Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2025 года. Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2025 года. Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Елагиной О.К. и Малышевой Н.Н., при участии от государственного бюджетного учреждения Калининградской области «Центр для безнадзорных животных» Канева Г.И. (доверенность от 09.01.2025), от общества с ограниченной ответственностью «Центр комплексного проектирования» Ерастова М.В. (доверенность от 04.04.2023), рассмотрев 21.08.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Центр комплексного проектирования» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.01.2025 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2025 по делу № А21-9679/2022, у с т а н о в и л: Государственное бюджетное учреждение Калининградской области «Центр для безнадзорных животных», адрес: 236006, Калининградская область, город Калининград, Московский проспект, дом 95, помещение 1, этаж 4, помещение 29, 29А, ОГРН 1193926000850, ИНН 3917051040 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Центр комплексного проектирования», адрес: 236029, Калининградская область, город Калининград, Ганзейский переулок, дом 6, помещение IX, ОГРН 1103925011453, ИНН 3918501630 (далее - Общество), о взыскании 416 587 руб. 20 коп. пеней за нарушение сроков исполнения обязательств по контракту от 05.12.2019 № 013500000519004992 за период с 03.06.2020 по 30.05.2021, с 03.09.2021 по 15.09.2021, с 24.11.2021 по 25.07.2022, 5 000 руб. штрафа и 1 659 722 руб. убытков. Решением суда первой инстанции от 17.04.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.06.2024, иск удовлетворен. Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.09.2024 решение и постановление в части взыскания неустойки и распределения судебных расходов отменены; дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела Учреждение, с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), отказалось от иска в части взыскания штрафа в размере 5 000 руб., просило взыскать с Общества 844 036 руб. пеней. Решением суда первой инстанции от 30.01.2025, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.05.2025, с ответчика в пользу истца взыскано в размере 844 036 руб. пеней; судом принят отказ от требования о взыскании 5 000 руб. штрафа, производство по делу в этой части прекращено. В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, судами не применена, подлежащая применению при исчислении пеней, ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации; суды должны были снизить спорную сумму неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит жалобу отклонить. В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Учреждения просил жалобу отклонить. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, между Учреждением (заказчиком) и Обществом (генеральным проектировщиком), заключен контракт от 05.12.2019 № 013500000519004992, в соответствии с которым заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту «Реконструкция зданий под приют для безнадзорных животных в поселке Славянское Полесского городского округа Калининградской области» и передачи заказчику всего комплекта проектной и рабочей документации, а также технических отчетов о результатах инженерных изысканий, откорректированные с учетом экспертных замечаний, с положительным государственной экспертизы проектной документации и положительным заключением о проверке достоверности определения сметной стоимости реконструкции объекта капитального строительства. Пунктом 1.2 контракта установлено, что объем, порядок, содержание, технические требования к документации, уровню и способам технических решений, являющихся предметом контракта, определяются техническим заданием (Приложение № 1 к контракту, являющееся его неотъемлемой частью). В силу пункта 1.3 контракта заказчик обязуется принять выполненные генеральным проектировщиком работы при условии соответствия их результатов требованиям настоящего контракта и приложений к нему. Согласно пункту 2.2 контракта срок выполнения работ - не более 180 календарных дней с даты заключения контракта, до даты передачи заказчику всех комплектов проектной документации, а также технических отчетов о результатах инженерных проведении комплексного обследования, с положительным заключением экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и заключением о проверке достоверности определения сметной стоимости реконструкции объекта капитального строительства, в том числе: I этап не более 90 календарных дней со дня заключения контакта до сдачи в Государственное автономное учреждение Калининградской области «Центр экспертиз и ценообразования в строительстве» (далее - ГАУ КО «ЦПЭиЦС») заявки на проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверки определения сметной стоимости реконструкции объекта капитального строительства; II этап не более 90 календарных дней - с даты регистрации заявления о проведении государственной экспертизы комплекта проектной документации и результатов инженерных изысканий до даты передачи заказчику в полном объеме Документации, в том числе проведение государственной экспертизы, устранение замечаний и утверждение разработанной проектной документации; передача Заказчику разработанной документации с положительным заключением государственной экспертизы. Согласно пункту 3.1 контракта его цена составляет 2 340 000 руб., налог на добавленную стоимость не предусмотрен, и включает все затраты, необходимые для выполнения работ по разработке проектной и рабочей документации, включая затраты по сбору соответствующих документов, все пошлины, налоги, сборы и другие обязательные платежи Российской Федерации. Цена контракта не включает в себя стоимость проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проведения проверки достоверности определения сметной стоимости реконструкции объекта капитального строительства. На основании подпункта б пункта 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 3.7 контракта сторонами заключено дополнительное соглашение от 27.08.2020 № 2, в соответствии с условиями которого, увеличена цена контракта на сумму 213 000 руб. на выполнение дополнительных работ к контракту. Общество разработало проектную и рабочею документацию согласно технического задания (приложение № 1 к контракту). Заказчиком дано свое согласие на прохождение государственной экспертизы проектной и рабочей документации, выдана доверенность от 31.05.2021 на представление интересов заказчика в ГАУ КО «ЦПЭиЦС». Проектировщик 20.12.2021 получил отрицательное заключение экспертизы № 39-1-2-3-080091-2021, в том числе по причине некачественных исходных данных, переданных заказчиком и отсутствия некоторых необходимых