Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Бобарыкиной О.А. и Жуковой Т.В., при участии от акционерного общества «Росатом Энергосбыт» Александровой Н.Б. (доверенность от 08.08.2024), рассмотрев 27.08.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Росатом Энергосбыт» на решение Арбитражного суда Тверской области от 04.02.2025 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2025 по делу № А66-14232/2024, у с т а н о в и л:
Муниципальное унитарное предприятие «Городское тепло», адрес: 172111, Тверская обл., г. Кувшиново, ул. Степана Разина, д. 3, пом. 21, ОГРН 1076915001415, ИНН 6929004587 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к акционерному обществу «Росатом Энергосбыт», адрес: 115432, Москва, Проектируемый 4062-й проезд, д. 6, стр. 25, ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075 (до 02.06.2025 - акционерное общество «АтомЭнергоСбыт», далее - Общество), и после уточнения требований просило признать незаконными уведомления от 24.04.2024 № 850163, от 26.07.2024 № 34 и от 13.08.2024 № 69-13.08-115-исх. о введении ограничения режима потребления электроэнергии (далее - Уведомления). К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество «Россети Центр», адрес: 119017, Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15, ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107. Решением суда от 04.02.2025, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционный суда от 25.04.2025, требования Предприятия удовлетворены: Уведомления признаны незаконными. В кассационной жалобе Общество просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске. Податель жалобы указывает на правомерность его действий по направлению в адрес Предприятия уведомлений о введении ограничения режима потребления электроэнергии в связи с наличием у последнего задолженности по договору энергоснабжения. Введение гарантирующим поставщиком ограничения режима потребления электроэнергии, в том числе в отношении истца как социально значимого предприятия, регламентировано Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Правила № 442), и является мерой воздействия гарантирующего поставщика на потребителя, не исполняющего свои обязанности по оплате потребленной электроэнергии. Общество отмечает, что направление гарантирующим поставщиком уведомлений о введении ограничения режима потребления электроэнергии в отношении потребителя, ограничение в поставке электроэнергии которому повлечет экономические, экологические и социальные последствия, создает для последнего обязанности, установленные пунктом 16(1) Правил № 442. По мнению ответчика, доказательства нарушения Обществом действующего законодательства при направлении Уведомлений в адрес Предприятия отсутствуют. Отзыв на кассационную жалобу не представлен. В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить ее без удовлетворения. В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в жалобе. Остальные участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, в соответствии с договором энергоснабжения от 01.10.2021 № 6970100366 (далее - Договор) Общество (гарантирующий поставщик) обязалось осуществлять продажу электрической энергии (мощности), самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать Предприятию (потребителю) услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителя, а потребитель обязался оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных Договором и нормами действующего законодательства. Объектами электропотребления по Договору являются в числе прочего газовые котельные в г. Кувшиново Тверской области (Приложение №1). Предприятие является теплоснабжающей организацией, вырабатывает и отпускает тепловую энергию населению, социальным объектам, другим потребителям. Стоимость и порядок расчетов за электрическую энергию согласованы сторонами в разделе 5 Договора. Гарантирующий поставщик свои обязательства по Договору исполняет надлежащим образом, поставляя ответчику электрическую энергию, тогда как Предприятие оплату поставленного ресурса своевременно и в полном объеме не производит. В пункте 2.2.1 Договора установлено право гарантирующего поставщика в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством, инициировать в отношении ответчика полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии. В связи с наличием у Предприятия 823 291 руб. 91 коп. задолженности по оплате электрической энергии, Общество уведомлением от 24.04.2024 № 850163 сообщило потребителю, что в случае неоплаты долга в срок до 27.04.2024 потребитель обязан не позднее 03.05.2024 самостоятельно ввести полное ограничение режима потребления электроэнергии по всем точкам поставки путем отключения своих электроустановок, о чем сообщить гарантирующему поставщику. В письме от 02.05.2024 № 99 потребитель сообщил Обществу, что считает уведомление от 24.04.2024 № 850163 незаконным, поскольку Предприятие относится к категории потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям. Предприятие задолженность не погасило, в связи с чем 21.05.2024 Общество полностью ограничило подачу электроэнергии на газовые котельные № 1 и № 2, что подтверждается актом о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 21.05.2024 № 139. В дальнейшем Общество в уведомлении от 26.07.2024 № 34 просило Предприятие погасить задолженность по Договору, а в случае неоплаты - самостоятельно ввести частичное ограничение режима потребления электроэнергии до уровня технологической, а затем аварийной брони, а также уведомить Общество о готовности к введению полного ограничения режима потребления. В письме от 05.08.2024 № 239 Предприятие сообщило Обществу о неготовности эксплуатируемых энергопринимающих устройств и объектов электроэнергии к введению частичного или полного ограничения режима потребления электроэнергии. Уведомлением от 13.08.2024 № 69-13.08-115-исх Общество сообщило Предприятию об обязанности представить план мероприятий по обеспечению готовности к введению режима ограничения; предупредило, что невыполнение требований о самостоятельном ограничении режима потребления, а также невыполнение мероприятий по обеспечению готовности к полному ограничению режима потребления электроэнергии влечет наложение административного штрафа на должностных лиц. Ссылаясь на незаконность Уведомлений, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Суд первой инстанции, признав требования истца обоснованными, удовлетворил иск Предприятия. