Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2025 года. Постановление в полном объеме изготовлено 19 августа 2025 года. Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бобарыкиной О.А., судей Боглачевой Е.В., Михайловской Е.А., при участии от Министерства обороны Российской Федерации представителя Черкашиной А.Д. (доверенность от 20.11.2024), рассмотрев 18.08.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.03.2025 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2025 по делу № А05-7603/2024, установил:
Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области», адрес: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 10, эт. 2, ИНН 2901991858, ОГРН 1132900001574 (далее - Фонд), обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 119160, Москва, улица Знаменка, дом 19, ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284 (далее - Министерство), 138 612 руб. 85 коп. задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за период с 01.11.2014 по 06.02.2017; с Министерства и Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе, адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Карла Либкнехта, дом 2, ИНН 2901194203, ОГРН 1092901006725 (далее - Управление), 448 724 руб. 65 коп. задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за период с 07.02.2017 по 24.10.2022; с федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Архангельской области», адрес: 163001, г. Архангельск, ул. Суворова, д. 35, ИНН 2901038388, ОГРН 1022900550408 (далее - Комиссариат), 113 334 руб. 50 коп. задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за период с 25.10.2022 по 30.11.2023. Решением суда от 25.03.2025, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2025, с Министерства в пользу Фонда взыскано 133 996 руб. 46 коп. задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за период с 01.05.2021 по 24.10.2022, с Комиссариата в пользу Фонда взыскано 113 334 руб. 50 коп. задолженности за период с 25.10.2022 по 30.11.2023, в удовлетворении требований в остальной части отказано. В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.03.2025 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2025, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. Податель кассационной жалобы указывает, что право оперативного управления по спорным нежилым помещениям с 25.10.2022 зарегистрировано за Комиссариатом. Отзыв на кассационную жалобу не представлен. В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы кассационной жалобы. Фонд, Управление и Комиссариат извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы. Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Архангельская обл., г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 161 (далее - МКД), включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Архангельской области, утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 22.04.2014 № 159-пп (далее - Региональная программа). Нежилое помещение № 1-н с кадастровым номером 29:22:040714:353 площадью 782 кв. м., находящееся в МКД, находится в собственности Российской Федерации в лице Министерства с 07.02.2017, на праве оперативного управления закреплено за Комиссариатом с 25.10.2022, что подтверждается выписками из единого государственного реестра недвижимости. Ссылаясь на наличие у ответчиков задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с ноября 2014 по ноябрь 2023 года, Фонд обратился в арбитражный суд с иском. Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 67, 68, 71 АПК РФ, установили факт неисполнения Министерством и Комиссариатом обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт и удовлетворили иск за счет Министерства и Комиссариата, исключив период за пределами срока исковой давности. Проверив законность судебных актов в обжалуемой части и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе Министерства, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов. Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором. Согласно статье 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39, частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Частью 1 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Статьей 169 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ. В силу пункта 1 части 2 статьи 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 названного Кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт. Согласно части 3 статьи 158 ЖК РФ при переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме. В соответствии с абзацем пятым пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. Таким образом, право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по его содержанию. Аналогичная правовая позиция приведена в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3(2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019. В ходе рассмотрения дела ответчики заявили о пропуске срока исковой давности по части требований. В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений статьи 65 АПК РФ несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности. Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. В порядке пункта 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. В силу пункта 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного Кодекса. Пунктом 1 статьи 200 ГК РФ определено, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Как разъяснено в пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (часть 1 статьи 155 ЖК РФ и пункт 2 статьи 200 ГК РФ). Судами установлено и ответчиками не оспаривается, что в период с 01.05.2021 по 24.10.2022 право собственности на нежилое помещение зарегистрировано за Российской Федерацией в лице Министерства, в период с 25.10.2022 по 30.11.2023 на праве оперативного управления за Комиссариатом. Таким образом, судами правомерно исключен период, выходящий за пределы срока исковой давности с ноября 2014 по апрель 2021 года, удовлетворены требования о взыскании в пользу Фонда с Министерства 133 996 руб. 46 коп. задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за период с 01.05.2021 по 24.10.2022, и с Комиссариата 113 334 руб. 50 коп. задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за период с 25.10.2022 по 30.11.2023. Доводы кассационной жалобы Министерства сводятся к указанию на то, что с 25.10.2022 нежилое помещение зарегистрировано на праве оперативного управления за Комиссариатом, вместе с тем указанные доводы не опровергают выводов суда первой и апелляционной инстанций. Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам дела и нормам права. Суды правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ. При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы. С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.03.2025 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2025 по делу № А05-7603/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
|