Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2025 года. Постановление в полном объеме изготовлено 20 августа 2025 года. Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Бобарыкиной О.А., Боглачевой Е.В., при участии от публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» Кошелева К.В. (доверенность от 20.06.2025), от Комитета по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области Масловой Д.А. (доверенность от 29.07.2025), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2025 по делу № А56-114697/2022, у с т а н о в и л: Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 1», адрес: 197198, Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, д. 16, корп. 2А, пом. 54Н, ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1089847168586, ИНН 7842383780 (далее - Комитет по ТЭК), к Комитету финансов Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, пр. Суворовский, д. 67, лит. А, ОГРН 1027809250325, ИНН 7825663932 (далее - Комитет финансов), о взыскании 1 451 214 руб. 89 коп. убытков в виде разницы в тарифах на тепловую энергию, поставленную в период с января 2021 года по январь 2022 года (с учетом уточнения иска). К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрации муниципального образования «Заневское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация). Решением от 16.02.2024 иск удовлетворен за счет Комитета по ТЭК; в иске к Комитету финансов отказано. Постановлением апелляционного суда от 26.02.2025 решение от 16.02.2024 отменено; принят частичный отказ Компании от требований о взыскании 1 410 121 руб. 43 коп., производство по делу в указанной части прекращено; с Комитета по ТЭК в пользу Компания взыскано 41 093 руб. 46 коп. убытков; в иске к Комитету финансов отказано. В кассационной жалобе Комитет по ТЭК, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит отменить постановление апелляционного суда от 26.02.2025, принять новый судебный акт, которым в иске отказать. По мнению подателя жалобы, Компания не представила Комитету по ТЭК заявки и требуемые к ней акты об объемах поставленного ресурса, составленные по установленной форме. Убытки, заявленные Компанией, возникли в результате бездействия самого истца; надлежащим ответчиком является Комитет финансов как орган, выступающий от имени казны Ленинградской области. В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит отменить обжалуемые судебные акты, в иске отказать. В судебном заседании представитель Комитета по ТЭК поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Компании возражал против ее удовлетворения. Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие. Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, Компания, являясь теплоснабжающей организацией, осуществляет поставку тепловой энергии, теплоносителя, потребителям муниципального образования «Заневское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области. В связи с отпуском потребителям тепловой энергии в период с января 2021 года по январь 2022 года по тарифам ниже экономически обоснованных у Компании возникли убытки. Разница между установленным для теплоснабжающей организации экономически обоснованным тарифом и тарифом, установленным для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, в размере ниже экономически обоснованного (межтарифная разница), компенсируется из бюджета Ленинградской области в виде субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию. Компания письмом-претензией от 19.08.2022 № 7465-02/14 обратилась к Комитету по ТЭК с просьбой предоставить субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникших в спорный период, однако письмом от 30.09.2022 № 3-5007/2022 Компании отказано в перечислении субсидии. Ссылаясь на то, что за спорный период у Комитета по ТЭК имеется задолженность по выплате субсидии на возмещение разницы в тарифах за поставленную тепловую энергию, Компания обратилась в арбитражный суд с настоящим иском. Суд первой инстанции удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру. Апелляционный суд отменил решение, принял частичный отказ Компании от требования о взыскании 1 410 121 руб. 43 коп. убытков, производство по делу в указанной части прекратил; иск в части взыскания с Комитета по ТЭК в пользу Компания 41 093 руб. 46 коп. убытков удовлетворил; в иске к Комитету финансов отказал. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы. Поскольку коммунальными услугами в данном случае обеспечивалось население многоквартирных домов, к спорным правоотношениям применяются Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354). Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ). В силу пункта 38 Правил № 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей. Согласно правовой позиции, приведенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей. Аналогичное разъяснение содержится в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» (далее - Постановление № 87). В соответствии со статьей 5 Закона Ленинградской области от 20.07.2015 № 75-ОЗ «О льготных тарифах в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Ленинградской области» компенсация выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на территории Ленинградской области, осуществляется в виде субсидий на возмещение недополученных доходов, предоставляемых указанным организациям за счет средств областного бюджета Ленинградской области в случаях и порядке, предусмотренных областным законом об областном бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год и на плановый период и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом правительства Ленинградской области. Предоставление субсидий осуществляется в соответствии с Порядком предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) теплоснабжения и горячего водоснабжения, реализуемые населению на территории Ленинградской области, утвержденным постановлением правительства Ленинградской области от 08.02.2018 № 33 в редакции, действовавшей в спорный период (далее - Порядок № 33). В соответствии с Порядком № 33 субсидия предоставляется в целях компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, предоставляющих коммунальные ресурсы теплоснабжения и горячего водоснабжения, возникающих в результате установления льготных тарифов на территории Ленинградской области и обеспечения населения коммунальными ресурсами по тарифам, установленным ниже уровня регулируемых в установленном порядке тарифов для ресурсоснабжающих организаций. В рассматриваемом случае апелляционный суд, установив наличие у Компании убытков в виде межтарифной разницы, признали исковые требования подлежащими удовлетворению за счет Комитета по ТЭК. При этом истец представил в дело акты об объеме коммунального ресурса, отпущенного в спорный период по льготному тарифу, для оказания услуги по горячему водоснабжению в жилых домах, подписанные истцом и Администрацией (т.д. 1, л. 21-136). Апелляционный суд правомерно отклонил довод Комитета по ТЭК об отсутствии у Компании права на возмещение межтарифной разницы ввиду несоблюдения порядка направления заявки на получение субсидий, поскольку данное обстоятельство не является достаточным основанием для отказа в возмещения такой разницы ввиду неоспоримого факта применения Компанией в расчетах с потребителями за отпускаемый ресурс тарифов ниже экономически обоснованных. Признав документально подтвержденным объем теплопотребления Компании за спорный период, суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил иск за счет Комитета по ТЭК. Ответчик контррасчет объема теплопотребления за спорный период не представил, документально расчет истца не опроверг. Суд апелляционной инстанции правомерно отклонил довод Комитета по ТЭК о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку убытки подлежат возмещению за счет казны публично-правового образования - Ленинградской области, интересы которой представляет Комитет финансов. Согласно части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств. В соответствии с пунктом 2.2. Положения о комитете по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 02.10.2012 № 302 Комитет осуществляет в установленном порядке бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. С учетом указанного апелляционный суд пришел к правомерному выводу о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу выступает Ленинградская область в лице Комитета по ТЭК. Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствует. Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2025 по делу № А56-114697/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области - без удовлетворения.
|