Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92



6

А26-5568/2024



986/2025-42193(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28 августа 2025 года

Дело №

А26-5568/2024

     Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2025 года.
     Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2025 года.
     
     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И. судей Баженовой Ю.С. и Захаровой М.В.,
     при участии от публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» Лутковской О.Ф. (доверенность от 20.06.2025 № 131-2025), от открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Короть В.Н. (доверенность от 20.02.2024),
     рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.11.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2025 по делу № А26-5568/2024,
                                                       у с т а н о в и л:
     Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 1», адрес: 197198, Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, д. 16, к. 2А, пом. 54Н, ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071 (далее - ПАО «ТГК № 1», компания), обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», адрес: 107174, Москва, Новая Басманная ул., д. 2/1, стр. 1, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - ОАО «РЖД», общество), об истребовании из чужого незаконного владения объекта недвижимого имущества - железнодорожные пути №№ 19, 20, 21а, 21б, 22, 47, 48, 49, 51а (50) (№№ по порядку согласно сводному техническому паспорту (инв.№ 235) 13, 75, 74, 76, 78, 73, 49, 50, 52), входящего в состав объекта «Верхнее строение пути с земляным полотном и искусственными сооружениями, станционные пути ст. «Петрозаводск-Товарная», назначение: нежилое, протяженность 37 018 м, инв. № 235, адресу объекта: Республика Карелия, г. Петрозаводск, направление Волховстрой - Мурманск, станция Петрозаводск-Товарная, 404 км пк 6+62 - 406 км пк 9+63.
     Решением суда от 26.11.2024 в удовлетворении иска отказано.
     Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2025 решение оставлено без изменения.
     ПАО «ТГК № 1» в кассационной жалобе просит отменить решение и постановление, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, и удовлетворить иск.
     Податель жалобы указывает на то, что суды не приняли во внимание, что ПАО «ТГК № 1» является собственником спорного объекта, приобретенного в порядке приватизации, в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) содержатся сведения о праве собственности на одно и то же имущество за ПАО «ТГК № 1» и ОАО «РЖД»; суды не установили, кто является надлежащим собственником спорного объекта; полагает, что истцом не пропущен срок исковой давности.
     В отзыве на кассационную жалобу ОАО «РЖД» просит решение и постановление оставить без изменения, соглашаясь с изложенными в них выводами.
     Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
     В судебном заседании кассационной инстанции представитель ПАО «ТГК № 1» подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель ОАО «РЖД» обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
     Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
     Материалами дела подтверждается следующее.
     Как следует из свидетельства серии 10АБ № 131031, за ПАО «ТГК № 1» 22.01.2007 зарегистрировано право собственности на железнодорожные пути протяженностью 3 888 погонных м, находящиеся по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, станция Петрозаводск-Товарная.
        В качестве правоустанавливающих документов  для регистрации права собственности ПАО «ТГК № 1» на данный объект в свидетельстве поименованы: передаточный акт к договору присоединения ОАО «Карелэнергогенерация» к ОАО «ТГК-1» от 28.07.2006, договор о присоединении ОАО «Карелэнергогенерация» к ОАО «ТГК-1», приложение № 1 «Перечень основных средств» к передаточному акту ОАО «Карелэнергогенерация» от 28.07.2006, уточняющий перечень из приложения  № 1 «Перечень основных средств» к передаточному акту ОАО «Карелэнергогенерация» от 28.07.2006.
        В соответствии со сведениями из ЕГРН указанные железнодорожные пути учтены как сооружение с кадастровым номером 10:01:0200135:597.
        По данным технического паспорта в состав этих путей (инв. № 35) входят железнодорожные пути № 19, 20, 21а, 21б, 22, 47, 48, 49, 51а (50).
        В соответствии со свидетельством на бланке серии 10 АО № 976583 на основании  сводного передаточного акта, утвержденного  совместным распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30.09.2003                             № 4557-р/6-р/884р, 30.04.2004 произведена государственная регистрация права собственности ОАО «РЖД» на сооружение - комплекс Петрозаводской дистанции пути.
         В акте приема-передачи зданий и сооружений, передаваемых ОАО «РЖД», указаны, в том числе объекты - «Верхнее строение пути ст. Петрозаводск-Товарная, направление Волховстрой - Мурманск», «Земляное полотно, направление Волховстрой - Мурманск, станционные пути станции Петрозаводск тов.».
         В 2009 году изготовлен сводный технический паспорт на объект - Верхнее строение пути с земляным полотном и искусственными сооружениями, станционные пути на ст. Петрозаводск-Товарная (инв. № 235).
