Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2025 года. Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2025 года. Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Баженовой Ю.С. и Захаровой М.В., при участии от Министерства культуры Российской Федерации Жаркова А.В. (доверенность от 09.01.2024 № 1-43«Д»), от федерального государственного бюджетного учреждения «Управление по эксплуатации зданий в Северо-Западном федеральном округе» Управления делами Президента Российской Федерации Афанасьевой А.Е. (доверенность от 09.01.2025), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения «Управление по эксплуатации зданий в Северо-Западном федеральном округе» Управления делами Президента Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2025 по делу № А56-29218/2023, у с т а н о в и л: Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, адрес: 191023, Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, д. 1-3, лит. А, ОГРН 1037843025527, ИНН 7832000069 (далее - КГИОП), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Управление по эксплуатации зданий в Северо-Западном федеральном округе» Управления делами Президента Российской Федерации, адрес: 197110, Санкт-Петербург, Депутатская ул., д. 15, ОГРН 1037739433060, ИНН 7703000617 (далее - учреждение), об обязании в течение 36 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке выполнить работы по ремонту и реставрации объекта культурного наследия федерального значения «Дом водокачальни», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Петергоф, Нижняя дорога, д. 13а, лит. А, входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Дворцово-парковый ансамбль Знаменской дачи (Знаменка)»; о взыскании с учреждения в пользу КГИОП 50 000 руб. судебной неустойки в месяц до месяца фактического исполнения решения суда в случае неисполнения решения суда в установленный решением срок. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление делами Президента Российской Федерации и Министерство культуры Российской Федерации. Решением суда от 04.12.2023 на учреждение возложена обязанность в установленном законом порядке в течение 36 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу выполнить работы по ремонту и реставрации объекта культурного наследия федерального значения «Дом водокачальни», входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Дворцово-парковый ансамбль Знаменской дачи (Знаменка)»; установлен размер судебной неустойки - 15 000 руб. в месяц до месяца фактического исполнения решения суда. Определением от 14.02.2024 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, и определением от 05.06.2024 произвел замену истца на Министерство культуры Российской Федерации, адрес: 125009, Москва, Гнездиковский М. пр., д. 7/6, стр. 1, 2, ОГРН 1087746878295, ИНН 7705851331. Представитель истца в судебном заседании апелляционной инстанции заявил об отказе от иска в части взыскании с учреждения судебной неустойки, в остальной части уточнил исковые требования и просил суд обязать учреждение в установленном законом порядке выполнить работы по ремонту и реставрации объекта культурного наследия федерального значения «Дом водокачальни» в период с 2025 по 2030 годы. Постановлением апелляционного суда от 17.03.2025 решение отменено, принят отказ от иска в части взыскания судебной неустойки, производство по делу в этой части прекращено; на учреждение возложена обязанность в период с 2025 по 2030 годы в установленном законом порядке выполнить работы по ремонту и реставрации объекта культурного наследия федерального значения «Дом водокачальни», входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Дворцово-парковый ансамбль Знаменской дачи (Знаменка)». Учреждение в кассационной жалобе просит отменить решение и постановление, и отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Податель жалобы указывает на то, что комплексные научные исследования и инструментальное исследование технического состояния объекта не проводились, задание на проведение работ по сохранению объекта, как и проектная документация на производство работ, отсутствуют. Податель жалобы полагает, что в связи с тем, что объект входит в «Дворцово-парковый ансамбль Знаменской дачи», работы по сохранению ансамбля должны носить комплексный характер, и указывает на то, что в настоящее время функциональное назначение и использование всего ансамбля, как и объекта, собственником объекта - Российской Федерацией не определено. Податель жалобы также ссылается на то, что у ответчика не имеет реальной возможности исполнить обжалуемое решение ввиду отсутствия необходимого финансирования производства работ. Отзыв на кассационную жалобу не представлен. Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке. В судебном заседании кассационной инстанции представитель учреждения подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Министерства культуры РФ обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы. Другие участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие. Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению. Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.02.2024 № 381-р «О внесении изменений в перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Минкультуры России, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 759-р» объект культурного наследия федерального значения «Дворцово-парковый ансамбль Знаменской дачи (Знаменка)» включён в перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляется Министерство культуры РФ. В состав указанного объекта входит, в том числе, объект культурного наследия федерального значения «Дом водокачальни», 2-я половина XIX века. Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости названный объект культурного наследия является федеральной собственностью и принадлежит на праве оперативного управления учреждению. Как следует из составленного КГИОП акта технического состояния объекта культурного наследия от 11.11.2024 № 102/2024, по результатам визуального осмотра технического состояния объекта, зафиксировано, что общее состояние памятника оценивается как ограниченно работоспособное, неудовлетворительное: цоколь сложен из околотых валунов неправильной формы, на которых наблюдаются дефекты в виде деструкции лицевой поверхности гранита, сколов, окраски поверхности серой краской гранитных блоков, выветривания и локальных утрат шовного раствора - заполнения. На восточном и северном фасаде памятника в уровне цоколя фиксируются дефекты в виде окраски кирпичной кладки серым цветом, вывал кирпичной кладки, биопоражения и локальные утраты шовного раствора, каверны на кирпичной кладке и сколы, характерные для механических дефектов; стены: кирпичные (исторические), не оштукатурены, кладка кирпичных стен верстовая. Наблюдаются локальные фрагменты утраты кладки стен, деструкция кладки перемычек, частичная утрата перемычек со стороны западного фасада высолы, локальная окраска кирпичной кладки серым цветом. Фиксируются участки заделок, выполненных из кирпича, следы высолов; в непосредственной близости от памятника неудовлетворительное состояние территории, фиксируется растительность самосевного характера, покос травяного покрова не производится. В целях обеспечения сохранности объекта (поддержания его в надлежащем техническом состоянии) собственник или иной законный владелец объекта обязан: в период 2025 - 2030 годов провести работы по сохранению объекта культурного наследия, в том числе в 2025 году получить задание на производство работ по сохранению объекта; в период 2025 - 2026 годов установить на объекте информационную надпись и обозначения. Министерство культуры РФ, ссылаясь на то, что учреждением нарушена установленная законодательством в области сохранения и использования объектов культурного наследия обязанность по сохранению названного объекта культурного наследия, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены постановления. Суд апелляционной инстанции правомерно перешёл к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения в суде первой инстанции. Установив, что спорное здание является объектом культурного наследия федерального значения, подлежащим государственной охране в целях предотвращения его повреждения, разрушения или уничтожения, и учреждение, которому объект принадлежит на праве оперативного управления, не исполнило обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон об объектах культурного наследия), в части проведения работ по сохранению объекта, суд апелляционной инстанции правильно применил статьи 33, 47.2 Закона об объектах культурного наследия и возложил на учреждение обязанность выполнить работы по ремонту и реставрации указанного объекта культурного наследия. Пунктом 1 статьи 45 Закона об объектах культурного наследия предусмотрено, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. Так, Минкультуры России как орган охраны объектов культурного наследия определяет перечень конкретных работ по сохранению спорного объекта. В соответствии с пунктом 4 указанной статьи форма выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, порядок выдачи указанных документов, подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Порядок выдачи заданий установлен приказами Министерства культуры РФ от 21.10.2015 № 26 25 и от 08.06.2016 № 1278, согласно которым процедура получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия производится в рамках государственной услуги по выдаче разрешения и предусматривает подачу правообладателем заявления о выдаче разрешения с приложением необходимых документов. Доводы подателя жалобы о невозможности исполнить судебный акт в установленный судом срок в связи с отсутствием финансирования подлежат отклонению. Ответчиком не представлено в дело доказательств, обосновывающих необходимость установления более длительного срока производства работ по сохранению объекта культурного наследия. Кроме того, при наличии соответствующих оснований ответчик не лишен права обратиться в арбитражный суд с заявлением о предоставлении отсрочки, рассрочки исполнения судебного акта (статья 324 АПК РФ) с предоставлением доказательств, подтверждающих такие основания. Ссылка подателя кассационной жалобы на то, что выводы апелляционного суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, является необоснованной. Суд апелляционной инстанции дал надлежащую правовую оценку возражениям ответчика относительно правомерности возложения на него обязанности по осуществлению работ по ремонту и реставрации объекта культурного наследия с учетом представленных в дело доказательств. Нормы материального и процессуального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Суд кассационной инстанции не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены постановления. Руководствуясь статьями 286 - 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2025 по делу № А56-29218/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения «Управление по эксплуатации зданий в Северо-Западном федеральном округе» Управления делами Президента Российской Федерации - без удовлетворения.
|