Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92



2

А56-112491/2024



78/2025-41869(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

14 августа 2025 года

Дело №

А56-112491/2024

     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Карсаковой И.В., Лущаева С.В.,
     при участии от общества с ограниченной ответственностью «ТеплоЭнергоКомплекс» Ловцевич Я.А. (доверенность от 12.08.2025 № 3), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Санкт-Петербургу Черненко И.В. (доверенность от 09.01.2025 № 03-08/00134),
     рассмотрев 14.08.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТеплоЭнергоКомплекс» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2025 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2025 по делу № А56-112491/2024,
     
                                                    у с т а н о в и л:
     
     Общество с ограниченной ответственностью «ТеплоЭнергоКомплекс», адрес: 195043, Санкт-Петербург, 2-я Жерновская ул., д. 2/4, лит. Б, пом. 9-Н, ОГРН 1067847784707, ИНН 7806334650 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Санкт-Петербургу, адрес: 195027, Санкт-Петербург, Большая Пороховская ул., д. 12/34, ОГРН 1047812000004, ИНН 7806043316 (далее - Инспекция), по начислению 4 409 268 руб. 89 коп. пеней, списанию имеющейся у налогоплательщика на едином налоговом счете переплаты в счет необоснованно начисленной суммы пеней, направлению требования № 15387 об уплате 1 895 037 руб. 52 коп. задолженности по состоянию на 01.07.2024, взыскании с Инспекции 96 667 руб. 63 коп. процентов на сумму излишне взысканных денежных средств.
     Решением суда первой инстанции от 13.02.2025, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.05.2025, в удовлетворении заявленных требований отказано.
     В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неполное исследование судами фактических обстоятельств дела, просит отменить решение от 13.02.2025 и постановление от 06.05.2025, принять по данному делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
     Как указывает податель кассационной жалобы, налогоплательщиком добровольно уплачена вся доначисленная по решению Инспекции от 21.10.2022 № 03-18/25 сумма задолженности, включая 34 136 256 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и 14 394 622 руб. пеней; после получения претензий налогового органа относительно налоговых обязательств по последующим налоговым периодам Общество 25.08.2023 направило в Инспекцию письмо с приложением графика погашения налогов и сдачи уточненных налоговых деклараций. Общество настаивает на отсутствии у Инспекции правовых оснований для начисления пеней, заявляет, что налоговое законодательство, в том числе пункт 2 части 7 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 263-ФЗ), не предусматривает полномочий налогового органа по доначислению пеней вне рамок налоговых проверок. По мнению Общества, факт подачи в 2023 году уточненных налоговых деклараций по НДС за налоговые периоды 2018 - 2022 годов не приводит к доначислению пеней. Помимо прочего Общество полагает неправомерным взыскание 1 895 037 руб. 52 коп. по оспариваемому требованию налогового органа, в связи с чем у Инспекции возникла обязанность по уплате процентов, предусмотренных пунктом 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
     В отзыве на кассационную жалобу Инспекция, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
     В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Инспекции возражал против ее удовлетворения.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как видно из материалов дела, установив наличие у Общества задолженности по состоянию на 01.07.2024 в размере отрицательного сальдо единого налогового счета, Инспекция выставила налогоплательщику требование от 01.07.2024 № 15387 со сроком исполнения до 24.07.2024 об уплате 113 678 руб. НДС за I  квартал 2024 года и 1 781 359 руб. 52 коп. пеней.
     После получения требования Общество, не согласившись с обоснованностью начисления Инспекцией пеней, направило обращение о расшифровке причин и оснований их начисления.
     В письме от 12.08.2024 № 05-15/18047@ Инспекция привела расчет пеней,  начисленных на совокупную обязанность в соответствии со статьей 75 НК РФ по состоянию на 09.08.2024, размер которых составил 4 409 268 руб.        89 коп. (без учета периода действия с 01.04.2022 по 01.10.2022 моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами»).
     Не согласившись с действиями Инспекции по начислению пеней и направлению требования, Общество подало жалобу в Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление). Как указал налогоплательщик, 19.09.2023 осуществлена уплата последней суммы задолженности по решению налогового органа от 21.10.2022 № 03-18/25; с 20.09.2023 у него формируется положительное сальдо единого налогового счета, налогоплательщик в соответствии с графиком, приведенным в письме от 25.08.2023, производит погашение платежей с представлением уточненных налоговых деклараций.
