Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г., при участии от Санкт-Петербургской транспортной прокуратуры Мкртчяна А.Г. (доверенность от 08.08.2025 № 12-3/2025), от общества с ограниченной ответственностью организация дополнительного профессионального образования «ТАСК» Колядного Б.Ю. (доверенность от 25.01.2025 № 1/25), рассмотрев 13.08.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургской транспортной прокуратуры на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2025 по делу № А56-128424/2024, у с т а н о в и л: Санкт-Петербургская транспортная прокуратура, адрес: 191036, Санкт-Петербург, Гончарная ул., д.15а, ОГРН 1077847485430, ИНН 7838385841, (далее - Прокуратура) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью организация дополнительного профессионального образования «ТАСК», адрес: 196631, Санкт-Петербург, вн.тер.г. поселок Александровская, Пограничная ул., д. 8/12, лит. А, ОГРН 1167847165001, ИНН 7820047898 (далее - ООО ДПО «ТАСК», Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Решением суда от 22.01.2025 ООО ДПО «ТАСК» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения. Постановлением апелляционной инстанции от 24.03.2025, решение суда от 22.01.2025 отменено, в удовлетворении заявленных требований Прокуратуре отказано. В кассационной жалобе Прокуратура просит отменить постановление апелляционной инстанции от 24.03.2025 и оставить в силе решение суда от 22.01.2025, полагая, что выводы суда первой инстанции являются более объективными. Представитель Прокуратуры в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве. Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании решения от 29.10.2024 № 171 Прокуратурой проведена проверка исполнения ООО ДПО «ТАСК» (получившим 05.10.2017 в Комитете по образованию лицензию на осуществление образовательной деятельности № 3155 серии 78Л03 № 0001953, со сроком действия бессрочно, на подвид дополнительного образования «Дополнительное профессиональное образование») требований законодательства в сфере безопасности полетов, включая обучение и подготовку специалистов в области авиации. В ходе проверки Прокуратура пришла к выводу, что Общество на протяжении 2023 и 2024 годов в целях извлечения прибыли фактически осуществляло обучение специалистов по эксплуатации беспилотных авиационных систем с максимальной взлетной массой 30 кг и менее без специального разрешения (лицензии), а конкретно - лицензии на вид образования «Профессиональное обучение». Постановлением от 24.12.2024 № 231-4-199-2024 в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении; действия Общества квалифицированы по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ. В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 202 и 203 АПК РФ Прокуратура направила в арбитражный суд постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и иные материалы для привлечения Общества к административной ответственности согласно указанной квалификации. Суд первой инстанции счел доказанным событие и состав инкриминируемого Обществу деяния. Суд не установил существенных процедурных нарушений, а равно иных препятствий к удовлетворению заявления Прокуратуры, определив в качестве административного наказания такую меру как предупреждение. Апелляционный суд при повторном рассмотрении дела, пришел к иному выводу: о том, что используемые Обществом программы дополнительного образования в виде повышения квалификации «Оператор беспилотного летательного аппарата» для граждан уже имеющих высшее или среднее профессиональное образование до начала обучения по программе, не относятся к профессиональному обучению. Судом первой инстанции не учтено нормативное разграничение основного и дополнительного видов образования. В связи с чем в удовлетворении заявления отказал. Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). Субъектом правонарушения является лицо, осуществляющее деятельность без специальной лицензии на осуществление соответствующего вида лицензируемой деятельности. Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) определено, что лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности, которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ, Закон об образовании) в пункте 17 статьи 2 определяет образовательную деятельность как деятельность по реализации образовательных программ. Образовательная программа - это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации (пункт 9 статьи 2 Закона № 273-ФЗ). В силу части 1 статьи 91 Закона № 273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, научным специальностям (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования. Как следует из положений части 1 статьи 12 Закона об образовании содержание образования определяют образовательные программы, что в соответствии со статьей 2 названного Закона, является комплексом основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогическими условиями и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, формами аттестации, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий) (пункт 13 статьи 2 Закона № 273-ФЗ). Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (пункт 14 статьи 2 Закона № 273-ФЗ). Частью 1 статьи 73 Закона № 273-ФЗ предусмотрено, что профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования. Как следует из пункта 3 части 3 статьи 12 Закона № 273-ФЗ, к основным образовательным программам относятся: основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих. Согласно части 2 статьи 73 Закона № 273-ФЗ под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего. Тогда как, под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня (часть 4 статьи 73 Закона № 273-ФЗ). Таким образом, в отличие от профессионального обучения и переобучения, повышение квалификации определяется как обучение той же профессии, без перемены этим работником трудовой деятельности, направлено на совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, обновление теоретических и практических знаний специалистов. При этом федеральное законодательство не предъявляет никаких требований к уровню образования, которое должно быть у лица, обучающегося по программам профессионального обучения. При реализации программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих необходимо только, чтобы у данного лица уже была хотя бы одна профессия рабочего или должность служащего. Частью 1 статьи 76 Закона об образовании предусмотрено, что дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Согласно части 4 указанной нормы программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (часть 5 статьи 76 Закона об образовании). В силу части 3 статьи 76 Закона об образовании к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: - лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; - лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. С учетом изложенных норм, данные программы отличаются как по своей направленности и содержанию, так и по контингенту обучающихся. Как установлено судом, в соответствии с пунктом 2.1 Программы повышения квалификации «Оператор беспилотного летательного аппарата» (разработанной Обществом и утвержденной 06.09.2023, далее - Программа от 06.09.2023) обучение по программе обеспечивает получение теоретических знаний и практических навыков по эксплуатации БПЛА, истории создания БПЛА, классификации БПЛА, законодательному регулированию применения БПЛА, обнаружению и основам аэродинамики БПЛА, устройству квадрокоптера и основам авиационной метеорологии. Цель проведения подготовки при реализации данной программы подготовка, формирование и совершенствование компетенций в области технической и летной эксплуатации беспилотных летательных аппаратов. При этом, предусмотрены требования к уровню подготовки слушателей, необходимому для освоения программы: - лица, имеющие среднее профессиональное и(или) высшее образование: - лица, получающие среднее профессиональное и/или высшее образование (пункт 2.2.1 Программы от 06.09.2023). Аналогичные требования к уровню подготовки слушателей, необходимому для освоения программы содержит пункт 2.2.1. Программы повышения квалификации «Оператор беспилотного летательного аппарата» (разработанной Обществом и утвержденной 07.08.2024; далее - Программа от 07.08.2024): - лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование; - лица, получающие среднее профессиональное или высшее образование. Согласно пунктам 2.2.2 указанных Программ: и та и другая предназначены для персонала, ответственного за обеспечение полетов и управления БПЛА. Упомянутыми Программами (пункты 2.2.7) предусмотрены порядок и формы промежуточной и/или итоговой оценки знаний. Так в Программах предусмотрены 2 вида оценки качества освоения программы: промежуточный и итоговый контроли. Промежуточный контроль успеваемости осуществляется в виде тестирования выполнения практического задания в СДО и слушатель допускается до освоения каждого модуля программы при успешной сдаче промежуточного контроля. К итоговому контролю допускаются слушатели, которые показали явку на занятия, в том числе в системе СДО в полном объеме, а также успешно сдали все промежуточные тестирования. Итоговый контроль осуществляется в виде тестирования/выполнения практического задания в СДО. При неудачной попытке сдачи итогового контроля, повторная его сдача возможна не ранее, чем на следующий рабочий день после предыдущей сдачи. Апелляционный суд пришел к выводу, что разработанный Обществом Порядок и формы промежуточной и итоговой аттестации соответствует положению части 14 статьи 76 Закона об образовании, согласно которой освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. В то время как, в силу статьи 73 Закона об образовании профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Федеральный закон не предъявляет никаких требований к уровню образования, которое должно быть у лица, обучающегося по программам профессионального обучения. При реализации программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих необходимо только, чтобы у данного лица уже была хотя бы одна профессия рабочего или должность служащего. Материалами