         Согласно свидетельству о государственной регистрации права на бланке 10-АБ № 333609 от 04.05.2010 на объект недвижимости «Верхнее строение пути с земляным полотном и искусственными сооружениями, станционные пути                         ст.  Петрозаводск-Товарная, назначение: нежилое, протяженностью 37 018 м, инв. № 235, адрес объекта:  Республика Карелия, г. Петрозаводск, направление Волховстрой - Мурманск, станция Петрозаводск товарная, 404 км пк 6+62-406 км пк 9+63» с кадастровым номером 10:01:0000000:16800 зарегистрировано право собственности ОАО «РЖД».
        В качестве правоустанавливающего документа указан Сводный передаточный акт, утвержденного  совместным распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30.09.2003 № 4557-р/6-р/884р.
     Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Карелия от 12.10.2023 по делу № А26-4068/2022 отказано в удовлетворении иска ПАО «ТГК № 1» к ОАО «РЖД» о признании отсутствующим права собственности ОАО «РЖД» на  спорные железнодорожные пути.
     Обстоятельства, установленные судебными актами по ранее рассмотренному делу № А26-4068/2022 с участием тех же лиц, в силу части второй статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеют преюдициальное значение для настоящего дела.
     Судебными актами по делу № А26-4068/2022 установлена тождественность спорных железнодорожных путей,  входящих в состав объекта, принадлежащего на праве собственности ОАО «РЖД», и путей, право собственности на которые в ЕГРН зарегистрировано за ПАО «ТГК № 1», а также установлено, что названные пути находятся в фактическом владении ОАО «РЖД».
     В соответствии с заключением проведенной по делу № А26-4068/2022 судебной экспертизы по данным технического паспорта железнодорожных путей с инв. № 35 в состав железнодорожных путей протяженностью 3 888 погонных м входят железнодорожные пути № 19, 20, 21а, 21б, 22, 47, 48, 49, 51а (50), эти же пути учтены в составе  сводного технического паспорта на Верхнее строение пути с земляным полотном и искусственными сооружениями, станционные пути ст. Петрозаводск товарная, направление Волховстрой - Мурманск, станция Петрозаводск товарная, 404 км пк 6+62-406 км пк 9+63 под порядковыми номерами 13, 75, 74 76, 78, 73, 49, 50, 52;    железнодорожные пути № 19, 20, 21а, 21б, 22, 47 ОАО «РЖД» в границах их наложениям с путями ПАО «ТГК №1» относятся к станционным железнодорожным путям общего пользования станции и инфраструктуры железнодорожного транспорта, расположены в границах (составе) станции на предоставленном для эксплуатации железнодорожного транспорта земельном участке с кадастровым номером 10:01:00200135:141, включены в единую систему централизованного управления станции, используются в технологическом процессе станции Петрозаводск для осуществления перевозок железнодорожным транспортом, маневровой работы, технологических операций, имеют физическую взаимосвязь (примыкание) с иными путями станции, самостоятельно не могут быть использованы отдельно от иных станционных путей, не имеют мест проведения операций по погрузке-выгрузке грузов,  знаков «Граница железнодорожного подъездного пути» не имеют, эксплуатация путей обеспечена единым централизованным станционным управлением; железнодорожные пути № 48, 49, 51а(50) являются станционными путями станции Петрозаводск, используются ОАО «РЖД» для собственных нужд - погрузки-выгрузки грузов в адрес Петрозаводского отдела материально-технического обеспечения Октябрьской дирекции снабжения, стрелочные переводы № 129, 131 на железнодорожных путях № 48, 49, 51а(50) имеют ручное управление, располагаются на территории Петрозаводского отдела материально-технического обеспечения Октябрьской дирекции снабжения и обслуживаются сотрудниками дирекции снабжения; в результате визуального осмотра целевое назначение железнодорожных путей № 19, 20, 21а, 21б, 22, 47, 48, 49, 51а(50) соответствует Техническо-распорядительному акту станции Петрозаводск.
     ПАО «ТГК № 1», ссылаясь на то, что является законным собственником спорного имущества, полагая, что ОАО «РЖД» фактически владеет спорными путями без законных на то оснований в связи  с тем, что право собственности на спорные пути зарегистрировано за ОАО «РЖД» позже, чем за ПАО «ТГК-1», обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
        Истец в обоснование требования ссылается на то, что ПАО «ТГК № 1» является правопреемником АО «Карелэнерго» и собственником  железнодорожных путей протяженностью 3 888 погонных м, расположенных по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ст. Петрозаводск-Товарная, с 02.04.1993 в результате приватизации этого имущества его правопредшественником, указывая на то, что эти пути помимо того, что на них зарегистрировано право собственности ПАО «ТГК № 1», учтены также в составе объекта недвижимости «Верхнее строение пути с земляным полотном и искусственными сооружениями, станционные пути ст.  Петрозаводск товарная, назначение: нежилое, протяженностью 37 018 м, инв. № 235, адрес объекта:  Республика Карелия, г. Петрозаводск, направление Волховстрой - Мурманск, станция Петрозаводск товарная, 404 км пк 6+62-406 км пк 9+63», принадлежащего ОАО «РЖД».