     По итогам рассмотрения обращения Общества от 03.09.2024 Управление пояснило, что на едином налоговом счете налогоплательщика были отражены: доначисленная по итогам выездной налоговой проверки задолженность по НДС, начисления по НДС по данным поданных Обществом уточненных налоговых деклараций за налоговые периоды 2018 - 2022 годов. В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 4 Закона № 263-ФЗ налогоплательщику на задолженность по НДС, установленную по итогам выездной проверки, начислены пени за период с 22.10.2022 по 31.12.2022; в связи с отражением на едином налоговом счете, кроме задолженности по выездной проверки, начислений по НДС по уточненным налоговым декларациям за налоговые периоды 2018 - 2022 годов, за период с 28.02.2023 по 27.06.2024 Инспекцией осуществлен перерасчет и начислено 3 418 938 руб. 65 коп. пеней.
     Полагая незаконным (ввиду погашения по состоянию на 19.10.2023 задолженности, образовавшей по итогам проверки, наличия положительного сальдо по состоянию на 26.06.2024, отсутствия у налогового органа оснований для расчета пеней вне рамок налоговых проверок) начисление Инспекцией пеней, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
     Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований.
     Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
     С 1 января 2023 года на основании Закона № 263-ФЗ введен институт единого налогового счета и единого налогового платежа.
     Согласно пункту 1 статьи 11.3 НК РФ единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной его обязанности, а также денежные средства, взысканные с него в соответствии с настоящим Кодексом.
     Единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами денежного выражения совокупной обязанности; денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа (пункт 2 статьи 11.3 НК РФ).
     Под совокупной обязанностью понимается общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую обязан уплатить (перечислить) налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент, и сумма налога, подлежащая возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных данным Кодексом (пункт 2 статьи 11 НК РФ).
     Сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности (пункт 3 статьи 11.3 НК РФ).
     Пунктом 5 статьи 11.3 НК РФ установлено, что совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете на основе налоговых деклараций (расчетов) (подпункт 1), уточненных налоговых деклараций (расчетов) (подпункт 2), решений налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений (подпункт 9) - со дня вступления в силу соответствующего решения.
     Сумма пеней, рассчитанная в соответствии со статьей 75 НК РФ, учитывается в совокупной обязанности со дня учета на едином налоговом счете недоимки, в отношении которой рассчитана данная сумма (часть 6 статья 11.3 НК РФ).
     Пунктом 7 статьи 4 Закона № 263-ФЗ предусмотрены особенности учета при формировании сальдо единого налогового счета пеней, рассчитанных в соответствии со статьей 75 НК РФ, для случаев представления после 01.01.2023 налоговых деклараций (включая уточненных) и вынесения налоговым органом решений по налогам, срок уплаты которых истек до 31.12.2022.
     Так, в случае, если представление налоговых деклараций (расчетов), вынесение налоговыми органами решений привело к увеличению обязанности по уплате налогов со сроком уплаты до 31.12.2022 при одновременном наличии по состоянию на 01.01.2023 отрицательного сальдо единого налогового счета, пени рассчитываются на соответствующую не уплаченную на дату представления таких налоговых деклараций (расчетов), дату вступления в силу решения сумму налога начиная с установленного срока уплаты такого налога до 01.01.2023.
     В случае, если представление налоговых деклараций (расчетов), вынесение налоговыми органами решений привело к увеличению подлежащих уплате сумм налогов с установленным сроком уплаты до 31.12.2022 при одновременном наличии по состоянию на 01.01.2023 положительного либо нулевого сальдо единого налогового счета, пени рассчитываются на сумму налогов, подлежащих уплате (доплате) на основании указанных налоговых деклараций (расчетов), решений налоговых органов, уменьшенную на сумму положительного сальдо на дату представления таких налоговых деклараций (расчетов), дату вступления в силу указанных решений налоговых органов, начиная с установленного срока уплаты соответствующего налога, обязанность по которым не исполнена в полном объеме в установленный срок, и до 01.01.2023.
     Как усматривается из материалов дела и установлено судами, по результатам выездной налоговой проверки Общества за период с 01.01.2017 по 31.12.2019 Инспекция 21.10.2022 вынесла решение № 03-18/25 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением Обществу доначислено 40 684 725 руб. налога на прибыль организаций (далее - налог на прибыль) и 39 265 924 руб. НДС, начислено соответственно 17 607 587 руб. 21 коп. и 18 358 115 руб. 76 коп. пеней по указанным налогам. Обществу как налоговому агенту начислено  584 533 руб.  26 коп. за просрочку исполнения обязанности по перечислению неисчисленного и неудержанного налога на доходы физических лиц. Кроме того, Общество привлечено к ответственности по пункту 3 статьи 122 НК РФ за неуплату НДС в виде взыскания 3 257 078 руб. штрафа, за неуплату налога на прибыль в виде взыскания 5 299 343 руб. штрафа, по статье 123 НК РФ в виде взыскания            116 896 руб. штрафа.
