Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92



6

А56-44275/2024



952/2025-40727(6)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

02 сентября 2025 года

Дело №

А56-44275/2024

     
     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Карсаковой И.В., судей Лущаева С.В., Родина Ю.А.,
     при участии от общества с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Негабаритные тяжеловесные перевозки» Дубинина А.Н. (доверенность от 28.07.2025), от Северо-Западного таможенного управления Шиляевой Н.Т. (доверенность от 01.08.2024 № 09-08/34), Жуковой Е.С. (доверенность от 06.08.2025 № 09-08/0044), от Санкт-Петербургской таможни Хакимовой С.Я. (доверенность от 12.05.2025 № 04-19/0624),
     рассмотрев 02.09.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северо-Западного таможенного управления на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2025 по делу № А56-44275/2024,

у с т а н о в и л:

     Общество с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Негабаритные тяжеловесные перевозки», адрес: 160022, г. Вологда, Ярославская ул., д. 33, кв. 17 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Северо-Западного таможенного управления, адрес: 191187, Санкт-Петербург, наб. Кутузова, д. 20, лит. А (далее - СЗТУ, Управление), об отказе в возврате денежных средств и процентов, формализованного в письме от 28.03.2024 № 16-01-21/06362, и обязании СЗТУ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей и процентов, начисленных на них согласно следующим позициям:
     платежное поручение от 07.05.2022 № 165 - возвратить 1 502 496,96 руб., а также проценты за излишне уплаченные таможенные платежи за период с 12.05.2022 по день фактического возврата таможенным органом излишне уплаченных таможенных платежей по вышеуказанному платежному поручению;
     платежное поручение от 05.05.2022 № 162 - возвратить 2 852 375,28 руб., а также проценты за излишне уплаченные таможенные платежи за период с 07.05.2022 по день фактического возврата таможенным органом излишне уплаченных таможенных платежей по вышеуказанному платежному поручению;
     возвратить 357 746,86 руб., а также проценты за излишне уплаченные таможенные платежи за период с 17.05.2022 по день фактического возврата таможенным органом излишне уплаченных таможенных платежей.
     К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена  Санкт-Петербургская таможня, адрес: 199034, Санкт-Петербург, 9-я линия В.О., д. 10, корп. 2, лит. А (далее - Таможня).
     Решением от 26.11.2024, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 14.04.2025, суд удовлетворил заявленные Обществом требования с учетом их уточнения. Также взыскал с СЗТУ в пользу заявителя 3000 руб. в возмещение судебных расходов на уплату государственной пошлины.
     СЗТУ, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие приведенных в судебных актах выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме.
     По мнению подателя жалобы, суды неверно определили статус уплаченных Обществом таможенных платежей и, как следствие, пеней. Соответственно, вывод судов о наличии правовых оснований для взыскания процентов, начисленных на добровольно уплаченные Обществом и внесенные в качестве авансовых денежные средства, является необоснованным.
     В кассационной жалобе Управление также указывает на то, что меры принудительного взыскания таможенных платежей, на которые могли быть начислены проценты, Таможней не осуществлялись. Также податель жалобы критикует период расчета денежной суммы, предъявленной ко взысканию в качестве процентов.
     В судебном заседании 12.08.2025 рассмотрение кассационной жалобы на основании статьи 158 АПК РФ отложено на 02.09.2025. Рассмотрение кассационной жалобы продолжено 02.09.2025 в том же составе суда.
     Общество отзыв не представило.
     В своем отзыве Таможня поддержала доводы кассационной жалобы СЗТУ.
     В судебном заседании представители Управления поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Таможни поддержал позицию СЗТУ, представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     При проведении должностными лицами Балтийской таможни и Мурманской таможни камеральных таможенных проверок выявлены факты незаконного перемещения 12.10.2020 Обществом через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) товаров - тягачей марки VOLVO FH13, 2014 года выпуска, идентификационный номер (VIN) YV2RT60G7EA765129; VOLVO FH 64Т, 2014 года выпуска, VIN YV2RP80D3DA749238  (далее - тягач № 2).
     В связи с установлением указанных выше обстоятельств Таможней, уполномоченной на взыскание задолженности, в адрес Общества направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 09.03.2022 № 10210000/У2022/0003528 на общую сумму 1 502 496,96 руб., в том числе таможенных платежей в размере  1 381 818,18 руб., пени - 120 678,78 руб.
