Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2025 года. Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2025 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Баженовой Ю.С., Сапоткиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Твери на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2025 по делу № А66-6379/2024,
у с т а н о в и л: Индивидуальный предприниматель Илюшко Сергей Валерьевич, ОГРНИП 319695200021384, ИНН 690141773092, обратился в Арбитражный суд Тверской области с иском к администрации города Твери, адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Советская ул., д. 11, ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920 (далее - Администрация), государственному казенному учреждению Тверской области «Центр управления земельными ресурсами Тверской области», адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, ул. Вагжанова, д. 7, ОГРН 1236900003746, ИНН 6950268550 (далее - Учреждение), о взыскании 130 505 руб. 72 коп., в том числе 118 498 руб. неосновательного обогащения в виде переплаты арендной платы за 2022 год по договору аренды от 18.10.2004 № 735-1 и 12 007 руб. 72 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 14.12.2023 по 01.08.2024, а также процентов в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), начиная с 02.08.2024 по дату фактического исполнения основного обязательства (с учетом уточнения требований). Решением от 18.10.2024 с муниципального образования «город Тверь» в лице Учреждения в пользу предпринимателя Илюшко С.В. взысканы 118 498 руб. неосновательного обогащения, 7330 руб. 04 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 14.03.2024 по 01.08.2024, проценты, начиная с 02.08.2024 по день фактического исполнения обязательства; в остальной части в иске отказано. Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2025 установлено основание для безусловной отмены решения суда; указано на переход к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции; к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное образование «город Тверь» в лице Департамента финансов администрации города Твери, адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Советская ул., д. 11, ОГРН 1026900530910, ИНН 6901001297, и Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, адрес: 170034, Тверская обл., г. Тверь, ул. Ерофеева, д. 5, ОГРН 1036900087806, ИНН 6901043057; Тверская область в лице Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, пл. Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, д. 2, ОГРН 1026900561071, ИНН 6905003320. Предприниматель Илюшко С.В., уточнив исковые требования, просил взыскать с Администрации за счет казны муниципального образования «город Тверь» 118 498 руб. неосновательного обогащения в виде излишне уплаченной арендной платы за 2022 год; привлечь Учреждение к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, исключив его из состава ответчиков; заявил об отказе от иска в части взыскания с Администрации процентов в соответствии со статьей 395 ГК РФ. Протокольным определением апелляционного суда от 27.03.2025 в соответствии со статьями 49, 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приняты уточнение иска и отказ предпринимателя от исковых требований в части взыскания процентов; Учреждение привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, с исключением его из числа ответчиков. Постановлением апелляционного суда от 08.04.2025 решение от 18.10.2024 отменено; принят отказ предпринимателя Илюшко С.В. от иска в части взыскания с Администрации процентов в соответствии со статьей 395 ГК РФ; производство по делу в этой части прекращено; с Администрации в пользу предпринимателя Илюшко С.В. взыскано 118 498 руб. неосновательного обогащения. Администрация в кассационной жалобе просит отменить постановление от 08.04.2025, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, поскольку предприниматель при уточнении своих требований в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции не сформулировал исковые требования к Администрации, в связи с чем отсутствовали основания считать Администрацию ответчиком; истец необоснованно произвел перерасчет размера арендной платы без учета коэффициента инфляции, правомерно примененного Администрацией; Администрация с 01.01.2023 не является органом, уполномоченным на перерасчет арендной платы по договору и возврат из бюджета излишне уплаченных денежных средств; надлежащими ответчиками по заявленным требованиям являются лица, осуществляющие свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы и обеспечивающие исполнение денежных обязательств, а также распорядители бюджетных средств; с требованием, основанным на неприменении признанного в судебном порядке недействующим нормативного правового акта, вправе обратиться лицо, инициировавшее оспаривание этого акта. Предприниматель Илюшко С.В. в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая выводы суда правильными. Учреждение в отзыве на кассационную жалобу также возражает против ее удовлетворения, считая Администрацию надлежащим ответчиком. От Учреждения также поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. От Администрации поступили дополнительные пояснения, в которых она также просит рассмотреть дело в отсутствие ее представителя. Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, истец лично не явился, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ и с учетом ходатайств Администрации и Учреждения не может служить препятствием для рассмотрения дела в отсутствие участников процесса либо их представителей. Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, Администрация (арендодатель) и открытое акционерное общество «Мостоотряд № 19» (арендатор) заключили договор от 18.10.2004 № 735-1 аренды земельного участка площадью 63 297,1 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200007:0028, расположенного по адресу: г. Тверь, д. Новая Константиновка, д. 1, в Московском районе, для использования под производственную базу сроком по 31.12.2052. Размер и порядок внесения арендной платы определены разделом 3 договора. Согласно пункту 3.4 договора арендная плата вносится арендатором следующими частями в сроки: не позднее 15 апреля - 1/4 годовой суммы, не позднее 15 июля - 1/4 годовой суммы, не позднее 15 октября - 1/2 годовой суммы. В соответствии с пунктом 3.7 договора расчет арендной платы и базовой ставки арендной платы производится в соответствии с методикой расчета арендной платы за пользование земельными участками в городе Твери, которая утверждается решением Тверской городской Думы. Согласно пункту 3.8 договора арендодатель ежегодно производит расчет арендной платы на текущий год и направляет его арендатору почтой в срок до 15 марта текущего года. При неполучении расчета в указанный срок арендатор обязан получить его непосредственно у арендодателя до 30 марта текущего года. Пунктом 3.9 договора арендодателю предоставлено право в случае изменения методики расчета арендной платы за пользование земельным участком в городе Твери изменить размер арендной платы в бесспорном и одностороннем порядке. В случае обнаружения ошибки при расчете арендной платы в сторону уменьшения арендатор обязан в месячный срок с момента получения извещения об этом произвести требуемую доплату либо заключить с арендодателем дополнительное соглашение об условиях перечисления указанной доплаты. В случае обнаружения ошибки в расчете арендной платы в строну завышения платежа арендатор вправе потребовать внесения соответствующих исправлений в расчет, а в случае, если сумма платы была внесена, - возврата излишне внесенной суммы. В случае, если арендатор не требует возврата излишне внесенной суммы, она засчитывается в счет будущих платежей по договору (пункт 3.10). На основании соглашения от 30.05.2019 арендатор по договору заменен на Илюшко С.В. Администрация направила Илюшко С.В. расчет арендной платы на 2021 год, согласно которому годовой размер арендной платы, составляющий 2 233 616 руб., определен в соответствии с постановлением Правительства Тверской области от 30.05.2020 № 250-пп. В расчете размера арендной платы применен коэффициент К в значении 1,4 для вида разрешенного использования «производственная деятельность» (код 6.0) в соответствии с решением Тверской городской Думы от 29.12.2020 № 310 (далее - решение № 310). В дальнейшем по соглашению от 14.02.2022 Илюшко С.В. передал права и обязанности арендатора по договору в пользу Илюшко Надежды Алексеевны. В связи с заменой арендатора по договору Администрация направила предпринимателю Илюшко С.В. изменение к расчету арендной платы на 2022 год, согласно которому размер арендной платы за январь-февраль 2022 года составляет 384 405 руб.; расчет размера арендной платы произведен с применением коэффициента К (код 6.0 «производственная деятельность»), равного 1,4, и коэффициента инфляции Кинф 1,0326 в соответствии с решением № 310 и постановлением Администрации от 21.12.2021 № 1331 (далее - постановление № 1331). Указанную сумму Илюшко С.В. перечислил в полном объеме. Расчет арендной платы за 2021 и 2022 годы был произведен в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Тверской области от 30.05.2020 № 250-пп, по формуле, которая включает коэффициент К, устанавливаемый в отношении земельных участков с учетом видов разрешенного использования в соответствии с классификатором, по коду 6.0 «производственная деятельность». Значения коэффициента К, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки на территории города Твери, утверждены решением № 310 согласно приложению к решению. Пунктом 2 решения № 310 определено, что утвержденные значения коэффициента К ежегодно индексируются на коэффициент инфляции, значение которого на следующий календарный год вводится на основании постановления Администрации в срок до 31 декабря текущего года. Согласно приложению к решению № 310 для земельных участков с видом разрешенного использования «производственная деятельность» (код 6.0) коэффициент К установлен в значении 1,4. Решением Тверской городской Думы от 23.12.2021 № 281 (далее - решение № 281) для указанного выше вида разрешенного использования земельного участка коэффициент установлен в том же значении (1,4). Постановлением № 1331 в соответствии с решением № 310 утвержден с 01.01.2022 коэффициент инфляции в размере 1,0326. Между тем решением Тверского областного суда от 01.09.2023 по делу № 3а-63/2023, оставленным без изменения апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 14.12.2023 по делу № 66а-3277/2023, по административному иску общества с ограниченной ответственностью «ГИРС-сервис» признаны недействующими решение № 310 в первоначальной редакции в части установления значений коэффициента К для обслуживания и эксплуатации земельных участков с видами разрешенного использования «производственная деятельность» (код 6.0) - 1,4, «деловое управление» (код 4.1) - 3 - с даты его принятия, решение № 281 в части установления тех же значений коэффициента К для тех же видов разрешенного использования земельных участков - со дня вступления решения суда в законную силу. В соответствии с Законом Тверской области от 28.12.2022 № 96-ЗО с 01.01.2023 полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, переданы Правительству Тверской области, осуществляющему эти полномочия непосредственно или через уполномоченный им исполнительный орган Тверской области либо подведомственное ему государственное учреждение Тверской области. С 29.03.2023 соответствующие полномочия на территории Тверской области и права арендодателя по ранее заключенным договорам осуществляет Учреждение. В связи с указанными обстоятельствами Илюшко С.