Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Лущаева С.В., Родина Ю.А., при участии от Администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области Яковлевой Н.С. (доверенность от 04.08.2025), от Комитета по строительству Ленинградской области Агаповой А.В. (доверенность от 09.01.2025), рассмотрев 27.08.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2025 по делу № А56-71201/2024, у с т а н о в и л:
Комитет по строительству Ленинградской области, адрес: 191028, г.Санкт-Петербург, вн.тер.г.муниципальный округ Литейный округ, наб.реки Фонтанки, д.14, лит.А; ОГРН: 1089847177760, ИНН: 7841386725 (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с Администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области адрес: 187700, Ленинградская обл., г.Лодейное Поле, пр.Ленина, д.20; ОГРН: 1054700399379, ИНН: 4711007025 (далее - ответчик, Администрация) средств субсидии в размере 12 520 152 рублей 18 копеек, рассчитанных для возврата в областной бюджет средств в связи с недостижением целевых показателей результативности в рамках соглашения от 17.02.2020 № 1/10 о предоставлении субсидии из областного бюджета Ленинградской области бюджету Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области. Решением суда первой инстанции от 28.12.2024, исковые требования удовлетворены частично. С Администрации в пользу Комитета взысканы средства субсидии в размере 1 252 015 рублей 22 копеек, рассчитанные для возврата в областной бюджет средств в связи с недостижением целевых показателей результативности в рамках соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета Ленинградской области бюджету Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области от 17.02.2020 № 1/10. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Постановлением суда апелляционной инстанции от 18.04.2025 решение суда первой инстанции от 28.12.2024 изменено. Исковые требования Комитета удовлетворены в полном объеме. Администрация, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, в соответствии с пунктом 5.5 Правил муниципальное образование освобождается от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 5.1 настоящих Правил, при наличии документально подтвержденного наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению значений результатов использования субсидии: наличия вступившего в законную силу в году предоставления субсидии решения арбитражного суда о признании несостоятельной (банкротом) организации, деятельность которой оказывала влияние на исполнение обязательств по достижению значений результатов использования субсидии. Таким образом, Администрация полагает о наличии обстоятельств непреодолимой силы, которые предусматривают освобождение от применения мер ответственности. Администрация не могла выполнить работы в срок, поскольку у нее отсутствовали денежные средства на их реализацию. В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы жалобы, а представитель Комитета отклонил их по основаниям, изложенным в отзыве. Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, между Администрацией и Комитетом 17.02.2020 заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета Ленинградской области бюджету Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области № 1/10 (далее - Соглашение), предметом которого является предоставление из областного бюджета Ленинградской области в 2020-2022 годах бюджету муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области субсидий на строительство, реконструкцию, приобретение и пристрой объектов для организации общего образования (далее - субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными главному распорядителю как получателю средств областного бюджета Ленинградской области. Пунктам 1.2 Соглашения установлено, что субсидия предоставляется в соответствии с приложением № 1 к соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью и в целях софинансирования расходных обязательств муниципального образования. Приложение № 1 к соглашению включает сведения о мероприятиях по реконструкции здания МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 68» на 500 мест в г.Лодейное Поле под школу на 350 учащихся и центр консультирования и диагностики на 100 человек»; срок окончания реализации - 31.12.2021. В соответствии с пунктом 4.3.3 Соглашения и приложением № 2 к Соглашению Администрация должна была достигнуть значение результатов использования субсидии к 01.01.2022. В соответствии с пунктом 3.1 Соглашения субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе об областном бюджете Ленинградской области (сводной бюджетной росписи Ленинградской области) на 2023 финансовый год и плановый период 2024-2025 годов, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Главному распорядителю как получателю средств бюджета Ленинградской области на финансовый год. В соответствии с пунктом 4.3.3 Соглашения Администрация обязуется обеспечивать достижение результатов (в том числе значений результатов) использования субсидии, установленных в соответствии с приложением № 2 к настоящему Соглашению, являющимся его неотъемлемой частью и соблюдение уровня софинансирования Субсидии, в соответствии с пунктом 2.2 Соглашения. Согласно приложению № 2 результатом использования Субсидии является количество новых мест, введенных на объектах общего образования путем реализации мероприятий по строительству и реконструкции объектов (350 человек). На 01.01.2024 Администрацией не достигнуто значение результата использования субсидии, указанного в Соглашении. Пунктом 5.1 Соглашения установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательство стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и законодательством Ленинградской области. Меры ответственности за недостижение значений результатов использования субсидии предусмотрены главой 5 Правил предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета Ленинградской области, утвержденных постановлением Правительства Ленинградской области от 20.07.2016 № 257 (далее - Правила). Согласно пункту 5.1. Правил в случае недостижения муниципальным образованием значений результатов использования субсидии муниципальное образование должно перечислить в областной бюджет объем средств, определяемый по формуле: СВi = Сi x Кi x 0,1, где: СВi - объем средств, подлежащий перечислению i-м муниципальным образованием в областной бюджет; Сi - объем фактически предоставленной бюджету i-го муниципального образования субсидии в отчетном году; Кi - коэффициент степени недостижения значений результатов использования субсидии i-м муниципальным образованием. При этом общий объем средств, подлежащий возврату по отдельному виду субсидии, не может превышать пяти процентов суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования, увеличенного на сумму дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, фактически поступивших в году, в котором предоставлена субсидия. Согласно пункту 5.4 Правил объем средств, подлежащий перечислению в областной бюджет