Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Север» Ладыгиной Ю.М. (доверенность от 08.08.2025 № 1»), рассмотрев 12.08.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Север» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.12.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2025 по делу № А26-5482/2024, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Север», адрес: 188300, Ленинградская область, город Гатчина, улица Карла Маркса, дом 63а, помещение «А», ОГРН 1184704017739, ИНН 4705078476 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Андропова, дом 2, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство), о признании незаконным и отмене решения об утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда от 03.04.2024 № ЭПОЛ-20240321-17086201496-3 в части несогласования рубки лесных насаждений для создания объектов лесной и охотничьей инфраструктуры, как не соответствующего положениям Лесного кодекса Российской Федерации. Определением суда первой инстанции от 02.09.2024 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральное агентство лесного хозяйства. Решением суда первой инстанции от 16.12.2024 в удовлетворении заявления отказано. Постановлением апелляционного суда от 04.04.2025 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе. Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Законность судебных актов проверена в кассационном порядке. Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Общество представило в Министерство на государственную экспертизу Проект освоения лесов на лесном участке с КН 10:16:0020404:140 в Суоярвском лесничестве, Куолисмском участковом лесничестве, общей площадью 43,6102 га, предоставленном на основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 01.12.2021 № 2461 для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, в соответствии с договором аренды лесного участка № 18-ох от 01.12.2021, заключенного на срок до 19.02.2069. Договор аренды лесного участка зарегистрирован 20.01.2022, регистрационный номер 10:16:0020404:140-10/032/2022-3. Министерством 03.04.2024 принято решение № ЭПОЛ-20240321-17086201496-3 об утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда от 03.04.2024 № 117. Общество не согласилось с решением Министерства об утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда от 03.04.2024 № ЭПОЛ-20240321-17086201496-3 в части несогласования рубки лесных насаждений для создания объектов лесной и охотничьей инфраструктуры, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд. Суды двух инстанций не усмотрели правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления Общества. Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам. Решение об утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы проверяется судом в порядке статьи 201 АПК РФ. В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ) в границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. В силу статьи 26 Закона № 209-ФЗ право собственности физических лиц, юридических лиц на земельные участки и иные права на землю в границах охотничьих угодий ограничиваются в соответствии с настоящим Законом и другими федеральными законами (часть 1). На землях и земельных участках, которые расположены в границах охотничьих угодий и не предоставлены в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, осуществляется охота в соответствии с охотхозяйственными соглашениями (часть 2). Земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с земельным законодательством и лесным законодательством, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (статья 25 Закона № 209-ФЗ). В силу пункта 5 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) одним из видов использования лесов является осуществление деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Согласно части 1 статьи 36 ЛК РФ использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений с предоставлением или без предоставления лесных участков. По смыслу части 2 статьи 36 ЛК РФ необходимость заключения договоров аренды обусловлена условиями использования лесов при ведении охотхозяйственной деятельности. Действующей редакцией не предусмотрено обязательное заключение охотпользователями договоров аренды используемых земельных участков, если осуществление указанных видов деятельности не влечет за сбой проведение рубок лесных насаждений или создание объектов охотничьей инфраструктуры. Для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 36 ЛК РФ). На лесных участках, предоставленных для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, допускается создание объектов охотничьей инфраструктуры, являющихся некапитальными строениями, сооружениями, в том числе ограждений (часть 4 статьи 36 ЛК РФ). Правила использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесных участков устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 36 ЛК РФ). В силу части 1 статьи 53 Закона № 209-ФЗ к охотничьей инфраструктуре относятся предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства объекты капитального строительства, некапитальные строения, сооружения, в том числе охотничьи базы, питомники диких животных, вольеры, объекты благоустройства, другие объекты охотничьей инфраструктуры. Перечень объектов охотничьей инфраструктуры утверждается Правительством Российской Федерации. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.07.2017 № 1469-р утвержден исчерпывающий перечень объектов, относящихся к охотничьей инфраструктуре, к их числу отнесены: вольер, питомник диких животных, ограждения для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания; егерский кордон; охотничья база. В соответствии со статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) законное освоение лесного участка и изъятие лесных ресурсов осуществляется только при наличии у лесопользователя проекта освоения лесов и последующем представлении лесопользователем лесной декларации. В силу части 1 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесение в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 1 и 2 статьи 88 ЛК РФ). Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 30.07.2020 № 513. В соответствии с этим Порядком целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункт 3). Для проведения экспертизы органы государственной власти и органы местного самоуправления образовывают экспертные комиссии (пункт 4). Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, для проведения экспертизы подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов, или внесенных в него изменений (пункт 5). Экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации. В рассматриваемом деле суды установили, что между Министерством и Обществом заключено Охотхозяйственное соглашение № 073 от 20.02.2020, в рамках которого Общество приняло на себя обязательство создать и содержать охотничью инфраструктуру, перечень которой утвержден Распоряжением Правительства РФ от 11.07.2017 № 1469-Р и включает в себя: вольер, егерский кордон и охотничью базу (п. п. 7.1.7.; 7.2.12. Соглашения). Общество подтвердило, что к охотничьей инфраструктуре также относятся предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства объекты капитального строительства, некапитальные строения, сооружения, в том числе охотничьи базы, питомники диких животных, вольеры, объекты благоустройства, другие объекты охотничьей инфраструктуры. Строительство указанных объектов на представленном земельном участке невозможно осуществить без проведения рубок лесных насаждений, которые должны быть предусмотрены проектом освоения лесов. Между Обществом