Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Бобарыкиной О.А. и Жуковой Т.В., при участии от Совета депутатов муниципального образования «Светогорское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области Кононовой И.А. (доверенность от 09.01.2025), от Администрации муниципального образования «Светогорское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области Кононовой И.А. (доверенность от 09.01.2025), от акционерного общества «Выборгтеплоэнерго» Васильевой О.А. (доверенность от 09.01.2025), рассмотрев 27.08.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.12.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2025 по делу № А56-16581/2024, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство», адрес: 188990, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Светогорск, Рощинская ул., д. 2, ОГРН 1034700875681, ИНН 4704026517 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными: - пунктов 1.1 и 1.2 решения от 07.12.2023 № 35 «О теплоснабжении в муниципальном образовании» (далее - Решение № 35), принятого Советом депутатов муниципального образования «Светогорское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области, адрес: 188992, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Светогорск, ул. Победы, д. 22, ОГРН 1054700190313, ИНН 4704063565 (далее - Совет депутатов); - пунктов 1, 2 и 4 постановления от 19.12.2023 № 557 «Об определении единой теплоснабжающей организации в сфере теплоснабжения МО «Светогорское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области» (далее - Постановление № 557), принятого Администрацией муниципального образования «Светогорское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области, адрес: 188992, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Светогорск, ул. Победы, д. 22, ОГРН 1054700191370, ИНН 4704063734 (далее - Администрация); - постановления Администрации от 26.12.2023 № 574 «О внесении изменений в постановление администрации МО «Светогорское городское поселение» от 19.12.2023 № 557 «Об определении единой теплоснабжающей организации в сфере теплоснабжения МО «Светогорское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области»» (далее - Постановление № 574). Определением суда от 14.05.2024 к участию в деле заинтересованным лицом привлечено акционерное общество «Выборгтеплоэнерго», адрес: 188800, Ленинградская обл., г Выборг, ул. Сухова, д. 2, ОГРН 1054700176893, ИНН 4704062064 (далее - общество «Выборгтеплоэнерго»). Решением суда от 07.12.2024, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2025, Обществу отказано в удовлетворении заявления. В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить постановление апелляционного суда и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы полагает, что пункты 1.1 и 1.2 Решения № 35, принятого Советом депутатов, незаконно возлагают на главу Администрации обязанность заключить с обществом «Выборгтеплоэнерго» договор аренды муниципального имущества. Общество считает незаконными пункты 1, 2 и 4 Постановления № 557 и постановление Администрации от 26.12.2023 № 574, так как передача объектов теплоснабжения обществу «Выбогтеплоэнерго» должна была осуществляться путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, в котором Общество намеревалось принять участие. В судебном заседании представители Совета депутатов, Администрации и общества «Выборгтеплоэнерго» просили оставить жалобу без удовлетворения. Общество уведомлено о месте и времени рассмотрения дела, однако представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие. Законность решения и постановления апелляционного суда проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, по договору аренды от 01.04.2013 № К-5085 (далее - Договор № К-5085) муниципальное образование передало Обществу во временное пользование за плату одноэтажное здание котельной с оборудованием общей площадью 132,9 кв.м (инв. № 3130-Б, условный номер 47-47-15/014/2012-126) по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, пгт. Лесогорский, ул. Советов, д. 7, в соответствии с прилагаемым к договору перечнем оборудования, поименованным в приложении № 2.1. Срок аренды (в редакции дополнительного соглашения от 09.12.2020 к договору) установлен до 01.04.2023. Названное имущество по акту от 01.04.2013 приема-передачи передано Обществу с целевым назначением - для предоставления услуг по теплоснабжению. Согласно пункту 2.2.10 Договора № К-5085 в течение пяти дней с момента окончания или досрочного расторжения названного Договора арендатор обязан передать помещение арендодателю в состоянии и комплектности, в котором оно было передано, с учетом нормативного износа, произведенных перепланировок и улучшений, неотделимых без вреда для помещений, по передаточному акту. Вследствие истечения срока действия Договора № К-5085 арендодателем в присутствии представителя арендатора по результатам осмотра имущества составлен передаточный акт от 18.09.2023, в котором указано на передачу арендодателю комплектов ключей от котельной и поименованы существенные недостатки имущества, препятствующие его нормальному использованию по целевому назначению. Представитель Общества указанный акт подписывать отказался. В дальнейшем имущество, поименованное в Договоре № К-5085, с 01.12.2023 передано в аренду обществу «Выбогтеплоэнерго». На основании договора аренды от 10.10.2011 № 142/2011 (далее - Договор № 142/2011 в редакции дополнительных соглашений) и по акту приема-передачи от 10.10.2011 находящееся в собственности муниципального образования имущество (здание блок-модульной котельной, кадастровый номер 47-47-15/063/2010-073, общей площадью 96,3 кв.