в случае недостижения значений результатов использования субсидии, рассчитывается главным распорядителем бюджетных средств и доводится до сведения муниципального образования - до 20 февраля года, следующего за отчетным финансовым годом. В случае недостижения значений результатов использования субсидий и при отсутствии оснований для освобождения муниципального образования от мер ответственности, муниципальное образование, в соответствии с пунктом 5.7 Правил, обеспечивает перечисление в областной бюджет средств в объеме, рассчитанном главным распорядителем бюджетных средств, до 01 мая 2024 года или в течение одного месяца после установленного правовым актом Правительства Ленинградской области срока достижения значений результатов использования субсидии в случае продления срока достижения значений результатов использования субсидии. Комитет на основании заявок перечислил из областного бюджета Администрации 125 201 521 рублей 79 копеек, что подтверждается платежными поручениями, представленными в материалах дела. Между сторонами 11.02.2022 подписано дополнительное соглашение к Соглашению о продлении срока достижения результатов до 01.01.2024. Согласно отчету о достижении показателей результатов использования субсидии по состоянию на 01.01.2024 значение результата использования субсидий «0» вместо планового «350». Комитет 20.02.2024 в соответствии с Правилами по предоставленным в 2023 году субсидиям из областного бюджета местным бюджетам направил, в том числе в адрес Администрации информацию: а) о достижении значений результатов использования субсидий; б) о соблюдении муниципальными образованиями фактической доли расходов бюджета муниципального образования на финансирование обязательств, софинансируемых за счет субсидии в 2023 году из областного бюджета Ленинградской области; в) об объемах средств, подлежащих возврату муниципальными образованиями в областной бюджет Ленинградской области в связи с недостижением значений результатов использования субсидий. Комитет также сообщил, что согласно пункту 5.5 Правил муниципальное образование освобождается от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 5.1. Правил, при наличии документально подтвержденного наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению значений результатов использования субсидий. Соответствующее документальное подтверждение необходимо направить в адрес Комитета не позднее 28.02.2024. Несоблюдение администрацией условий использования субсидии, предусмотренных соглашением, явилось основанием для обращения Комитета в арбитражный суд с настоящим иском. Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования частично. Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции изменил, удовлетворил исковые требования Комитета в полном объеме. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам. Обязанность обеспечения результативности и целевого характера использования бюджетных средств возложена на Администрацию как на получателя бюджетных средств. Факт нарушения Администрацией обязательств обеспечения достижения результатов (в том числе значений результатов) использования субсидии установлен в отчете об освоении субсидии по объектам, включенным в адресную инвестиционную программу за счет средств областного бюджета за декабрь 2023 года Администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области на объекте по реконструкции здания МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 68» на 500 мест в г. Лодейное Поле под школу на 350 учащихся и центр консультирования и диагностики на 100 человек». Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются. Суд первой инстанции, установив, что ответчик не исполнил предусмотренные Соглашением обязательства, пришел к выводу о наличии оснований для снижения размера подлежащих возврату денежных средств на том основании, что степень готовности объекта составила 76%, что подтверждается информацией по объекту по состоянию на 01.11.2023 (стоимость объекта по заключению экспертизы от 14.06.2024 - 557 689 930 рублей; на 01.11.2023 выполнено работ на сумму 423 805 958 рублей 47 копеек), а также о наличии объективных обстоятельств, не зависящих от действий Администрации, связанных с необходимостью заключения муниципального контракта, медленными темпами строительства, принятием решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта, оценивавшегося в судебном порядке с участием подрядчика, ООО «СтройСила», в отношении которого впоследствии возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве), а также об объективных изменениях на рынке строительных материалов и работ в 2022 году, повлекших необходимость внесения изменений в проектную и сметную документацию. Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для снижения размера подлежащих возврату денежных средств, указав, что требования Комитета основаны не на факте нецелевого использования Администрацией денежных средств, предоставленных Комитетом, а на факте недостижения результата предоставления субсидии. Из положений статей 1 и 2 БК РФ следует, что бюджетные правоотношения, в том числе, по исполнению бюджета и контролю за его исполнением, регулируются бюджетным законодательством. Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Заявленное по иску требование в указанном размере обусловлено совершением ответчиком нарушения условий Соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета на реализацию мероприятий, направленных об освоении субсидии по объектам, включенным в адресную инвестиционную программу на строительство, реконструкцию, приобретение и пристрой объектов для организации общего образования, за неиспользование субсидий в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования на соответствующий финансовый год. Правительство Ленинградской области, издавая правовой акт в виде Правил предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета, предусмотрело меры ответственности за недостижение значений результатов использования субсидии в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации. С учетом изложенного суд апелляционной инстанции правомерно взыскал с ответчика, допустившего недостижение значений результата предоставления субсидии, сумму, рассчитанную в соответствии с Правилами, не установив оснований для ее уменьшения, исходя из оценки фактических обстоятельств спора. При этом апелляционным судом верно указано, что произвольное уменьшение взыскиваемой суммы, рассчитанной в соответствии с Правилами, не обеспечивает баланс участников правоотношений и ставит одного из участников в преимущественное положение. С учетом изложенного следует признать, что суд апелляционной инстанции правильно установил обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные сторонами доказательства и дал им надлежащую правовую оценку, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права. При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2025 по делу № А56-71201/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
|