Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б., Савицкой И.Г., при участии Прокурора Снигищенко Е.Ф. (удостоверение ТО № 364748), от индивидуального предпринимателя Белуги Л.Л. - Бекаречив А.В. (доверенность от 17.11.2022 на бланке 10АА1053046), от Федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский института рыбного хозяйства и океанографии» Зинчука В.К. (доверенность от 25.12.2024 № 1115), рассмотрев 05.08.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Белуги Л.Л. на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.12.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2025 по делу № А26-1775/2024, у с т а н о в и л: Прокуратура Республики Карелия, адрес: 185910, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Германа Титова, дом 4 (далее - Прокуратура) в лице Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Водлозерский» (далее - Парк, Учреждение) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением к Министерству сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Свердлова, дом 8, ОГРН 1041000031930 (далее - Министерство), к индивидуальному предпринимателю Белуге Леониду Леонтьевичу, ОГРНИП 304100127500055 (далее - Предприниматель), о признании недействительными с момента заключения договоров пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается № 13-НВ, 14-НВ, 15-НВ, 16-НВ, 17-НВ, 18-НВ, 19-НВ, 20-НВ, заключенных 09.11.2023 между Министерством и Предпринимателем. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены уполномоченный по защите прав предпринимателей Республики Карелия Гнетова Елена Георгиевна, Федеральное агентство по рыболовству, адрес: 107996, Москва, Рождественский бульвар, дом 12/8, строение 1, 2, дом 14, строение 1, дом 15 (далее - Росрыболовство), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский института рыбного хозяйства и океанографии» (далее - ФГБНУ «ВНИРО»). Решением суда первой инстанции от 24.12.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.03.2025, исковые требования удовлетворены. В кассационной жалобе Предприниматель, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт - об отказе в иске. В судебном заседании представитель Предпринимателя поддержал доводы, изложенные в жалобе, представитель ФГБНУ «ВНИРО» просил жалобу Предпринимателя удовлетворить по мотивам, изложенным в отзыве, а представитель Прокуратуры, ссылаясь на законность судебных актов, просил в удовлетворении жалобы отказать. Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Законность судебных актов проверена в кассационном порядке. Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, соблюдения режима особой охраны на территории национальных парков, по результатам которой установлено, что 09.11.2023 между Министерством и Предпринимателем заключены договоры пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается, № 13-НВ, 14-НВ, 15-НВ, 16-НВ, 17-НВ, 18- НВ, 19-НВ, 20-НВ (далее - договоры). В соответствии с условиями указанных договоров Предпринимателю предоставлено право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а именно: леща в объеме 1,350 т., налима в объеме 0,2 т., окуня пресноводного в объеме 0,4 т., ряпушки в объеме 0,150 т., сига в объеме 0,1 т., синца в объеме 1,2 т., щуки в объеме 1,6 т. и язи в объеме 0,4 т., - в целях осуществления промышленного рыболовства в акватории Водлозерского водохранилища в период с 01.01.2024 по 31.12.2024. Установив в настоящих действиях Министерства и Предпринимателя нарушения Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Положения о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.1993 № 769, Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», а также подпункта «а» пункта 7 Правил подготовки и заключения договора пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 643, Прокуратурой в адрес Министерства направлено соответствующее представление от 27.12.2023. По результатам рассмотрения представления Прокуратуры, 12.01.2024 Министерством в адрес Предпринимателя направлены соглашения о расторжении спорных договоров с предложением представить ответ в течение 10 календарных дней с момента их получения. Предпринимателем в адрес Министерства направлен ответ от 02.02.2024 № 01-39 с отказом расторгать договоры в добровольном порядке. В связи с этим, на основании статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Прокуратура обратилась с настоящим иском в арбитражный суд. Суды двух инстанций пришли к выводу о наличии правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления Прокуратуры. Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам. В силу статьи 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Согласно преамбуле Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ) особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. В соответствии со статьей 14 Закона № 33-ФЗ национальные парки учреждаются постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым на основании представления органов государственной власти субъектов Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. В соответствии со статьей 12 Закона № 33-ФЗ национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях. Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах национальных парков и находящиеся в федеральной собственности, изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами. Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится. Пункт 1 статьи 15 Закона № 33-ФЗ устанавливает дифференцированный режим особой охраны территорий национальных парков с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей с выделением различных функциональных зон, в том числе: заповедной; особо охраняемой; познавательного туризма; рекреационной; охраны историко-культурных объектов; обслуживания посетителей; зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка. Согласно подпункту «е» части 2 статьи 15 Закона № 33-ФЗ на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство. Пунктом 2 статьи 16 Закона № 33-ФЗ установлено, что земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В границах национальных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей без изъятия из хозяйственного использования. Отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (далее - водные биоресурсы) регулируются Федеральным законом от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Закон № 166-ФЗ). Согласно статье 1 Закона № 166-ФЗ под рыболовством понимается деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной продукции (пункт 9). Под промышленным рыболовством понимается предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной продукции (пункт 10). Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2022 № 2066 утверждены «Правила оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений» (далее - Правила № 2066). Пунктом 3 Правил № 2066 установлено, что выдача разрешений производится территориальными органами Федерального агентства по рыболовству (далее - территориальные управления) на основании заявлений о выдаче разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, представленных российскими не находящимися под контролем иностранного инвестора или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, юридическими лицами или находящимися под контролем иностранного инвестора или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, юридическими лицами в случае, если контроль иностранного инвестора или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, в отношении таких юридических лиц установлен в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - российские пользователи), а также иностранными пользователями с учетом требований, правил и ограничений рыболовства, установленных законодательством Российской Федерации Пунктом 14 Правил № 2066 установлены основания для отказа в выдаче разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, согласно подпункту «а» которого таким основанием является несоответствие заявления о выдаче разрешения и (или) порядка его подачи требованиям, установленным пунктами 8 - 10 и 12 настоящих Правил, а также требованиям правил рыболовства, установленным в соответствии со статьей 43.1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», и ограничениям рыболовства, установленным в соответствии со статьей 26 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации приказом от 09.11.2022 № 769 утверждено «Положение о национальном парке «Водлозерский». Согласно пункту 2 названного Положения Национальный парк «Водлозерский» создан постановлением Совета министров РСФСР от 20.04.1991 № 224 «О создании национального парка «Водлозерский» Министерства лесного хозяйства РСФСР в Карельской АССР и Архангельской области» в целях сохранения уникального природного комплекса озера Водлозеро и бассейна реки Илексы, возрождения культурно-исторического наследия европейского севера России и создания условий для развития организованного отдыха трудящихся в этой зоне. Также суды указали, что парк отнесен к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Границы парка установлены в соответствии с действующим законодательством и внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Земельный участок (как территория национального парка «Водлозерский») сформирован, поставлен на кадастровый учет, право собственности зарегистрировано за Российской Федерацией и находится в постоянном (бессрочном) пользовании ФГБУ «Национальный парк «Водлозерский». Пунктом 3 Положения установлено, что национальный парк расположен на территориях Онежского района Архангельской области и Пудожского района Республики Карелия. В силу пункта 9 Положения на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе промышленное рыболовство, прибрежное рыболовство, рыболовство в целях аквакультуры (рыбоводства) аквакультура (рыбоводство). Суды, ссылаясь на приложение № 2 к Приказу Минприроды России от 09.11.2022 № 769, констатировали, что озеро Водлозеро отнесено к зоне хозяйственного назначения национального парка «Водлозерский». Суды указали, что пунктом 10.5 Положения № 769 определены допустимые виды деятельности для зоны хозяйственного назначения. Названным пунктом промышленное рыболовство не предусмотрено. Также суды указали на неприменение Правил рыболовства для Северного рабохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 13.05.2021 № 292, поскольку законодательством об особо охраняемых природных территориях федерального значения запрещено промышленное рыболовство на территории национального парка «Водлозерский». Суды отклонили довод Предпринимателя об отсутствии правовых оснований для нахождения озера Водлозеро» в составе национального парка, поскольку каких либо нормативных документов о частичном либо полном изъятии озера из хозяйственной эксплуатации после вступления в законную силу Закона № 33-ФЗ принято не было. Суды обоснованно не приняли во внимание ссылку Предпринимателя на Типовое положение о государственных природных национальных парках, утвержденных постановлением Госплана СССР и ГКНТ от 27.04.1981 № 77/106, поскольку данный нормативный акт утратил силу и в настоящий момент правовое положение озера Водлозеро регулируется положениями Закона № 33-ФЗ. Ссылаясь на положения части 1 статьи 422 и части 2 статьи 168 ГК РФ, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суды констатировали, что между Министерством и Предпринимателем заключены спорные договоры в нарушение вышеназванных требований законодательства, а также подпункта «а» пункта 7 Правил подготовки и заключения договора пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 643. Ввиду изложенного суды обоснованно признали договоры, заключенные между Министерством и Предпринимателем недействительными. Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.12.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2025 по делу № А26-1775/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Белуги Леонида Леонтьевича - без удовлетворения.
|