Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Салтыковой С.С., судей Захаровой М.В., Сапоткиной Т.И., при участии от акционерного общества «Калининградский морской торговый порт» Бондарева Ю.А. (доверенность от 02.06.2025), от Федерального агентства морского и речного транспорта Суворовой А.С. (доверенность от 12.12.2024), рассмотрев 11.08.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства морского и речного транспорта на решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.03.2025 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2025 по делу № А21-14253/2024, у с т а н о в и л : акционерное общество «Калининградский морской торговый порт», адрес: 236039, Калининград, Портовая ул., д. 24, ОГРН 1023901862676, ИНН 3908018946 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Федеральному агентству морского и речного транспорта, адрес: 125993, Москва, ул. Петровка, д. 3/6, ОГРН 1047796291950, ИНН 7707516988 (далее - Агентство), о признании незаконным бездействия Агентства в отношении рассмотрения заявления о предоставлении в установленный законом срок в собственность Обществу двух земельных участков площадью 4307 кв. м с кадастровым номером 39:15:150:501:61 и площадью 494 кв. м с кадастровым номером 39:15:150:501:62, расположенных по адресу: Калининград, Портовая ул., д. 24 (далее - Участки), об обязании Агентства принять решение о предоставлении в собственность Обществу Участков, осуществить подготовку проекта договора купли-продажи Участков и направить его заявителю с предложением о заключении. Впоследствии Общество уточнило требования, просило: 1) признать незаконным отказ Агентства, изложенный в ответе от 04.02.2025 № БТ-28/1526 на заявление Общества от 23.08.2024 № 1/6-1-57 о предоставлении в установленный законом срок в собственность Обществу Участков по кадастровой стоимости; 2) обязать Агентство принять решение о предоставлении Участков в собственность Обществу по кадастровой стоимости, осуществить подготовку проекта договора купли-продажи Участков и направить его в адрес Общества с предложением о заключении. Решением от 27.03.2025 суд признал незаконным отказ Агентства, изложенный в письме от 04.02.2025 № БТ-28/1526, в предоставлении в собственность Обществу по кадастровой стоимости Участков, Агентство обязано принять решение о предоставлении в собственность Общества по кадастровой стоимости Участков, осуществить подготовку проекта договора купли-продажи Участков и направить его в адрес Общества с предложением о заключении. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2025 данное решение оставлено без изменений. В кассационной жалобе Агентство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 27.03.2025 и постановление от 05.06.2025, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении иска. Податель жалобы полагает, что суды пришли к незаконному и необоснованному выводу о том, что судебными актами по делу № А21-13440/2022 признано право Общества на приобретение Участков в собственность; основанные на судебных актах по названному делу выводы судов о том, что расположенные на Участках объекты недвижимости используются Обществом в деятельности порта, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение и постановление без изменения, соглашаясь с изложенными в них выводами. В судебном заседании представитель Агентства поддержала жалобу, представитель Общества - отзыв. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее. Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании договора на передачу в постоянное (бессрочное) пользование городских земель от 28.08.2001 № 116 мэрия города Калининграда предоставила в постоянное (бессрочное) пользование закрытому акционерному обществу «Морской торговый порт Калининград» земельный участок площадью 66,2720 га с кадастровым номером 39:15:150501:0004, расположенный по адресу: Калининград, Портовая ул., д. 24 (далее - Участок с кадастровым номером 39:15:150501:0004); который находится в 1-16 экономико-планировочной оценочной зоне и предоставляется под существующую производственную территорию порта. Соглашением сторон от 23.05.2003 договор от 28.08.2001 № 116 расторгнут. Мэрия Калининграда (арендодатель) и открытое акционерное общество «Морской торговый порт» (далее - ОАО «Морской торговый порт»; арендатор) заключили договор на передачу в аренду городских земель от 23.05.2003 № 005262. В пункте 1 договора указано, что в связи с изданием постановления мэра города Калининград от 08.04.2003 № 725 «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ЗАО «Морской торговый порт Калининград» и предоставлении ОАО «Морской торговый порт» мэрия города Калининград передала ОАО «Морской торговый порт» в аренду на 49 лет Участок с кадастровым номером 39:15:150501:0004. В соответствии с пунктом 2.1 договора от 23.05.2003 № 005262 срок аренды устанавливается с 08.04.2003 (с момента выхода постановления от 08.04.2003 № 725) и действует до 08.04.2052. Участки с кадастровыми номерами 39:15:150501:61, 39:15:150501:62 образованы из Участка с кадастровым номером 39:15:150501:0004. На основании договора от 06.04.2009 № ФС-2007/04-48 Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Калининградской области (далее - Управление Росимущества) предоставила в аренду закрытому акционерному обществу «Терминал ГМБ» (далее - ЗАО «Терминал ГМБ») земельный участок с кадастровым номером 39:15:150501:0062. Срок аренды устанавливается с 29.03.2007 по 28.03.2056 (пункт 2.1 договора). Данный договор заключен на основании свидетельства от 03.09.2002 серии 39-АА № 111450 о государственной регистрации права собственности ЗАО «Терминал ГМБ» на здание учебно-курсового комбината общей площадью 148,3 кв.