Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2025 года. В полном объеме постановление изготовлено 17 июля 2025 года. Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Жуковой Т.В., Пастуховой М.В., при участии от публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» Теселкина К.О. (доверенность от 20.06.2025), от жилищно-строительного кооператива № 1192 Лагуткиной О.С. (доверенность от 21.05.2025), рассмотрев 17.07.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива № 1192 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.12.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2025 по делу № А56-127278/2022, у с т а н о в и л: Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 1», адрес: 197198, Санкт-Петербург, проспект Добролюбова, дом 16, корпус 2А, помещение 54Н, ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к жилищно-строительному кооперативу № 1192, адрес: 198332, Санкт-Петербург, проспект Кузнецова, дом 17, ОГРН 1037819006488, ИНН 7807016795 (далее - Кооператив), о взыскании 661 374 руб. 30 коп. задолженности за тепловую энергию, поставленную в июне-сентябре 2022 года по договору теплоснабжения (в горячей воде) от 01.05.2011 № 31428 (далее - Договор), и 830 руб. 45 коп. неустойки, начисленной за период с 26.03.2020 по 06.04.2020 в связи с просрочкой оплаты тепловой энергии, поставленной по Договору в январе 2020 года; за период с 25.08.2022 по 31.08.2022 в связи с просрочкой оплаты тепловой энергии, поставленной по Договору в июне 2022 года; за период с 26.10.2022 по 31.10.2022 в связи с просрочкой оплаты тепловой энергии, поставленной по Договору в августе 2022 года. Решением суда первой инстанции от 31.10.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.01.2024, исковые требования удовлетворены. Постановлением суда кассационной инстанции решение от 31.10.2023 и постановление от 31.01.2024 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела решением суда первой инстанции от 24.12.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.04.2025, иск удовлетворен в полном объеме В кассационной жалобе Кооператив, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 16.04.2025 и направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, после перехода собственников помещений на прямые договоры с Компанией (оформленного протоколом общего собрания от 12.05.2022 № 2-2022) Кооператив с 01.06.2022 обязан оплачивать только тепловую энергию, поставленную на общедомовые нужды; литеры В, Г, Е, вопреки выводу судов, образуют один многоквартирный дом, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, проспект Кузнецова, дом 17, поэтому собственниками принято единое решение о переходе на прямые договоры без разделения на литеры. В отзыве Компания просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными. В судебном заседании представитель Кооператива поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Компании отклонил их. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, между Компанией (энергоснабжающая организация) и Кооперативом (абонент) заключен Договор на поставку тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, проспект Кузнецова, дом 17. Из приложения № 2 к Договору следует, что подключенная нагрузка распределяется между строительными корпусами 9, 11 и 12 названного жилого дома. Письмом от 20.05.2022 № И-18/2022 Кооператив уведомил Компанию о том, что на общем собрании членов Кооператива собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, проспект Кузнецова, дом 17, литеры В, Г, Е, было принято решение, оформленное протоколом общего собрания от 12.05.2022 № 2-2022, о заключении прямых договоров с Компанией в соответствии со статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Кооператив просил считать прямые договоры со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме заключенными с 01.06.2022. Компания в письме от 02.06.2022 № 1937-02/149 отказалась считать переход на прямые договоры состоявшимся, указав, что по данным Единого государственного реестра недвижимости по спорному адресу находятся три отдельных многоквартирных дома (дом 17, литера В с кадастровым номером 78:40:0008319:4813; дом 17, литера Г с кадастровым номером 78:40:0008319:4812; дом 17, литера Е с кадастровым номером 78:40:0008319:4814), в каждом из которых должно быть проведено отдельное общее собрание собственников помещений с составлением отдельного протокола. Ссылаясь на наличие у Кооператива задолженности за тепловую энергию по Договору, Компания обратилась в арбитражный суд с настоящим иском. При повторном рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и по размеру. Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, пришел к следующим выводам. Частью 1 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Частью 2 статьи 161 ЖК РФ на собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. В данном случае управление осуществляет Кооператив, который несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме и предоставление коммунальных услуг (часть 2.2 статьи 161 ЖК РФ), для чего в том числе заключает договор ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома (пункт 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124). В силу части 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 названного Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 настоящего Кодекса. Пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отнесено принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, с ресурсоснабжающей организацией и об определении даты заключения соответствующих договоров. В этом случае в силу подпункта 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договорами, содержащими положения о предоставлении коммунальных услуг. Согласно пункту 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией считается заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. По решению ресурсоснабжающей организации указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца. В случае, если решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме такая дата не определена, указанные договоры считаются заключенными по истечении девяноста дней со дня получения ресурсоснабжающей организацией копий решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, с ресурсоснабжающей организацией, направленных заказным письмом или врученных под роспись. После перехода на прямые договоры за управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативов или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирными домами, сохраняется обязанность оплачивать только коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме (часть 12 статьи 161 ЖК РФ; подпункт «а» пункта 31(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354). Факт поставки Компанией тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения и отопления Кооперативом не оспаривается. Разногласия сторон касались факта перехода собственников помещений на прямые договоры, и в связи с этим - объема коммунального ресурса, подлежащего оплате Кооперативом (весь объем тепловой энергии или объем тепловой энергии, поставленной на общедомовые нужды). Причиной разногласий являлось различное понимание Компанией и Кооперативом количества находящихся в управлении Кооператива многоквартирных домов по спорному адресу (один или три). Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на необходимость установить, являются ли литеры В, Г и Е частями единого многоквартирного жилого дома или тремя отдельными многоквартирными домами, а также установить, повлекло ли решение, оформленное протоколом общего собрания от 12.05.2022 № 2-2022, правовые последствия, предусмотренные статьей 157.2 ЖК РФ. Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что по данным Единого государственного реестра недвижимости и технических паспортов (том 1, листы дела 51-68) литеры В, Г и Е поставлены на технический учет в качестве отдельных многоквартирных домов, отдельно учтены в реестре объектов жилищного фонда государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (том 1, лист дела 125-128), а здание по адресу: Санкт-Петербург, проспект Кузнецова, дом 17, имеет также литеры А, Б и Д, находящиеся в управлении ООО «Строитель ЮЗ». Поскольку Кооператив не представил документы, подтверждающие существование объекта недвижимости, состоящего из литер В, Г и Е (подтверждающие объединение спорных объектов недвижимости в один), суды правомерно руководствовались содержащимся в реестре описанием литер В, Г и Е в качестве отдельных многоквартирных домов (пункт 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Ссылки подателя жалобы на сквозную нумерацию подъездов и квартир, наличие у литер общих конструктивных элементов не свидетельствуют о существовании единого объекта без внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости. Суды согласились с доводом Компании о том, что в силу пункта 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ для перехода на прямые договоры требуются отдельные решения общих собраний собственников в каждом доме (литерах В, Г и Е), тогда как из протокола общего собрания от 12.05.2022 № 2-2022 невозможно установить наличие кворума и результаты голосования по каждой из литер. В связи с непредставлением Кооперативом соответствующих решений и протоколов по каждой из литер (В, Г и Е) суды, признав Кооператив обязанным в спорный период оплачивать Компании как коммунальный ресурс, поставленный в целях предоставления собственникам коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, так и в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, правомерно удовлетворили иск. Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам. Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судами не допущено. В связи с этим оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Кооператива не имеется. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.12.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2025 по делу № А56-127278/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива № 1192 - без удовлетворения.
|