избранной УФАС меры ответственности (снижения штрафа) либо для освобождения Общества от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ.
     Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 4 статьи 210, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 210, 211 АПК РФ).
     Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.
     В силу части 1 статьи 9.21 КоАП РФ противоправным признается нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
     Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
     Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным (пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003      № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).
     Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации (пункт 1 Правил ТП).
     Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил ТП).
     Согласно абзацу 1 пункта 8 Правил: для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) Правил.
     Абзацем 2 данного пункта Правил (в редакции Постановления Правительства РФ от 30.06.2022 № 1178) предусмотрено, что для целей настоящих Правил под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения (в случае указания в заявке класса напряжения до 1000 В - до ближайшего объекта электрической сети класса напряжения не более 20 кВ), существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом «б» пункта 16 настоящих Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.
     Статья 3 Закона № 35-ФЗ относит к объектам электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
     Из материалов дела видно, что 20.11.2023 Коршунов А.С. через портал ТП.РФ подал заявку на осуществление технологического присоединения земельного участка с кадастровым номером 10:07:0062202:989, расположенного по адресу: 186753, г. Сортавала, Хаапалампинское сельское поселение; максимальная мощность энергопринимающих устройств 15 кВт; заявляемая категория энергопринимающего устройства по надежности энергоснабжения - третья; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение - 0,4 кВ.
     В ответ на заявку сетевая организация 01.12.2023 разместила в личном кабинете заявителя условия типового договора № КАР-03329-Э-С/23 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор), согласно которому точка присоединения: ВЛ-0,4 кВ проектир. (Коршунов А.С.) от ТП-10/0,4 проектир. (ПС 35 кВ Куокканиеми (ПС 2С) 35/10 кВ); срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год со дня заключения Договора.
     Размер платы за технологическое присоединение определен Обществом в соответствии с постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 25.11.2022 № 179 «Об установлении льготных ставок, стандартизированных тарифных ставок и формул платы за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций на территории Республики Карелия» (далее - Постановление № 179), что составило 2 601 496,30 руб.
     Между тем из жалобы, поданной в УФАС видно, что заявитель не согласен ни со сроком технологического подключения (1 год), ни с рассчитанной ему суммой за подключение.
     Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению определен в пункте 16 Правил ТП из которого следует, что договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 20 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 (шесть) месяцев.
     Указанный срок является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организацией. Такие ограничения направлены на обеспечение прав и законных интересов, заинтересованных в технологическом присоединении лиц как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях.
     Как было указано ранее, в заявке потребителя на присоединение земельного участка была указана максимальная мощность энергопринимающих устройств - 15 кВт, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение - 0,4кВ.
     При этом в ходе административного расследования установлен и подтвержден документально тот факт, что на расстоянии 420 метров от границ земельного участка заявителя расположен принадлежащий Обществу объект электрической сети классом напряжения 10 кВ (ВЛ-10 кВ Л-02С-3), соответствующий всем требования для надлежащего технологического подключения. При этом, при исчислении этого расстояния учтено, что под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрических сетей (опора линии электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция).
     Довод Общества о невозможности подключения к находящейся на расстоянии 420 метров от границ земельного участка и принадлежащей сетевой организации ВЛ-10 кВ Л-02С-3 (как имеющей отличный класс напряжения от указанного в заявке потребителя - 0,4 кВ) подлежит отклонению, поскольку под электрическими сетями необходимого класса напряжения в случае указания в заявке класса напряжения до 1000В понимаются любые электрические сети класса напряжения не более 20 кВ.
     В нашем случае в заявке указан класс напряжения - 0,4 кВ, т.е. не превышающий класс напряжения объекта электрической сети, находящегося в распоряжении сетевой организации -10 кВ.
     Применительно к рассматриваемому случаю, в силу абзаца 13 подпункта «б» пункта 16 Правил ТП срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, исчисляемый с даты заключение договора не может превышать 6 (шесть) месяцев - для заявителей, указанных, в том числе в пункте 14 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и если расстояние от существующих электрических сетей до границы участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
     Поскольку потребитель полностью соответствует вышеприведенным параметрам, это позволяет признать правильными выводы судов о нарушении сетевой организацией положений пункта 16 Правил ТП, в виду указания в Договоре срока технологического присоединения - 1 год, который превышает предельный шестимесячный срок для данной категории заявителей, установленный в пункте 16 Правил ТП.