дела подтверждается, что все обучающиеся по Программам лица уже имели высшее или среднее профессиональное образование до начала обучения. Таким образом, следует признать, что Программы, разработанные и реализуемые Обществом, направлены на повышение квалификации операторов беспилотных летательных аппаратов, а не на обучение с нуля или получение новой квалификации. В Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367 есть профессия код 25331 «Оператор наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом», а в Перечне профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденным приказом Министерства просвещения России от 14.07.2023 № 534 содержится профессия порядковый № 4113 «Оператор беспилотных авиационных систем (с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее)». Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.09.2022 № 526н утвержден профессиональный стандарт «Специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее» (далее - Профстандарт). Апелляционный суд проанализировав трудовые функции и необходимые умения специалиста входящие в Профстандарт: подготовка к полетам беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее; Управление (контроль) полетом одного судна или нескольких беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее; Техническое обслуживание беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее; Ремонт беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее; Использование специализированных цифровых платформ полетно-информационного обслуживания и сервисов цифрового журналирования операций; анализ метеорологической, орнитологической и аэронавигационной обстановки; Использование специального программного обеспечения для составления программы полета и ввода ее в бортовой навигационный комплекс (автопилот) (при наличии) беспилотного воздушного судна; Составление полетного задания и плана полета; Оценка технического состояния и готовности к использованию беспилотной авиационной системы; Оформление полетной и технической документации; при обязательности изучения Правил и порядка, установленные воздушным законодательством Российской Федерации, получения разрешения на использование воздушного пространства (в том числе при выполнении полетов над населенными пунктами, при выполнении авиационных работ); Нормативных правовых актов об установлении запретных зон и зон ограничения полетов; порядок получения информации о запретных зонах и зонах ограничения полетов; Нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и выполнение полетов беспилотным воздушным судном; Порядка организации и выполнения полетов беспилотным воздушным судном в сегрегированном воздушном пространстве; Основ воздушной навигации, аэродинамики и метеорологии в объеме, необходимом для подготовки и выполнения полета беспилотным воздушным судном максимальной взлетной массой до 10 килограммов в ожидаемых условиях эксплуатации; Требований эксплуатационной документации; Летно-технических характеристик беспилотной авиационной системы и влияния на них эксплуатационных факторов; Порядка планирования полета беспилотного воздушного судна и построения маршрута полета; Порядка подготовки программы полета и загрузки ее в бортовой навигационный комплекс (автопилот) (при наличии) беспилотного воздушного судна; Специализированных цифровых платформ полетно-информационного обслуживания и сервисов цифрового журналирования операций; Порядка проведения предполетной подготовки беспилотной авиационной системы и ее элементов; Правил ведения и оформления полетной и технической документации, требований к ведению и оформлению полетной и технической документации, в том числе в цифровом виде с использованием специализированных сервисов, пришел к выводу, что Программы, реализуемые Обществом, не подразумевают обучению абитуриентов трудовым функциям, умениям и знаниям, указанным в Профстандарте. Суд также учел, что по результатам обучения Общество выдает прошедшим его лицам Удостоверения о повышении квалификации по курсу дополнительной профессиональной программы повышения квалификации (том дела 1; листы 102, 103). Означенные обстоятельства позволили суду счесть, что в действиях Общества отсутствует состав инкриминируемого ему деяния, поскольку Общество не осуществляет профессиональное обучение для которого требуется дополнительная лицензия, а разработанные и утвержденные Обществом Программы повышения квалификации от 06.09.2023 и 07.08.2024, являются частью дополнительного профессионального образования, а не профессионального обучения. Как следствие, Общество осуществляет образовательную деятельность в соответствии с выданной ему лицензией № 3155 серии 78Л03 № 0001953. Поскольку постановление суда апелляционной инстанции основано на правильном применении норм права и выводах, соответствующих фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы. Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2025 по делу № А56-128424/2024 оставить без изменения, кассационную жалобу Санкт-Петербургской транспортной прокуратуры - без удовлетворения.
|