        ПАО «ТГК № 1» в иске указывает на то, что железнодорожные пути протяженностью 3 888 погонных м переданы ей при реорганизации в форме присоединения к Компании ОАО «Карелэнергогенерация», которое получило эти пути в собственность в 2005 году по разделительному балансу (государственная регистрация права собственности произведена 08.02.2005) при реорганизации от ОАО «Карелэнерго», право собственности на пути у которого было зарегистрировано в 2002 году (свидетельство  о государственной регистрации права серии 10 АО № 920698 от 31.07.2002) на основании плана приватизации, распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 19.12.2001 № 3606-р, утвердившего перечень объектов недвижимости, распоряжения от 02.04.1993 № 66-р.
        Возражая против удовлетворения иска, ОАО «РЖД» приводит доводы о том, что спорные железнодорожные пути входят в составе принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости, расположены в границах земельного участка, предоставленного ОАО «РЖД» в аренду на основании договора от 31.12.2003 № 29, используются и эксплуатируются ОАО «РЖД» в его производственной и хозяйственной деятельности.
        При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик заявил о применении исковой давности.
     Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав установленные по делу обстоятельства и оценив имеющиеся в деле доказательства, посчитали, что спорные железнодорожные пути относятся к станционным железнодорожным путям общего пользования станции и инфраструктуры железнодорожного транспорта, расположены в границах (составе) станции Петрозаводск на предоставленном для эксплуатации железнодорожного транспорта земельном участке с кадастровым номером 10:01:00200135:141, включены в единую систему централизованного управления станции, используются в технологическом процессе станции для осуществления перевозок железнодорожным транспортом, маневровой работы, технологических операций, имеют физическую взаимосвязь (примыкание) с иными путями станции, самостоятельно не могут быть использованы отдельно от иных станционных путей, являются станционными путями станции Петрозаводск, используются ОАО «РЖД» для погрузки-выгрузки грузов в адрес Петрозаводского отдела материально-технического обеспечения Октябрьской дирекции снабжения.
     Кроме того суды посчитали, что срок исковой давности истцом пропущен, и отказали в удовлетворении иска.
     Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
     В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 25.08.1995 № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» имущество предприятий, учреждений и объекты железнодорожного транспорта относятся исключительно к федеральной собственности.
     Согласно пункту 4 раздела IV Приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объектами, которые относятся исключительно к федеральной собственности, являются предприятия и объекты железнодорожного транспорта.
     Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003    № 585 учреждено ОАО РЖД.
     В соответствии с пунктом 1  указанного постановления пообъектный перечень имущества федерального железнодорожного транспорта, которое вносится в уставный капитал ОАО «РЖД», содержится в сводном передаточном акте.
     Совместным распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30.09.2003 № 4557-р/6-р/884р утвержден сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставной капитал ОАО РЖД.
          Отношения, возникающие между владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта, регулируются Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Федеральным законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.12.2010 № 286, и договорами.
          В соответствии со статьей 2 Устава железнодорожного транспорта под железнодорожными путями необщего пользования понимаются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
     На основании оценки представленных в дело доказательств суды первой и апелляционной инстанции, пришли к  обоснованному выводу о том, что  железнодорожные пути, в отношении которых ПАО «ТГК-1»  заявлено требование об изъятии из чужого незаконного владения ответчика (статьи 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации), относятся к железнодорожным путям общего пользования, входящим в инфраструктуру железнодорожного транспорта общего пользования, не могут использоваться отдельно от других станционных путей.
     Сделав вывод об истечении срока исковой давности по заявленному требованию, суды первой и апелляционной инстанций правильно применили статьи 196, 199, 200 ГК РФ. Суды установили, что  истец не позднее направления ответчику письма от 19.06.2001, из содержания которого следует, что истец  знал о нахождении спорного объекта недвижимости в фактическом владении и пользовании ответчика, узнал о нарушении его права и о том, кто является ответчиком по иску о защите этого права. Соответственно, суды сделали правильный вывод о том, что на момент обращения в арбитражный суд с настоящим иском в 2024 году, трехгодичный срок исковой давности истцом был пропущен.
     Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, сделанные судами выводы соответствую установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены  обжалуемых судебных актов не имеется.
     Руководствуясь статьями 286 - 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
                                                     п о с т а н о в и л:
     решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.11.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2025 по делу № А26-5568/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» - без удовлетворения.

Председательствующий

Т.И. Сапоткина

Судьи

Ю.С. Баженова
 М. В. Захарова