Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92



2

А56-72144/2024



625/2025-42219(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

30 сентября 2025 года

Дело №

А56-72144/2024

     
     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
     при участии от Гаражного кооператива «Парнас» Леонтьева О.В. (доверенность от 25.06.2025), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Великой Д.С. (доверенность от 16.10.2024),
     рассмотрев 30.09.2025 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга и Гаражного кооператива «Парнас» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2025 по делу № А56-72144/2024,

у с т а н о в и л:

     Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская улица, дом 20, литера «А», ОГРН 1027809244591/, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), обратился в арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия Васильевского острова, дом 13, литера «А» (далее - Управление, УФАС), об отмене решения от 03.07.2024 по делу № 078/01/15-468/2024 и предписания от 19.06.2024 по делу № 078/01/15-468/2024.
     К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: СПб ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга» (далее - Учреждение), Гаражный кооператив «Парнас» (далее - Кооператив), Общество с ограниченной ответственностью «НВС» (далее - Общество).
     Решением суда от 16.12.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
     Постановлением апелляционного суда от 15.04.2025 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
     В кассационных жалобах Комитет и Кооператив, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просят решение и постановление отменить.
     В судебном заседании представитель Кооператива поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель Управления, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просил в удовлетворении жалоб отказать.
     Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
     Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Общество 01.06.2023 обратилось в Комитет с заявлением № 04-26-26344/23-0-0 о предоставлении в аренду для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов части земельного участка по адресу: г. Санкт-Петербург, улица 3-я Конная Лахта, участок 20, (г. Санкт-Петербург, 3-я Конная Лахта, участок 20 (южнее дома 21, литера В) с кадастровым номером 78:34:0436501:1109, для временного размещения неограниченным кругом лиц транспортных средств на безвозмездной основе.
     В целях принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов Комитетом в порядке, утвержденным Административным регламентом № 69-р от 14.06.2018, а также Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.09.2015 № 800 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством», направлены межведомственные запросы в исполнительные органы государственной власти.
     Не приняв во внимание поступившее 05.07.2023 заключение КРТИ, Комитетом 07.07.2024 было принято решение об отказе в предоставлении участка Обществу.
     С аналогичным заявлением 19.06.2023 в Комитет обратился Кооператив и по результатам получения ответов на межведомственные запросы в рамках рассмотрения заявления Кооператива 21.08.2023 Комитетом в отношении указанного земельного участка заключен договор аренды № 17/3K-08008 без проведения торгов.
     Общество обратилось в УФАС с жалобой на действия Комитета и Учреждения при предоставлении Кооперативу в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером: 2 78:34:0436501:1109 по адресу: Санкт-Петербург, 3-я Конная Лахта, участок 20 (южнее дома 21, литер В).
     По результатам рассмотрения жалобы антимонопольным органом было вынесено решение от 03.07.2024 № 078/01/15-468/2024, в рамках которого УФАС решило:
     1. Признать нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях (бездействие) Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (КИО СПб) и Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Имущество Санкт-Петербурга» (Учреждение), выразившееся в создании дискриминационных (неравных) условий доступа к государственному имуществу - земельному участку по адресу: Санкт-Петербург, улица 3-я Конная Лахта, участок 20 (южнее дома 21, литера В), с кадастровым номером 78:34:0436501:1109, площадью 11242 кв. м (далее - земельный участок) для целей, не связанных со строительством, путем принятия решения (уведомление КИО СПб № Ok-26977/23-0-6 от 17.08.2023) об отказе Обществу в предоставлении земельного участка в аренду и заключении Учреждением с Кооперативом договора аренды земельного участка № 17/ЗК-08008 от 21.08.2023, при наличии одинаковых оснований, предусмотренных пунктом 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, для отказа в предоставлении земельного участка как Обществу, так и Кооперативу, а также при наличии равных прав на получение во владение/пользование земельного участка, предусмотренных подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 3 и 4 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 03.06.2015 № 288-48, что может поставить получателя земельного участка в преимущественное положение при доступе к земельному участку и может иметь результатом недопущение конкуренции за право аренды земельного участка.
     2. Выдать Комитету и Учреждению предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и принятии мер по возврату земельного участка.
     Комитет не согласился с решением и предписанием антимонопольного органа, в связи с чем обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
     Суды двух инстанций не усмотрели правовых оснований для удовлетворения заявления Комитета.
     Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
     В соответствии с частью 1 статьи 198, статьями 200, 201 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
     По общему правилу в соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукционов. Лишь в прямо установленных статьей 39.6 ЗК РФ случаях допускается заключение такого договора без проведения торгов.
     В пункте 2 статьи 39.6 ЗК РФ установлен исчерпывающий закрытый перечень случаев заключения договоров аренды земельных участков без проведения торгов.
     В частности, подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ урегулировано предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.