     Решением Управления от 09.02.2023 № 16-15/06480@ апелляционная жалоба Общества на решение налогового органа оставлена без рассмотрения ввиду поступления заявления об отзыве апелляционной жалобы.
     При этом Управление, руководствуясь пунктом 3 статьи 31 НК РФ, статьей 9 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», приняло решение от 10.02.2023 № 08-09/06855@ об отмене решения Инспекция в части доначисления 40 684 725 руб. налога на прибыль, начисления соответствующих сумм пеней и штрафа. Кроме того, Инспекции поручено пересчитать и предоставить налогоплательщику расчет сумм штрафа по пункту 3 статьи 122, статье 123 НК РФ с учетом истечения срока давности привлечения к ответственности и наличия смягчающих обстоятельств.
     С учетом произведенного налоговым органом перерасчета (письмо от 25.04.2023 № 03-21/09974@) по итогам выездной проверки Общество привлечено к ответственности по пункту 3 статьи 122 НК РФ за неуплату НДС в виде взыскания 203 267 руб. 38 коп. штрафа, по статье 123 НК РФ в виде взыскания 7306 руб. штрафа (с учетом снижения Инспекцией в 16 раз начисленного Обществу штрафа).
     В письме от 25.04.2023 № 03-21/09974@ Инспекция также сообщила налогоплательщику о наличии на его едином налоговом счете отрицательного сальдо в сумме 15 464 444 руб. 28 коп., включая 210 874 руб. штрафа.
     По состоянию на 10.02.2023 на едином налоговом счете Общества Инспекцией отражена доначисленная по итогам выездной налоговой проверки задолженность по налогам, пеням и штрафам в общей сумме 125 174 202 руб.           23 коп., включая 79 950 649 руб. недоимки по налогу на прибыль и НДС.
     Как следует из пункта 2 части 1 статьи 4 Закона № 263-ФЗ, сальдо единого налогового счета формируется 01.01.2023 с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 НК РФ, на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31.12.2023 сведений о суммах излишне уплаченных и излишне взысканных налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федрации процентов, а также о суммах денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и не зачтенных в счет исполнения соответствующей обязанности по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.
     По состоянию на 01.01.2023 на едином налоговом счете Общества было сформировано положительное сальдо в размере 24 143 462 руб. 67 коп.
     Инспекция, уменьшив суммы налогов, подлежащих уплате по решению от 21.10.2022 № 03-18/25, на сумму положительного сальдо, сформированного 01.01.2023 и не использованного на дату учета на едином налоговом счете доначислений по указанному решению, начислила пени в сумме 2 025 400 руб.         75 коп. за период с 22.10.2022 по 10.02.2023.
     Впоследствии, 28.02.2023, на едином налоговом счете налогоплательщика налоговый орган на основании решения Управления от 10.02.2023 № 08-09/06855@ произвел корректировку доначисленной по итогам выездной налоговой проверки суммы задолженности и осуществил перерасчет пеней на сумму совокупной обязательности налогоплательщика за период с 01.01.2023 по 28.02.2023 в сумме 1 310 236 руб. 09 коп.
     С учетом установленных пунктом 2 частью 7 статьи 4 Закона № 263-ФЗ особенностей начисления пеней и ввиду некорректной даты начала начисления пеней на сумму задолженности, установленную по итогам проверки, в едином налоговом счете произведено сторнирование пеней, отражено их начисление за период с 22.10.2022 по 31.12.2022.
     В дальнейшем, в период с 28.02.2023 по 27.06.2024, на едином налоговом счете Общества были учтены начисления по НДС по поданным уточненным налоговым декларациям за налоговые периоды 2018 - 2022 годов на общую сумму 27 335 166 руб.
     На основании положений статьи 75 НК РФ, приняв во внимание учтенные в едином налоговом счете налогоплательщика начисления по НДС (как по решению налогового органа, так и по поданным уточненным налоговым декларациям), Инспекция начислила Обществу 3 418 938 руб. 65 коп. пеней.
     Отказывая в удовлетворении требований, суды обоснованно исходили из того, что действия налогового органа по начислению пеней на недоимку, указанную в решении налогового органа, сумму налога к уплате, отраженную в поданных налогоплательщиком уточненных налоговых декларациях, не противоречат действующему законодательству о налогах и сборах.
     Доводы подателя кассационной жалобы о необоснованности действий налогового органа по начислению пеней на едином налоговом счете вне рамок налоговой проверки являются несостоятельными.
     В соответствии с пунктом 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов, начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.
