Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Гарантия-Плюс» Береснева Д.С. (доверенность от 09.01.2025), Вивальнюк М.В. (доверенность от 09.01.2025), рассмотрев 11.08.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Гарантия-Плюс» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.12.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2025 по делу № А26-3198/2024, у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Гарантия-Плюс», адрес: 185001, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Советская ул., д. 31, пом. 15, ОГРН 1051000005759, ИНН 1001161531 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Фридриха Энгельса, д. 4, ОГРН 1091001011265, ИНН 1001225288 (далее - Комитет), от 05.02.2024 № ЛК 130/067/030. Решением суда первой инстанции от 24.12.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.03.2025, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано. В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять по делу новый - об удовлетворении заявления. Податель жалобы указывает, что оспариваемое предписание является незаконным, неисполнимым и нарушает права и законные интересы Общества. Заявитель утверждает, что устранить повреждения балконной плиты возможно исключительно путем проведения капитального ремонта. В судебном заседании представители Общества поддержали доводы кассационной жалобы, настаивали на ее удовлетворении. В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Комитета, извещенного надлежащим образом о времени и месте ее рассмотрения. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с реестром лицензий Республики Карелия многоквартирный дом № 2 по ул. Кутузова в г. Петрозаводске с 22.06.2015 находятся под управлением Общества. В связи с обращением гражданина, проживающего в МКД, на основании решения от 28.12.2023 № ЛК 130/Р/450 Комитетом в отношении Общества проведена внеплановая проверка, о чем составлен акт документарной проверки от 05.02.2024 № ЛК 130/А/450. В ходе проверки административным органом обнаружены нарушения обязательных требований предусмотренных подпунктами "а", "б", "г", "е" пункта 10, подпунктами "а", "в", "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), частью 2.3 статьи 161, частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктами 1.8., 4.2.4.2, 4.2.4.3, 4.2.3.1, 4.2.1.5, 2.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, пунктом 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (далее - Минимальный перечень), и выразившиеся в необеспечении восстановления целостности железобетонных балконных плит, относящихся к жилому помещению № 55 МКД, необеспечении безопасных условия проживающих в МКД и находящихся людей вблизи МКД, в том числе путем закрытия и опломбировки балконов, расположенных под балконами квартиры № 55 МКД, проведения охранных работ в районе балконов квартиры № 55 МКД до выполнения работ по их ремонту. В связи с выявленными нарушениями Обществу выдано предписание от 05.02.2024 № ЛК 130/067/030, согласно которому в течение 30 рабочих дней с момента получения предписания надлежит обеспечить восстановление целостности железобетонных балконных плит, относящихся к жилому помещению № 55 МКД (пункт 1); в течение 3 рабочих дней со дня получения предписания обеспечить безопасные условия людей, проживающих и находящихся вблизи МКД, в том числе закрытия и опломбировки балконов на 4 этаже МКД, расположенных под балконами квартиры 55 МКД, проведения охранных работ в районе балконов квартиры № 55 МКД, до выполнения работ согласно пункту 1 предписания (пункт 2). Общество, полагая, что предписание является незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным. Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно руководствовались следующим. В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. В части 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Пунктом 42 Правил № 491 установлено, что управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором. Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома (подпункты "а", "б", "г", "е" пункта 10 Правил № 491). Требования, порядок обслуживания и ремонт жилищного фонда установлены Правилами № 170, которые изданы с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда. В соответствии с пунктом 4.2.4.2 Правил № 170 при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. С целью предотвращения разрушения краев балконной (лоджии) плиты или трещин между балконной (лоджии) плитой и стенами из-за попадания атмосферной влаги металлический слив должен устанавливаться в паз коробки, ширина его должна быть не менее 1,5 толщины плиты и он должен быть заведен под гидроизоляционный слой. Уклон балконной (лоджии) плиты должен быть не менее 3% от стен здания с организацией отвода воды металлическим фартуком или зажелезненной плитой с капельником с выносом не менее 3-5 см, в торце слив должен быть заделан в тело панели. В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту. Факт несоблюдения Обществом указанных требований установлен судами, подтвержден материалами дела и по существу заявителем не оспаривается. Необеспечение исправного технического состояния балконных плит квартиры № 55 МКД на протяжении длительного периода времени, в том числе, подтверждается сведениями и документами, представленными самой управляющей организацией в рамках проверки и в ответ на предписание. Будучи фактически осведомленным о техническом состоянии общего имущества МКД Общество только в 2024 году обеспечило изготовление проекта оценки технического состояния балконов квартиры № 55 МКД. Меры, направленные непосредственно на восстановление балконных плит, до настоящего времени не приняты. Общество, со ссылкой Оценку технического состояния балконов (проектная документация) от 15.02.2024 № 2-1/2024, считает, что выполнение работ по восстановлению работоспособности двух железобетонных плит относится к капитальному ремонту, проведение работ по восстановлению работоспособности эксплуатации балконных плит без демонтажа невозможна, при этом демонтажу подлежат балконные плиты жилых помещений с первого по пятый этаж с устройством приставных лоджий. Между тем, устранение выявленных нарушений является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, носит обязательный характер и направлено на поддержание технического состояния дома в соответствии с обязательными требованиями действующего законодательства. В рассматриваемом случае Общество, являясь управляющей организацией многоквартирного дома, приняло на себя обязательства по содержанию и ремонту дома, что предусматривает обязанность производить весь комплекс работ для поддержания имущества в исправном состоянии. Поскольку балконные плиты входят в состав общего имущества дома, ответственность за надлежащее содержание которых несет управляющая организация, возложение на Общество обязанности выполнить ремонт, не допуская дальнейшего развития повреждений, является правомерным. Выявленные нарушения представляют существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, поскольку создают угрозу безопасности жизни и здоровью людей. Доводы кассатора о неисполнимости требований Комитета, установленных предписанием, судами правомерно отклонены, поскольку объективная невозможность исполнения предписания заявителем не подтверждена; оспариваемое предписание не устанавливает обязанность Общества самостоятельно провести капитальный ремонт балконных плит МКД. При таких обстоятельствах, суды справедливо заключили, что оспариваемое предписание соответствует нормам законодательства, выдано Комитетом в пределах предоставленных полномочий и при наличии достаточных фактических оснований. Оснований не согласиться с приведенными выводами судов у кассационной инстанции не имеется. Доводы кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права применительно к обстоятельствам спора, не содержат фактов, которые не были учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов. Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.12.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2025 по делу № А26-3198/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Гарантия-Плюс» - без удовлетворения.
|