     По причине неисполнения уведомления в установленный срок (11.04.2022) на основании статьи 80 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ  «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  (далее - Закон № 289-ФЗ) Таможней принято решение о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней за счет авансовых платежей от 12.05.2022  № 10210000/2022/РА/0001424 на общую сумму 1 662 373,32 руб., в том числе 280 555,14 руб. пеней (начисленных как при направлении уведомления, так и при применении мер взыскания).
     Уведомление Таможни исполнено Обществом платежным поручением от 07.05.2022 № 165, 1 502 496,96 руб. перечислено на счет Федеральной таможенной службы России с назначением платежа - оплата по уведомлению от 09.03.2022 № 10210000/У2022/0003528.
     В свете установления таможенными органами аналогичного факта по тягачу № 2 Таможней в адрес Общества 29.03.2022 направлено уведомление  № 10210000/У2022/0004330 на общую сумму 2 852 375,28 руб., включая таможенные платежи в размере 2 613 877,17 руб., пени - 238 498,11 руб.
     По причине неисполнения уведомления в установленный срок (29.04.2022) на основании статьи 80 Закона № 289-ФЗ Таможней приняты решения о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней за счет авансовых платежей от 12.05.2022 № 10210000/2022/РА/0001425, от 16.05.2022  № 10210000/2022/РА/0001466, 10210000/2022/РА/0001468.
     Задолженность по уплате таможенных платежей и пеней взыскана Таможней в полном объеме в размере 3 050 245,78 руб., из них таможенные платежи - 2 613 877,17 руб., пени - 436 368,61 руб.
     Уведомление Таможни исполнено Обществом платежным поручением от 05.05.2022 № 162; 2 852 375,28 руб. 06.05.2022 перечислены на счет Федеральной таможенной службы с назначением платежа - оплата по уведомлению от 29.03.2022 № 10210000/У2022/0004330.
     В отношении Общества таможенными органами возбуждены дела об административном правонарушении, предметом административного правонарушения по которым являлись вышеуказанные транспортные средства.
     Постановлениями Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 10.06.2022 по делу № 5-7/2022 и от 27.10.2022 по делу № 5-1362/2022 заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.1, статьей 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено административное наказание в виде штрафа.
     Спорное имущество обращено в федеральную собственность, 28.03.2023 и 24.05.2023 (соответственно) транспортные средства переданы в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
     Исходя из позиции Общества, поскольку в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 56 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) обязанность по уплате таможенных платежей в настоящий момент прекращена по причине конфискации вышеуказанных транспортных средств, у таможенного органа перед Обществом имеется задолженность, выразившаяся в невозврате таможенных платежей в сумме 4 712 619,10 руб., зачисленных Таможней в бюджет за конфискованные транспортные средства.
     Полагая подлежащей возврату указанную задолженность, 26.01.2024 Общество обратилось в СЗТУ с заявлением о возврате вышеуказанных излишне уплаченных таможенных платежей и процентов за пользование денежными средствами.
     В ответ на данное заявление Управлением принято оспариваемое решение об отказе в возврате денежных средств. Основанием для принятия Управлением спорного решения послужило отсутствие, по мнению таможенного органа, установленного действующим законодательством порядка подтверждения факта конфискации незаконно ввезенного товара для целей возврата (зачета) таможенных платежей, а также иных условий для осуществления такого возврата (зачета).
     Считая принятое Управлением решение необоснованным, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
     Суд первой инстанции, изучив обстоятельства дела и представленные доказательства, признав обоснованным по праву и размеру заявленное требование, удовлетворил его в полном объеме.
     Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
     Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, приходит к следующим выводам.
     В соответствии со статьей 66 ТК ЕАЭС излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с этим Кодексом и (или) законодательством государств-членов.
     В рассматриваемом случае суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для возврата Таможней денежных средств, взысканных в счет уплаты таможенных платежей и пени, руководствуясь  положениями пункта 9 статьи 56 ТК ЕАЭС, в силу которых в случае конфискации товаров в собственность (доход) государства-члена ЕАЭС после исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и (или) их взыскания (полностью или частично) суммы таможенных пошлин, налогов, уплаченные и (или) взысканные в соответствии с указанной статьей, подлежат возврату (зачету) в соответствии с главой 10 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
     Документальные доказательства исполнения Обществом уведомлений Таможни подтверждены представленными в материалы дела платежными поручениями от 05.05.2022 № 162 и от 07.05.2022 № 165, с отражением целей произведенных платежей. Также не оспаривается сторонами списание таможенным органом соответствующей суммы остатка задолженности Общества.