     Во исполнение данной нормы издано распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга от 21.07.2015 № 12-рг, согласно пункту 1.2 которого предоставление земельных участков юридическим лицам в аренду без проведения торгов для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не являющихся объектами недвижимости, осуществляется при условии соответствия указанных объектов критериям, установленным Законом Санкт-Петербурга от 20.05.2015 № 288-48 «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не являющиеся объектами недвижимости, для размещения которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов» (далее - Закон № 288-48).
     Пунктом 3 статьи 2 Закона № 288-48 установлено, что объекты коммунально-бытового назначения должны соответствовать критерию по сроку размещения не более трех лет, а также одному из следующих критериев по назначению, в т.ч.: использоваться для временного размещения неограниченным кругом лиц транспортных средств на безвозмездной основе, в том числе в качестве гостевых автостоянок на земельных участках, смежных с земельными участками, на которых расположены многоквартирные дома, за исключением случая, указанного в пункте 11 настоящей статьи; использоваться для хранения транспортных средств и(или) маломерных судов некоммерческими организациями автовладельцев и(или) владельцев маломерных судов.
     Порядок предоставления в аренду земельного участка без проведения торгов земельного участка установлен статьей 39.14 ЗК РФ.
     Статьей 39.16 ЗК РФ предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в частности, в случаях, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
     Нарушение порядка предоставления/отказа в предоставлении земельных участков в аренду, установленного ЗК РФ, может нарушить права хозяйствующего субъекта на получение прав владения/пользования государственным имуществом, ограничить конкуренцию за право аренды, в том числе путем создания дискриминационных (неравных) условий доступа к такому имуществу, что запрещено частью 1 статьи 15 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
     В рассматриваемом деле судами двух инстанций установлено, что ранее, на основании договора аренды от 26.12.2019 № 17/ЗК-07388 земельный участок предоставлен ООО «НВС» для временного размещения неограниченным кругом лиц транспортных средств на безвозмездной основе.
     Срок действия договора истек 25.12.2022.
     Учреждение уведомлением от 11.05.2023 № 04-28-8826/23-0-0 (далее - уведомление от 11.05.2023) сообщило ООО «НВС» о прекращении договора аренды и необходимости передачи земельного участка арендодателю; государственная регистрация прекращения права аренды зарегистрирована в Едином государственном реестре недвижимости.
     Дополнительно в уведомлении от 11.05.2023 сообщено, что ООО «НВС» вправе обратиться с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии с пунктом 6 части 4 статьи 39.11 ЗК РФ или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 39.14 ЗК РФ (в случае, если ООО «НВС» имеет право на приобретение земельного участка без проведения торгов).
     В соответствии с пунктом 4 статьи 39.17 ЗК РФ рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.
     Суды констатировали, что 01.06.2023 в Учреждение поступило заявление ООО «НВС» (вх. N 04-26-26344/23-0-0), а 19.06.2023 поступило заявление ГК «Парнас» (N 04-26-28977/23-0-0) о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов для хранения транспортных средств некоммерческими организациями автовладельцев сроком на 3 года.
     Заявления были с одинаковыми основаниями - предоставление земельного участка без торгов под заявленные цели предусмотрено подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, пунктом 3 статьи 2 Закона СПб № 288-48.
     Уведомлением от 07.07.2023 № 05-26-26251/23-0-0 по результатам рассмотрения заявления ООО «НВС» Комитет принял решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду по основанию, определенному пунктом 17 статьи 39.16 ЗК РФ: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов регионального значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
     Указанный отказ обусловлен заключением Комитета по градостроительству и архитектуре (далее - КГА) от 21.06.2023 № 01-47-5-21051/20, в котором содержится информация о том, что земельный участок расположен в границах территории, включенной в схему размещения и развития на расчетный срок реализации Генерального плана Санкт-Петербурга и прогнозируемый период основных объектов капитального строительства транспортной инфраструктуры федерального, регионального и местного значения с выделением сооружений внешнего транспорта, городского транспорта, автомобильных дорог общего пользования (улично-дорожная сеть) - планируемого перспективного автобусного парка в производственной зоне «Конная Лахта» (пункт 10 заключения), а также отсутствием у ООО «НВС» статуса лица, уполномоченного на строительство этих объектов.
     Несмотря на наличие оснований, предусмотренных пунктом 17 статьи 39.16 ЗК РФ для отказа ГК «Парнас» в заключении договора аренды земельного участка, Учреждением с ГК «Парнас» заключен договор аренды земельного участка от 21.08.2023 № 17/ЗК-08008.
     Судебные инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, проанализировав отказ в заключении договора в отношении земельного участка с ООО «НВС», заключение договора с ГК «Парнас», при наличии одинаковых оснований для отказа, сделали вывод о дискриминационном (неравном) подходе Комитета и Учреждения в решении вопроса о предоставлении хозяйствующим субъектам прав на земельный участок на территории Санкт-Петербурга, что является нарушением пункта 8 части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ, о создании преимущественных условий деятельности ГК «Парнас», выразившихся в заключении договора аренды № 17/ЗК-08008 от 21.08.2023.
     Ввиду изложенного следует согласиться с выводом судов о соответствии решения и предписания антимонопольного органа Закону о защите конкуренции.
     Суды обоснованно отказали Комитету в удовлетворении заявления.
     Несогласие подателей жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
     В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
     Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
     Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
     Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа.

п о с т а н о в и л:

     решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2025 по делу № А56-72144/2024 оставить без изменения, а кассационные жалобы Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга и Гаражного кооператива «Парнас» - без удовлетворения.

Председательствующий

А.Г. Кудин


Судьи


Е.А. Аникина

В.М. Толкунов