исходных данных. Согласно пункту 5.4.8 контракта проектировщик в течение срока действия контракта без увеличения его стоимости обязан осуществлять корректировку документации. В соответствии с пунктом 5.4.13 контракта генеральный проектировщик обязан обеспечить внесение в документацию изменений, исправлений по замечаниям заказчика и (или) Технического заказчика, органов государственной экспертизы, с действующим законодательством Российской Федерации в установленный контрактом срок. Пунктом 5.4.19 установлена обязанность генерального проектировщика в случае если по итогам проведения государственной экспертизы и/или проверки достоверности определения сметной стоимости реконструкции объекта капитального строительства разработанной документации в соответствующих органах были получены отрицательные заключения, организовать и оплатить за счет собственных средств повторное проведение государственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости реконструкции объекта строительства разработанной документации. В соответствии с пунктом 5.1.7 контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. В пункте 9.5 контракта перечислены случаи, при которых заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в числе прочих, если отступления в выполненных работах от его условий или иные недостатки в их результате в установленные заказчиком сроки не были устранены проектировщиком, либо являются существенными и неустранимыми. Поскольку генеральный проектировщик не приступил к работе по устранению, выявленных государственной экспертизой недостатков и замечаний в проектной и рабочей документации, фактически прекратил выполнение работ по контракту, заказчиком 22.07.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 9.5 контракта и гражданским законодательством Российской Федерации. Общество, полагая, что просрочка исполнения контракта возникла по вине заказчика, не согласилось с принятым Учреждением решением, и обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения контракта. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калининградской области от 28.04.2023 по делу № А21-10628/2022 в удовлетворении исковых требований отказано. Решением 039/10/104-707/2022 от 22.08.2022 Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области Общество внесено в реестр недобросовестных поставщиков. Общество обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области о признании незаконным решения 039/10/104-707/2022 от 22.08.2022 о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Обществе и генеральном директоре Ерковиче Андрее Владимировиче. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калининградской области от 03.10.2023 по делу № А21-12717/2022 в удовлетворении заявления отказано. Пунктом 7.5.3 контракта предусмотрено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения генеральным проектировщиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1% цены контракта, но не более 5 000 руб. и не менее 1 000 руб. Согласно пункту 7.5.6 контракта пени начисляются за каждый день просрочки исполнения генеральным подрядчиком обязательства предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта уменьшенной на сумму пропорциональную объему обязательств предусмотренных контрактом и фактически исполненных генеральным подрядчиком. Ссылаясь на то, что Обществом не исполнены в полном объеме обязательства по контракту, в связи с чем заказчиком понесены затраты на оплату услуг по прохождению государственной экспертизы, начислив пени за просрочку выполнения работ и штраф, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском. Суд первой инстанции принял отказ Учреждения от иска в части взыскания штрафа и производство по делу в этой части прекратил. Требования о взыскании пеней суд первой инстанции признал обоснованным по праву и размеру. Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции. Выводы судов в части прекращения производства по делу сторонами не обжалуются. Стороны согласились с выводами судов в этой части. Суд кассационной инстанции в соответствии со статьей 286 АПК РФ проверяет законность решения и постановления в части взыскания с ответчика пеней. Сложившиеся между сторонами правоотношения регулируются положениями главы 37 ГК РФ и положениями Закона о контрактной системе. В соответствии со статьей 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Как установлено судами, доказательств того, что нарушение сроков выполнения работ произошло ввиду объективных обстоятельств, препятствующих Обществу своевременно выполнить обязательства по контракту и по причинам, которые от него не зависели, в материалы дела не представлено. В силу пункта 1 статьи 329 ГК РФ одним из способов обеспечения исполнения обязательства является неустойка. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ). В соответствии с частями 6, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком. Пунктом 7.5.6 контракта установлена ответственность ответчика за нарушение сроков исполнения обязательств. Как следует из уточненных требований, пени взыскиваются за период с 03.06.2020 по 26.08.2020, с 27.08.2020 по 30.05.2021, с 03.09.2021 по 15.09.2021, с 24.11.2021 по 31.03.2022 с учетом периода действия моратория, введенного Правительством Российской Федерации постановлением от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» (далее - Постановление № 497). Поскольку факт нарушения ответчиком обязательства судами установлен, и подтверждается материалами дела, арбитражные суды пришли к правильному выводу о наличии у Учреждения правовых оснований для начисления неустойки. Довод ответчика о неверном применении судами ключевой ставки Банка России подлежит отклонению с учетом правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 04.12.2018 № 302-ЭС18-10991, от 18.09.2019 № 308-ЭС19-8291, с учетом исключенного истцом периода просрочки на основании Постановления № 497. Согласно статье 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить ее размер. Суды не усмотрели оснований для снижения неустойки на основании статьи 333 ГК РФ. Определение конкретного размера неустойки является вопросом факта, следовательно, вопрос о ее снижении относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций. Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам. Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судами не допущено. В связи с этим основания для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют. Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.01.2025 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2025 по делу № А21-9679/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Центр комплексного проектирования» - без удовлетворения.
|