В. направил в адрес Администрации и Учреждения претензии с требованием произвести перерасчет арендной платы за 2021 и 2022 годы и возвратить излишне уплаченную арендную плату. Учреждение в связи с обращениями предпринимателя Илюшко С.В. направило ему изменение к расчету арендной платы на 2021 год, согласно которому уточненный размер арендной платы за 2021 год составил 1 595 441 руб.; переплата по арендной плате по состоянию на 12.03.2024 составила 638 175 руб. Расчет произведен без применения коэффициента К с учетом признания решением Тверского областного суда от 01.09.2023 по делу № 3а-63/2023 решения № 310 недействующим с даты принятия этого решения. При этом Учреждение сообщило об отказе пересмотреть расчеты по договору за 2022 год, поскольку в период с 01.01.2022 по 14.12.2023 (по дату вступления в силу решения областного суда) при расчете арендной платы подлежало применению решение № 281, устанавливающее значение коэффициента К, равное 1,4. Предприниматель Илюшко С.В., считая, что признанный недействующим нормативный акт не подлежит применению с момента его принятия, в связи с чем расчет арендной платы за 2022 год (январь-февраль) должен производиться без учета коэффициента К и на стороне арендатора возникла переплата арендной платы, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями. В силу статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. В соответствии с Основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, одним из таких принципов является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке (принцип № 1). По общему правилу, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые предоставлены в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ). Постановлением Правительства Тверской области от 30.05.2020 № 250-пп (с последующими изменениями) утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности Тверской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов (далее - Порядок). Пунктом 3 Порядка для определения размера арендной платы установлена формула, одним из элементов которой является коэффициент К - коэффициент, устанавливаемый в отношении земельных участков с учетом видов разрешенного использования земельных участков в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412. В соответствии с пунктом 6 Порядка значения коэффициента (К) в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Тверской области утверждаются представительными органами муниципальных районов, городских и муниципальных округов Тверской области в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков. На 2022 год значение коэффициента К для земельных участков на территории города Твери утверждены решением № 281. Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50, последствием признания судом нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части. Как видно из решения Тверского областного суда от 01.09.2023 по делу № 3а-63/2023, решения № 310 и 281 в оспоренных частях признаны недействующими как противоречащие принципу экономической обоснованности. Решением Арбитражного суда Тверской области от 10.07.2024 по делу № А66-8726/2024, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2024 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.02.2025, по иску предпринимателя Илюшко Н.А. (последующего арендатора по тому же договору аренды) признан незаконным отказ Учреждения произвести перерасчет арендной платы за 2022, 2023 годы с учетом признания областным судом решения № 281 недействующим и не подлежащим в связи с этим применению в отношениях сторон как противоречащего закону. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 21.07.2025 № 307-ЭС25-3785 Учреждению отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно посчитал, что с учетом признания недействующим решения № 281 в части установления на 2022 год по виду разрешенного использования земельного участка «производственная деятельность» (код 6.0) значения коэффициента К, равного 1,4, арендная плата за январь-февраль 2022 года уплачена истцом в размере, превышающем нормативно установленный, и в соответствии со статьями 1102, 1103 ГК РФ удовлетворил иск. При этом апелляционный суд при рассмотрении настоящего спора правомерно признал Администрацию надлежащим ответчиком по иску как лица, выступавшего арендодателем по договору в спорный период. Доводы Администрации со ссылкой на положения бюджетного законодательства об отсутствии у нее полномочий по возврату из бюджета уплаченной арендной платы надлежащим образом оценены судом апелляционной инстанции и мотивированно отклонены ввиду неприменения к спорным правоотношениям с участием арендатора норм бюджетного законодательства. Довод Администрации о завышении истцом суммы переплаты по причине неприменения в расчете коэффициента инфляции в размере 1,0326, который установлен постановлением № 1331 во исполнение пункта 2 решения № 310, не признанного в этой части недействующим, также несостоятелен, поскольку исходя из буквального толкования пункта 2 решения № 310 ежегодной индексации подлежат значения коэффициента К, которые в данном случае в спорный период для спорного участка считаются не установленными. Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемое постановление законным и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данного судебного акта. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2025 по делу № А66-6379/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Твери - без удовлетворения.
|