     На основании подпункта 9 пункта 5, пункта 6 статьи 11.3 НК РФ пени начисляются и учитываются в совокупной обязанности налогоплательщика после вступления в силу решения о привлечении к ответственности, дня представления в налоговые органы уточненных налоговых деклараций и отражения операции начисления на едином налоговом счете.
     Пени начисляются при наличии отрицательного сальдо единого налогового счета, не начисляются пени на недоимку в размере положительного сальдо единого налогового счета (в соответствующий календарный день просрочки), увеличенную на сумму, зачтенную в счет предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (пункт 4 статьи 75 НК РФ).
     В рассматриваем случае после вступления в силу решения налогового органа и отражения на едином налоговом счете налогоплательщика установленной по итогам проверки недоимки по НДС произведено начисление пеней за период с 22.10.2022 по 31.12.2022 в порядке, предусмотренном пунктом 2 части 7 статьи 4 Закона № 263-ФЗ.
     В дальнейшем Инспекцией осуществлено начисление пеней на совокупную обязанность по уплате налогов, которая сформирована как с учетом недоимки по НДС, выявленной по итогам проверки, так и с учетом начисленных к уплате сумм НДС, отраженных в поданных Обществом уточненных налоговых декларациях за налоговые периоды 2018 - 2022 годы.
     Обстоятельств, свидетельствующих о том, что пени начислялись Инспекций на недоимку при наличии на едином налоговом счете налогоплательщика положительного сальдо, судами при рассмотрении дела не установлено. Доказательств обратного в кассационной жалобе Общества не заявлено, на их наличие в материалах дела налогоплательщик не ссылается.
     Ссылка Общества на то, что 19.09.2023 осуществлена уплата последней суммы задолженности по решению налогового органа от 21.10.2022 № 03-18/25, с 20.09.2023 налогоплательщик в соответствии с графиком, приведенным в письме от 25.08.2023, производил погашение платежей с представлением уточненных налоговых деклараций, не принимается судом кассационной инстанции.
     Как только соответствующая сумма учтена в совокупной обязанности, денежные средства, перечисленные и (или) признаваемые в качестве единого налогового платежа, автоматически распределяются в счет соответствующей обязанности в порядке очередности, установленной пунктом 8 статьи 45 НК РФ (подпункт 3 пункта 7 статьи 45 НК РФ).
     В разделе II справки о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа от 13.01.2015 № 2025-20712, сформированной за период с 01.01.2023 по 31.12.2024, содержится информация о списании по датам сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, в счет уплаты по обязательству в разрезе КБК и сроков уплаты. Данные сведения подтверждают нарушение Обществом сроков уплаты НДС. Иное Обществом не доказано.
     В ходе судебного разбирательства суды также обоснованно не усмотрели правовых оснований для признания незаконными действий Инспекции по направлению требования № 15387 об уплате 1 895 037 руб. 52 коп. задолженности по состоянию на 01.07.2024.
     В соответствии с пунктом 1 статьи 69 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.
     Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности (абзац 2 пункт 1 статьи 69 НК РФ).
     В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.10.2024 № 48-П сделан вывод, что нововведения, связанные с единым налоговым счетом и единым налоговым платежом, предусмотрели, что недоимка и пени учитываются совместно на едином налоговом счете налогоплательщика и формируют его совокупную налоговую обязанность; если денежное выражение данной обязанности больше суммы внесенных для ее погашения денежных средств, образуется отрицательное сальдо единого налогового счета, в связи с которым и направляется требование об уплате задолженности (пункты 3 и 6 статьи 11.3 и пункт 1 статьи 70 НК РФ).
     На основании изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу, что спорное требование соответствует нормам законодательства о налогах и сборах и фактической налоговой обязанности Общества перед бюджетом.
     О наличии доказательств, подтверждающих отсутствие у него недоимки по НДС за I квартал 2024 года по сроку уплаты не позднее 28.06.2024 и задолженности по пеням, включенным в требование, Общество не заявляет.
     Фактически все приведенные в кассационной жалобе доводы Общества сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки судов, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права и сводятся, по сути, к иной оценке доказательств и фактических обстоятельств, установленных судом.
     При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу.
     При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
     Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
     

п о с т а н о в и л :

     
     решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2025 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2025 по делу № А56-112491/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТеплоЭнергоКомплекс» - без удовлетворения.

Председательствующий

Ю.А. Родин

Судьи

И.В. Карсакова

 С.В. Лущаев