м, расположенное по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, пгт. Лесогорский-1, системы коммунальной инфраструктуры (участки тепловых и магистральных тепловых сетей)) передано Администрацией (арендодателем) арендатору (Обществу) во временное владение и пользование за плату сроком до 31.12.2023, с целевым назначением: эксплуатация для производства, передачи товаров (оказания услуг) для обеспечения теплоснабжения. Администрация 25.07.2023 направила в адрес Общества предупреждение № 01-17/2412 о необходимости исполнять эксплуатационные обязательства по Договору № 142/2011, привести арендованное имущество в надлежащее состояние, устранив повреждения имущества, или оплатить убытки в виде стоимости ремонтно-восстановительных работ; одновременно Администрация заявила о расторжении указанного Договора ввиду того, что арендатор пользуется имуществом с нарушением условий Договора, существенно ухудшает имущество. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.03.2024 по делу № А56-85308/2023 установлено, что Договор № 142/2011 в соответствии с пунктом 4 статьи 28.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ) прекратился в силу закона ввиду истечения максимального срока действия (десять лет). В то же время Администрация просила Общество продолжить эксплуатацию имущества до конца отопительного сезона зима - весна 2024 года; спорное имущество возвращено арендатором по акту от 24.05.2024. Из материалов дела следует, что 05.12.2023 в Комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области состоялось совещание по вопросу утверждения тарифов на тепловую энергию и горячую воду для потребителей на территории муниципального образования «Светогорское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области, на котором отмечена позиция Администрации об отсутствии намерений пролонгировать договорные отношения с Обществом, указано на невозможность в связи с этим установления для Общества тарифов. С целью недопущения срыва отопительного сезона Администрации рекомендовано осуществить передачу муниципального имущества иной организации (обществу «Выборгтеплоэнерго»), рассмотреть вопрос о назначении новой единой теплоснабжающей организации. В целях обеспечения населения бесперебойным теплоснабжением в 2024 году, обеспечения надежности теплоснабжения, безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, недопущения срыва отопительного сезона и возникновения чрезвычайной ситуации, в связи с прекращением Договора № 142/2011, Решением № 35 Совет депутатов поручил главе Администрации в срок до 15.12.2023 заключить с обществом «Выборгтеплоэнерго» договор аренды муниципального имущества - систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, используемых в целях теплоснабжения, с 01.01.2014 сроком на 11 месяцев (пункт 1.1), а также в срок с 20.12.2023 по 31.12.2023 обеспечить приемку муниципального имущества - систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства муниципального образования, используемых в целях теплоснабжения, от Общества (пункт 1.2). На внеочередном заседании комиссии муниципального образования по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, состоявшемся 15.12.2023, в результате обсуждения вопросов, связанных с прекращением договорных отношений с Обществом, принятием Советом депутатов Решения № 35, а также в связи с необходимостью обеспечения населения муниципального образования бесперебойным теплоснабжением с 01.01.2024 в целях недопущения срыва отопительного сезона, ситуация признана предрасположенной к чрезвычайной ситуации. Постановлением № 557 (в редакции Постановления № 574) с 01.01.2024 статус единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения в границах г. Светогорска, гп. Лесогорский ул. Советов, 7, д. Лосево муниципального образования «Светогорское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области присвоен обществу «Выборгтеплоэнерго» как организации, владеющей в соответствующей зоне деятельности объектами теплоснабжения (пункт 1); в пункте 2 установлены границы зоны деятельности (границы системы теплоснабжения) единой теплоснабжающей организации: тепловые сети в г. Светогорске, котельная ул. Советов, 7, с присоединенными к ней тепловыми сетями в гп. Лесогорский, тепловые сети д. Лосево; постановление Администрации от 31.03.2016 № 147 признано утратившим силу 31.12.2023 в части определения единой теплоснабжающей организации в границах зоны деятельности: тепловые сети в г. Светогорске, котельная ул. Советов, 7, с присоединенными к ней тепловыми сетями в гп. Лесогорский, тепловые сети д. Лосево (пункт 4). Общество, считая незаконными Решение № 35, пункты 1, 2 и 4 Постановления № 557 (в редакции Постановления № 574), обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Общество считает, что указанными ненормативными актами нарушены его права, так как оно утратило возможность получать плату за оказываемые услуги; единая теплоснабжающая организация была назначена без проведения конкурсных процедур, в которых Общество могло бы принять участие. Суды отказали в удовлетворении заявления, не найдя оснований для признания недействительными указанных актов. Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы Общества, кассационная инстанция приходит к следующему. По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Правовые основы отношений в сфере теплоснабжения, полномочия органов власти на регулирование этих отношений установлены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), Законом № 190-ФЗ. В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование либо во временное пользование. Договор аренды заключается на срок, определенный договором (пункт 1 статьи 610 ГК РФ). В силу пункта 3 статьи 610 ГК РФ законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. В этих случаях, если срок аренды в договоре не определен и ни одна из сторон не отказалась от договора до истечения предельного срока, установленного законом, договор по истечении предельного срока прекращается. Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному. Согласно статье 28.2 Закона № 190-ФЗ по договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, арендодатель обязуется предоставить арендатору данные объекты теплоснабжения за плату во временное владение и в пользование или во временное пользование. В силу пункта 4 статьи 28.2 Закона № 190-ФЗ срок договора аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть более чем десять лет. Соответственно, Договор № К-5085 и Договор № 142/2011 прекратили свое действие в 2023 году. Обстоятельство прекращения действия Договора № 142/2011 установлено в том числе решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.03.2024 по делу № А56-85308/2023, имеющим преюдициальное значение для настоящего спора. При таких обстоятельствах суды верно установили, что правовые основания для владения арендованным имуществом, равно как и основания осуществления деятельности по оказанию услуг теплоснабжения для населения у Общества прекратились. В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского, сельского поселения. В соответствии с частями 1, 3 статьи 22 Устава муниципального образования «Светогорское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области Совет депутатов - представительный орган местного самоуправления, представляющий интересы населения муниципального образования, принимающий от имени населения решения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, Ленинградской области и Уставом Муниципального образования. Частью 1 статьи 60 Устава определено, что в систему муниципальных актов муниципального образования включаются, среди прочих, решения совета депутатов. В соответствии с частью 3 указанной статьи Устава муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Принятое Советом депутатов Решение № 35 не входит в разрез с компетенцией этого органа, является выражением озабоченности представительного органа власти вопросом обеспечения населения непрерывным бесперебойным теплоснабжением. Оспариваемыми пунктами 1.1 и 1.2 Решения № 35 права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности не нарушены, а потому оснований для признания спорных положений незаконными суды не усмотрели. Пунктами 1, 2 и 4 Постановления № 557 (в редакции Постановления № 574) обществу «Выборгтеплоэнерго» с 01.01.2024 присвоен статус единой теплоснабжающей организации, установлены границы зоны деятельности, признано утратившим силу ранее принятое постановление о наделении Общества статусом единой теплоснабжающей организации. Критерии, порядок присвоения статуса единой теплоснабжающей организации и требования к ее деятельности приведены в разделе II Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 (далее - Правила № 808). Присвоение статуса единой теплоснабжающей организации относится к компетенции Администрации (пункт 3 Правил № 808). Проанализировав положения Правил № 808 и представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о том, что общество «Выборгтеплоэнерго» соответствовало критериям присвоения статуса единой теплоснабжающей организации, приведенным в пункте 7 Правил № 808. Кассационная инстанция оснований для иных выводов в данной части не находит. Организация может лишиться статуса единой теплоснабжающей организации в том числе в случае прекращения права собственности или владения имуществом, указанным в абзаце втором пункта 7 Правил № 808, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (абзац пятый пункта 13 Правил № 808). Поскольку Общество после прекращения договоров аренды муниципального имущества, используемого при оказании услуг теплоснабжения, перестало отвечать требованиям, предъявляемым к единой теплоснабжающей организации, оно не могло претендовать на получение статуса единой теплоснабжающей организации. В связи с изложенным суды пришли к выводу об отсутствии у Общества нарушенного права и невозможности его восстановления избранным им способом. Довод Общества о том, что оно зимой - весной 2024 года продолжало эксплуатировать имущество, полученное по Договору № 142/2011, и поставлять тепловую энергию потребителям, кассационная инстанция отклоняет. В этом случае Общество вправе защитить свои права иным способом, предусмотренным действующим законодательством. Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судами не допущено. В связи с этим основания для отмены решения и постановления и удовлетворения кассационной жалобы Общества отсутствуют. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.12.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2025 по делу № А56-16581/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство» - без удовлетворения.
|