м, расположенного по адресу: Калининград, Портовая ул., д. 24, корп. 53-а. На основании договора от 06.04.2009 № ФС-2007/04-49 Российская Федерация в лице Управления Росимущества предоставила в аренду ЗАО «Терминал ГМБ» земельный участок общей площадью 4307 кв. м с кадастровым номером 39:15:150501:0061, расположенный по адресу: Калининград, Портовая ул., д. 24. Срок аренды устанавливается с 29.03.2007 по 28.03.2056 (пункт 2.1 договора). Данный договор заключен на основании свидетельства от 09.08.2022 серии 39-АА № 108110 о государственной регистрации права собственности ЗАО «Терминал ГМБ» на здание склада удобрений общей площадью 3952,1 кв. м, расположенное по адресу: Калининград, Портовая ул., д. 24, корп. 52. В соответствии с пунктом 1.1 соглашения от 28.04.2017 к договору от 06.04.2009 № ФС-2007/04-49 арендатором по договору является Паршев Вячеслав Александрович. На основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 01.10.2021 Паршев В.А. передал в собственность Общества вышеуказанные учебно-курсовой комбинат и склад удобрений. Впоследствии права и обязанности по договору от 06.04.2009 № ФС-2007/04-49 переданы Обществу. В соответствии с дополнительным соглашением от 23.06.2022 № 3Д36/7920 к договору 06.04.2009 № ФС-2007/04-49 арендодателем является Агентство. Письмом от 04.07.2022 № 1-82 Общество обратилось в Агентство с заявлением о предоставлении в собственность Участков, занятых зданиями, используемыми для осуществления деятельности в морском порту Калининград и принадлежащими на праве собственности Обществу, по цене 2,5% от кадастровой стоимости участков. В ответ Агентство письмом от 19.08.2022 № АПУ-1276 сообщило Обществу о том, что позиция по указанному вопросу была направлена письмом от 25.03.2022 № ЗД-29/3420 в ответ на обращение Общества от 09.02.2022 № 4/1/1-1/1, и приложило копию письма от 25.03.2022 № ЗД-29/3420, в котором изложены два основания отказа в предоставлении Участков в собственность: земельные участки ограничены в обороте, поскольку расположены в границах морского порта, в связи с чем относятся к категории земель транспорта; согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) в границах участков отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие Обществу. Полагая, что указанный отказ является незаконным и нарушает его права, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, которое рассмотрено в деле № А21-13440/2022. Вступившими в законную силу судебными актами по указанному делу в удовлетворении заявленных требований отказано. После этого Общество 27.08.2024 направило в адрес Агентства заявление от 23.08.2024 № 1/6-1-57 о приобретении в собственность Участков в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пунктом 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 137-ФЗ), частью 4 статьи 28 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ). Не получив ответа на заявление, 25.10.2024 Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании незаконным бездействия Агентства в отношении нерассмотрения заявления в установленный законом срок, а также об обязании Агентства принять решение о предоставлении Обществу в собственность земельных участков по кадастровой стоимости, осуществить подготовку проекта договора купли-продажи этих земельных участков и направить его Обществу с предложением о заключении. Письмом от 04.02.2025 № БТ-28/1526 Агентство, ссылаясь на судебные акты по делу № А21-13440/2022, отказало в предоставлении Участков в собственность Общества, что явилось основанием для уточнения Обществом заявленных требований. Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил. Апелляционная инстанция согласилась с решением суда. Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам. По смыслу статьи 198 АПК РФ во взаимосвязи с нормами статьи 201 того же Кодекса основаниями для признания незаконными решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Порядок, основания и условия предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, определены главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации. В силу пункта 1 статьи 39.3 ЗК РФ по общему правилу продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов. Пунктом 2 названной статьи предусмотрены случаи продажи земельных участков без проведения торгов. В таком порядке, в частности, осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ). В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Согласно пункту 2.2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ при рассмотрении заявления о предоставлении участка уполномоченный орган проверяет наличие или отсутствие предусмотренных статьей 39.16 того же Кодекса оснований для отказа в предоставлении земельного участка и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанного договора для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа. В частности, как следует из пункта 6 указанной статьи, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка. Согласно пункту 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В силу подпункта 7 пункта 5 названной статьи к ограниченным в обороте относятся находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (размещения) объектов морского транспорта. Пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлен запрет на предоставление земельных участков в границах морского порта индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в собственность, за исключением случаев, установленных частью 4 данной статьи. Согласно названной норме в частной собственности могут находиться земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для осуществления деятельности в морском порту и принадлежащими на праве собственности индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам. В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона № 261-ФЗ земельные участки в границах морского порта не предоставляются индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в собственность, за исключением случаев, установленных частью 4 названной статьи. Частью 4 статьи 28 указанного закона предусмотрено, что земельные участки в границах территории морского порта, занятые портовыми гидротехническими сооружениями, созданными или приобретенными за счет средств инвесторов (индивидуальных предпринимателей или юридических лиц), а также земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для осуществления деятельности в морском порту и принадлежащими на праве собственности индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, и искусственные земельные участки, созданные индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами на водных объектах в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», могут находиться в их собственности. Таким образом, земельный участок в границах морского порта, относящийся к землям транспорта и в силу закона ограниченный в обороте, может быть предоставлен в собственность в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 39.3 и статьи 39.20 ЗК РФ при условии, что расположенные на земельном участке объекты недвижимого имущества (инфраструктуры морского порта), принадлежащие заявителю, используются при осуществлении деятельности в морском порту. Как установлено судами, испрашиваемые Участки находятся в пределах территории Калининградского морского порта; на них расположены принадлежащие Обществу на праве собственности объекты недвижимого имущества. Вместе с тем, делая вывод об использовании данных объектов в деятельности порта, суды исходили из установленных в рамках дела № А21-13440/2022 обстоятельств. В свою очередь, в рамках данного дела факт использования Обществом принадлежащих ему объектов недвижимого имущества в деятельности порта был установлен на основании акта осмотра от 31.08.2023, проведенного на основании определения Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2023 по данному делу. С указанной даты до даты повторного обращения Общества с заявлением о предоставлении Участков в собственность прошел год. Из положений части 1 статьи 198, статьи 201 АПК РФ усматривается, что судом подлежит проверке законность принятого ненормативного акта на момент его вынесения. Таким образом, факт использования соответствующих объектов в деятельности порта должен быть установлен на дату обращения с соответствующим заявлением в Агентство. К заявлению от 23.08.2024 № 1/6-1-57 Общество приложило выписки из ЕГРН на Участки и расположенные на них объекты недвижимости, доказательства использования данных объектов в деятельности порта не прикладывались. Суд первой инстанции указал в решении, что Общество поэтапно осуществляет ремонт учебно-курсового комбината и склада удобрений, расположенных на Участках, указанные объекты задействованы в реализации проекта по перевалке груза «минеральное сырье для химической промышленности и производства минеральных удобрений», а именно сульфата калия в количестве до 1,12 млн тонн в год. Вместе с тем ремонт здания учебно-курсового комбината и здания склада удобрений, на что указал суд и ссылается Общество, не свидетельствует об их использовании в деятельности порта. Вывод суда первой инстанции о том, что объекты задействованы в реализации проекта по перевалке груза «минеральное сырье для химической промышленности и производства минеральных удобрений», а именно сульфата калия в количестве до 1,12 млн тонн в год, не основан на имеющихся в деле доказательствах. Факт использования Обществом принадлежащих ему объектов недвижимости в деятельности порта на дату обращения в Агентство со спорным заявлением надлежащим образом судами не исследован. В этой связи вывод судов о наличии у заявителя права на приобретение Участков в собственность является преждевременными. Поскольку суд кассационной инстанции в силу отсутствия необходимых для исследования и оценки доказательств полномочий лишен возможности устранить выявленные недостатки, судебные акты надлежит отменить и дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, оценить доводы участников спора и представленные в дело документы и в зависимости от установленного принять законный и обоснованный судебный акт. Согласно абзацу второму части 3 статьи 289 АПК РФ при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов, в том числе по уплате государственной пошлины, разрешается судом, вновь рассматривающим дело, по правилам статьи 110 данного Кодекса. Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.03.2025 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2025 по делу № А21-14253/2024 отменить. Дело № А21-14253/2024 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
|