     Условия определения стоимости мероприятий по технологическому присоединению установлены в пункте 17 настоящих Правил.
     Так, абзацами первым - третьим данного пункта установлено, что в случае технологического присоединения объектов, указанных в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта и отнесенных к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), присоединяемых к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, при условии, что расстояние от границ участка заявителя до ближайшего объекта электрической сети необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, плата за технологическое присоединение определяется в размере минимального из следующих значений:
     стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением стандартизированных тарифных ставок;
     стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением льготной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности, которая утверждается в отношении всей совокупности таких мероприятий уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для соответствующих случаев технологического присоединения в размере не более 10000 рублей за кВт (превышение указанного значения допускается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов) и не менее 3000 рублей за кВт - с 01 июля 2022 года, 4000 рублей за кВт - с 01 июля 2023 года и 5000 рублей за кВт - с 01 июля 2024 года.
     Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей - физических лиц, максимальная мощность которых не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) определяется с соблюдением требований абзацев первого - третьего пункта 17 Правил ТП.
     Несмотря на то, что потребитель соответствовал всем упомянутым в пункте 17 Правил требованиям, при расчете стоимости мероприятий по технологическому присоединению земельного участка заявителя, сетевая организация положенную ему льготную ставку не применила.
     Ссылка Общества на Постановление Правительства РФ от 30.06.2022                 № 1178, которым внесены изменения в пункт 17 Правил ТП (согласно которому под ближайшим объектом электрической сети необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации должны пониматься объекты, имеющие указанный в заявке класс напряжения), судами не принята, поскольку как было указано ранее - под электрическими сетями необходимого класса напряжения в случае указания в заявке класса напряжения до 1000В понимаются любые электрические сети класса напряжения не более 20 кВ (например - 0,4 кВ, 6 кВ, 10 кВ).
     Учитывая, что размер платы за технологическое присоединение является одним из существенных условий договора (пункт 16 Правил ТП), направление сетевой организацией оферты договора, в котором плата за технологическое присоединение рассчитана не в соответствии с вышеприведенными нормами законодательства Российской Федерации, свидетельствует о нарушении пункта 17 Правил ТП.
     Поскольку факт нарушения Обществом требований пунктов 16, 17 Правил ТП установлен судами и подтвержден материалами дела, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
     Вывод судов о наличии события и состава вмененного Обществу правонарушения основаны на требованиях статей 1.5, 2.1, 9.21 КоАП РФ, критериях виновности юридического лица как коллективного субъекта права, обладающего иными, нежели физическое лицо, возможностями для соблюдения требований публичного правопорядка.
     Объективных причин для признания Общества (как профессионального и сильного субъекта в рамках исследованных правоотношений) невиновным у судов не имелось.
     Квалификация УФАС и судами совершенного Обществом административного правонарушения как повторного (часть 2 статьи 9.21                  КоАП РФ) обусловлена обстоятельствами дела, имеющимися в деле доказательствами; в рамках кассационного производства повторность деяния не оспаривается.
     Довод общества о малозначительности правонарушения надлежащим образом оценен и отклонен судами, исключительных обстоятельств, приведших к совершению правонарушения, суды не усмотрели. Суды мотивированно исключили возможность применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ, в виду неоднократного совершения правонарушения.
     Поскольку событие вмененного Обществу правонарушения и его вина в совершении допущенного им правонарушения судом установлена и доказана (т.е. подтверждена правомерность постановления по делу об административном правонарушении), то Управление в пределах своих полномочий обоснованно совместно с таким постановлением выдало Обществу оспариваемое представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
     В силу положений статьи 29.13 КоАП РФ представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушения выносится исключительно в случае привлечения лица к административной ответственности, следовательно, представление следует судьбе постановления, и в данном случае отмене не подлежит, в связи с признанием законным постановления о привлечении к административной ответственности.
     У суда кассационной инстанции нет процессуальных предпосылок к иной оценке выводов судебных инстанций по существу спора.
     Суды правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ.
     Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

     решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.09.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2025 по делу № А26-6149/2024 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» - без удовлетворения.


Председательствующий

Л.Б. Мунтян

Судьи

О.А. Алешкевич
А.Г. Кудин