и Министерством был заключен договор аренды лесного участка от 01.12.2021 № 18-ох, предметом которого является лесной участок с кадастровым номером 10:16:0020404:140 в Суоярвском лесничестве, Куолисмском участковом лесничестве, общей площадью 43,6102 га с видом разрешенного использования для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. По условиям договора Общество имеет право осуществлять на лесном участке в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, создание лесной инфраструктуры и строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с лесной инфраструктурой. Согласно пункту 6 Правил использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и Перечня случаев использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.12.2017 № 661, лица, которым лесные участки предоставлены для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, имеют право приступить к его использованию лишь после получения положительного заключения государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов и подачи лесной декларации. В рассматриваемом деле суды установили, что на государственную экспертизу Обществом был представлен проект освоения лесов на лесном участке в Суоярвском лесничестве, Куолисмском участковом лесничестве, общей площадью 43,6102 га, предоставленном на основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 01.12.2021 № 2461 для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, в соответствии с договором аренды лесного участка № 18-ох от 01.12.2021. Проектом освоения лесов предусмотрено создание объектов лесной и охотничьей инфраструктуры с рубкой лесных насаждений на всей площади арендуемого лесного участка -12,9870 га, в объеме 1298,7 куб. м, а именно таблицей 10 «Проектируемый объем рубок лесных насаждений, при создании объектов лесной инфраструктуры» и таблицей 27 «Ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется создание объектов охотничьей инфраструктуры и связанные с их созданием рубки лесных насаждений». Часть 1 статьи 20 ЛК РФ устанавливает, что граждане, юридические лица, которые используют леса в порядке, предусмотренном статьей 25 Кодекса, приобретают право собственности на древесину и иные лесные ресурсы, полученные при использовании лесов, в соответствии с гражданским законодательством. При этом Лесной кодекс устанавливает право собственности Российской Федерации только на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» размер арендной платы по договору аренды лесного участка при осуществлении видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства определяется исходя из ставки платы за единицу площади лесного участка. Ввиду изложенного суды констатировали, что при использовании лесов для заготовки древесины, то есть для предпринимательской деятельности, связанной с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины, основанной на договоре аренды лесного участка, договоре купли-продажи лесных насаждений, контракте или праве постоянного (бессрочного) пользования, право собственности на древесину принадлежит лицам, заключившим соответствующие договоры или контракты, а также получившим право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками для этой цели. При этом лицо, использующее леса в целях заготовки древесины вносит плату за объем заготовленной древесины. Суды констатировали, что вопрос собственности на древесину, полученную при использовании лесов не в целях заготовки древесины, в том числе для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства не урегулирован, в связи с чем проект освоения лесов в части рубки лесных насаждений при создании объектов лесной и охотничьей инфраструктуры не может быть согласован. Данный вывод суд кассационной инстанции считает ошибочным. Лесное законодательство не содержит запрета на проведение рубок лесных насаждений в целях создания объектов охотничьей инфраструктуры. В письме природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.09.2020 № 16-29/25191 отмечено, что вопрос собственности на древесину, полученную при использовании лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, лесным законодательством не урегулирован. Решение данного вопроса не препятствует включению в проект освоения лесов сведений о планируемом объеме рубок лесных насаждений на лесном участке, предназначенном для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. В пункте 7 Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа, утвержденного Приказом Минприроды России от 16.11.2021 № 864 предусмотрено, что в разделе «Создание и эксплуатация лесной инфраструктуры» содержатся сведения - проектируемый объем рубок лесных насаждений при создании и реконструкции объектов лесной инфраструктуры. Из материалов дела видно, что Общество осуществляет деятельность в сфере охотничьего хозяйства, в соответствии с пунктом 7 вышеназванного состава проекта освоения лесов. Между тем вывод судов не привел к принятию неправильного решения. Решение Министерства об утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда от 03.04.2024 № ЭПОЛ-202103,21-17086201496-3 основано на отрицательном заключении от 03.04.2024 № 117, содержащее 2 основания для принятия такого решения. Вторым основанием установлено в разделе «Организация использования лесов», а именно в подразделе «Ведомость лесотаксационных выделов (земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения), в которых проектируется проведение биотехнических мероприятий», запроектирована заготовка (приобретение) веников для подкормки охотничьих ресурсов за пределами участка аренды. Заготовка веников в соответствии с пунктом 2 Правил заготовки недревесных лесных ресурсов, утвержденные приказом Минприроды России от 28.07.2020 № 496 является предпринимательской деятельностью, связанной с изъятием, хранением и вывозом соответствующих лесных ресурсов из леса и должна осуществляться на основании договора аренды лесного участка. Правила использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и Перечня случаев использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков утверждены Приказом Минприроды России от 12.12.2017 № 661 (далее - Правила № 661). В силу части 2 статьи 25 ЛК РФ и пункта 9 Правил № 661 участки леса, предоставленные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, также могут предоставляться для использования лесов для одной или нескольких целей. Виды использования лесов, обусловленные различными целями, установлены частью 1 статьи 25 ЛК РФ и насчитывают более 15 видов, начиная от заготовки древесины и заканчивая осуществлением религиозной деятельности. При этом, как указал суд, ЛК РФ и Закон № 209-ФЗ не содержат соответствующих ограничений по иным видам использования лесов при предоставлении лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что Общество имеет право на обращение в Министерство с заявлением о предоставлении лесного участка для осуществления иных видов использования лесов в порядке, установленном лесным законодательством (заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка древесины, переработка древесины и иных лесных ресурсов). В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. Ввиду изложенного суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявления. У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов. Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции»). Поскольку фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.12.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2025 по делу № А26-5482/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Север» - без удовлетворения.
|