     Как следствие, судами установлен факт уплаты Обществом спорных таможенных платежей. Как указали суды, спор по размеру спорных таможенных платежей между сторонами дела отсутствует, как и арифметические разногласия.
     Удовлетворяя требования Общества о возврате начисленных процентов, суды руководствовались частью 11 статьи 67 Закона № 289-ФЗ, а также  пунктом 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» (далее - Постановление № 49), согласно которому в целях компенсации потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у участников внешнеэкономической деятельности, законодательством предусмотрена выплата процентов в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов.
     В свою очередь, Общество полагает, что проценты подлежат начислению со дня, следующего за днем уплаты таможенных платежей (статья 30 Закона № 289-ФЗ) - 05.05.2022 и 07.05.2022.
     Вопреки отраженным выше нормам и разъяснениям, также приведенным в пункте 35 Постановления № 49, добровольная уплата Обществом таможенных платежей не свидетельствует об отсутствии оснований для начисления процентов в порядке части 11 статьи 67 Закона № 289-ФЗ.
     Судами дана оценка корректности и основаниям приведенного Обществом расчета процентов, начисленных на излишне уплаченные Обществом таможенные платежи, учтя фактические обстоятельства уплаты спорных платежей.
     Вместе с тем суд кассационной инстанции полагает необходимым отметить следующее.
     Санкциями статей 16.1, 16.21 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
     В данном случае вступившими в законную силу постановлениями Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 10.06.2022 по делу № 5-7/2022 и от 27.10.2022 по делу № 5-1362/2022 заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.1, статьей 16.21 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа; товар, являющийся предметом административного правонарушения, конфискован в доход государства.
     Соответственно, во взаимосвязи с подпунктом 4 пункта 3 статьи 56  ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных платежей подлежит прекращению по причине конфискации незаконно перемещенного товара (спорных тягачей) с момента вступления в законную силу судебного акта, содержащего указание на применение мер принудительного безвозмездного обращения в соответствующий уровень собственности такого товара.
     В свете изложенного вывод судов о том, что спорные проценты подлежат начислению со дня, следующего за днем внесения таможенных платежей в бюджет, а не со дня вступления в законную силу судебного акта, содержащего указание на конфискацию незаконно перемещенного товара, до даты фактического возврата таможенных платежей, является ошибочным.
     При этом суды, исследовав доводы сторон и представленные доказательства, оставили без надлежащей оценки совокупность обстоятельств и не применили нормы материального права, имеющие существенное значение при разрешении вопроса об определении периода начисления процентов, подлежащих  выплате.
     С учетом изложенного решение от 26.11.2024 и постановление от 14.04.2025 не являются законными и обоснованными в части признания недействительным отказа СЗТУ в выплате спорных процентов.
     Суд кассационной инстанции в силу полномочий, установленных статьей 286 и пунктом 2 статьи 287 АПК РФ, не обладает правом на установление обстоятельств дела, которые не были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций. В компетенцию суда кассационной инстанции не входит исследование доказательств и установление фактических обстоятельств.
     Дело в части признания недействительным отказа СЗТУ в выплате процентов, подлежащих начислению на сумму излишне уплаченных таможенных платежей, подлежит направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
     В остальной части решение от 26.11.2024 и постановление от 14.04.2025 следует оставить без изменения.
     При новом рассмотрении суду первой инстанции следует с учетом изложенного проверить расчет спорных процентов, исходя из периода их начисления и при правильном применении к установленным обстоятельствам норм материального и при соблюдении норм процессуального права принять законное и обоснованное решение.
     При новом рассмотрении дела суду следует также решить вопрос о распределении между участвующими в деле лицами судебных издержек.
     Руководствуясь статьей 286, пунктами 1, 3 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

     решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2025 по делу № А56-44275/2024 в части признания недействительным отказа Северо-Западного таможенного управления, формализованного в письме от 28.03.2024 № 16-01-21/06362, в выплате процентов отменить.
     В этой части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
     В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2025 по делу № А56-44275/2024 оставить без изменения.

Председательствующий

И.В. Карсакова

Судьи

С.В. Лущаев
Ю.А. Родин