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции. Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы Общества, суд кассационной инстанции приходит к следующему. Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Пункт 3 статьи 539 ГК РФ определяет, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным названным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. Порядок и основания ограничения режима потребления электрической энергии путем сокращения объемов или временного прекращения подачи энергии установлены пунктами 2 и 3 статьи 546 ГК РФ. Отношения сторон в рамках процедуры введения ограничения регулируются Правилами № 442. В соответствии с абзацем вторым подпункта «б» пункта 2 Правил № 442 ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении потребителем своих обязательств, выразившемся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности). Согласно пункту 4 Правил № 442 ограничение режима потребления вводится по инициативе гарантирующего поставщика, с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и четвертом подпункта «б» пункта 2 Правил № 442. Направление потребителю уведомления о введении ограничения режима потребления является неотъемлемым этапом процедуры введения ограничения режима потребления. Его получение потребителем влечет для потребителя обязанность самостоятельно произвести ограничение режима потребления своими энергопринимающими устройствами либо претерпеть последствия введения соответствующего ограничения исполнителем в виде временного прекращения энергоснабжения объекта. При этом названные правовые последствия наступают независимо от признания или непризнания потребителем задолженности, указанной в уведомлении о введении ограничения режима потребления (пункты 7, 8, 10, 18 Правил № 442). Учитывая заинтересованность потребителя в получении ресурса и определении объема своих обязательств перед гарантирующим поставщиком, потребитель в порядке статьи 12 ГК РФ вправе обратиться в суд с иском о признании незаконными действий гарантирующего поставщика по направлению уведомления о введении ограничения режима потребления. Основанием для направления Уведомлений послужило наличие у Предприятия задолженности за электроэнергию, потребленную по Договору. В обоснование иска Предприятие указало на незаконность действий Общества по направлению Уведомлений в отношении объектов (газовые котельные), обеспечивающих снабжение социально значимых объектов тепловой энергией. В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» потребители электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязаны согласовать технологическую и (или) аварийную броню. Общество не оспаривает, что Предприятие является потребителем данной категории. В силу пункта 14(2) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, при осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств заявителей, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям и категории которых определены в приложении к Правилам № 442, является обязательным составление акта согласования технологической и (или) аварийной брони. Порядок согласования потребителем и сетевой организацией технологической и (или) аварийной брони регламентирован в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861. Таким образом, режим потребления электрической энергии потребителей, перечисленных в приложении к Правилам № 442, может быть ограничен только до уровня согласованной аварийной брони. Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие согласование между потребителем и сетевой организацией величины аварийной брони. В этом случае гарантирующий поставщик не вправе самостоятельно определять уровень аварийной брони либо применять ограничение потребления электроэнергии произвольно, без учета статуса потребителя. Кроме того, в данном случае на Предприятие возложены функции единой теплоснабжающей организации. Посредством спорных котельных Предприятие осуществляет поставку тепловой энергии на социальные объекты, а также населению, проживающему в многоквартирных жилых домах. Поэтому при введении режима полного или частичного ограничения режима потребления электроэнергии, как верно указали суды, необходимо учитывать положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354). Проанализировав положения пункта 4 статьи 3 ЖК РФ, подпункта «в» пункта 3, пунктов 121, 122 Правил № 354, суды пришли к выводу о том, что действия Общества по направлению Предприятию уведомлений о введении ограничения электроснабжения создают угрозу нарушения прав добросовестных абонентов (граждан) на получение соответствующих коммунальных услуг. Ограничение поставки электроэнергии на котельные приводит к прекращению со стороны Предприятия теплоснабжения жилищного фонда, социально-значимых и иных объектов, и, как следствие, является нарушением прав и законных интересов потребителей данной коммунальной услуги, в том числе граждан - жителей многоквартирных жилых домов, добросовестно оплачивающих данные услуги. Граждане, потребляющие тепловую энергию для бытовых нужд, относятся к потребителям, не подлежащим отключению в безусловном порядке. Кроме того, приостановление или ограничение подачи тепловой энергии не должно нарушать права и законные интересы других потребителей, которые своевременно оплачивают ресурс. При таких обстоятельствах направление Обществом Уведомлений о применении к объектам Предприятия ограничения режима потребления электрической энергии суды признали неправомерным. Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Судами правильно применены нормы материального и процессуального права. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Тверской области от 04.02.2025 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2025 по делу № А66-14232/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества «Росатом Энергосбыт» - без удовлетворения.
|