Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92



2

А56-82332/2024



78/2025-44286(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28 августа 2025 года

Дело №

А56-82332/2024

     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Карсаковой И.В., Лущаева С.В.,
     при участии от общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Дальпитерстрой» Зимина А.В. (доверенность от 01.10.2024), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Санкт-Петербургу Когана К.Л. (доверенность от 08.08.2025), Неделина А.А. (доверенность от 09.01.2025),
     рассмотрев 28.08.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Санкт-Петербургу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2025 по делу № А56-82332/2024,
     
                                                    у с т а н о в и л:
     
     Общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Дальпитерстрой», адрес: 191119, Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 64, корп. 2, лит. А, пом. 16Н, ОГРН 1157847026402, ИНН 7842021879 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными сообщений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Санкт-Петербургу, адрес: 194156, Санкт-Петербург, пр. Пархоменко, д. 13, ОГРН 1047805000253, ИНН 7802036276 (далее - Инспекция), от 15.05.2024                         № 4924221, 4924222, от 17.05.2024 № 4924224, 4926335 об исчисленных суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога, обязании Инспекции осуществить перерасчет земельного налога.
     Решением суда первой инстанции от 25.12.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
     Постановлением апелляционного суда от 29.04.2025 решение от 25.12.2024 отменено, признаны недействительными оспоренные сообщения налогового органа в части исчисления земельного налога за 2020 - 2023 годы с применением повышающих коэффициентов в значении 2 и 4, на Инспекцию возложена обязанность восстановить нарушенные права заявителя; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
     В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 29.04.2025, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
     По мнению подателя жалобы, исходя из разъяснений, данных в письмах Департамента налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации от 16.11.2023 № 03-05-04-02/109494, Федеральной налоговой службы от 16.11.2023 № БС-4-21/14484@, при исчислении земельного налога по налоговой ставке 1,5 процента в отношении спорных земельных участков применяются повышающие коэффициенты, предусмотренные пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Инспекция указывает, что из апелляционного определения Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2025 № АПЛ25-28 не следует вывод апелляционного суда о том, что повышающий коэффициент применяется только при совпадении вида разрешенного использования земельного участка с требованиями градостроительного регламента. В рассматриваемом случае земельные участки приобретены Обществом с видом разрешенного использования, в отношении которых не принимались меры по его изменению. Налоговый орган полагает, что ввиду отсутствия материально-технических возможностей для осуществления строительства на земельных участках, непринятия мер по изменению вида их разрешенного использования в целях освоения налогоплательщик злоупотребил своим правом на распоряжение участками, незаконно получил налоговые преференции.
     В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемое постановление законным и обоснованным, просит оставить его без изменения. Как указывает Общество, градостроительными регламентами, действующими в отношении исходного и нового земельных участков, осуществление индивидуального жилого строительства не отнесено к основному или вспомогательным видам их разрешенного использования, в связи с чем освоение земельных участков по направлению индивидуального жилого строительства незаконно и образует признаки самовольного строительства, закрепленные пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявитель обращает внимание на то, что повышающий коэффициент, закрепленный в пункте 15 статьи 369 НК РФ, не обладая природой финансовой санкции за не совершение действий по строительному освоению земельных участков, подлежит применению к ставке земельного налога в том случае, когда градостроительным регламентом разрешено осуществление на участке жилищного строительства. По мнению Общества, действие повышающего коэффициента допустимо лишь при наличии юридической возможности осуществления жилищного строительства.
     В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
     Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
     Как видно из материалов дела, Общество с 25.04.2019 является правообладателем земельного участка площадью 332 075+/-202 кв. м из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пос. Парголово, Пригородный, участок 8, с кадастровым номером 78:36:0013262:33, поставленного на учет 06.10.2008, разрешенное использование - для размещения индивидуального жилого дома (индивидуальных жилых домов).
     По решению Общества земельный участок был разделен, в связи с чем Общество с 24.06.2022 стало собственником 21 земельных участков из земель населенных пунктов по адресам: Санкт-Петербург, пос. Парголово, Михайловская дорога, участки 1-9, 11-16; Санкт-Петербург, пос. Парголово, дорога в Каменку, участки 18-22, с кадастровыми номерами 78:36:0013262:3810, 78:36:0013262:3811, 78:36:0013262:3812, 78:36:0013262:3813, 78:36:0013262:3814, 78:36:0013262:3815, 78:36:0013262:3816, 78:36:0013262:3817, 78:36:0013262:3818, 78:36:0013262:3819, 78:36:0013262:3820, 78:36:0013262:3821, 78:36:0013262:3822, 78:36:0013262:3823, 78:36:0013262:3824, 78:36:0013262:3825, 78:36:0013262:3826, 78:36:0013262:3827, 78:36:0013262:3828, 78:36:0013262:3829, 78:36:0013262:3830, с видом разрешенного использования «для размещения индивидуального жилого дома (индивидуальных жилых домов)».
     В адрес Общества налоговым органом были направлены сообщения от 13.10.2021 № 1215321, от 21.04.2022 № 1421741 об уплате соответственно за 2020 и 2021 годы по 9 642 432 руб. земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 78:36:0013262:33. Обществу также направлено сообщение от 04.05.2023 № 3551903 об уплате за 2022 год 4 821 216 руб. земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 78:36:0013262:33 и 6 723 890 руб. земельного участка в отношении 21 земельных участков. При исчислении земельного налога за указанные налоговые периоды по земельным участкам налоговый орган применил налоговую ставку 1,5  процента.
     В дальнейшем Инспекция направила налогоплательщику сообщения от 15.05.2024 № 4924221, 4924222, от 17.05.2024 № 4924224 с перерасчетом земельного налога за 2020 - 2022 годы. Согласно данным сообщениям сумма налога по земельному участку с кадастровым номером 78:36:0013262:33 составила по 19 284 865 руб. за 2020 и 2021 годы (с применением предусмотренного пунктом 15 статьи 396 НК РФ повышающего коэффициента 2 к ставке земельного налога 1,5 процента), 12 856 577 руб. за 2022 год (с применением предусмотренных пунктом 15 статьи 396 НК РФ повышающих коэффициентов 2 и 4 к ставке земельного налога 1,5 процента), по 21 земельному участку 13 447 782 руб. за 2022 год (с применением предусмотренного пунктом 15 статьи 396 НК РФ повышающего коэффициента 2 к ставке земельного налога 1,5 процента).
     Кроме того, Обществу направлено сообщение 17.05.2024 № 4926335 об уплате 36 594 484 руб. земельного налога за 2023 год в отношении 21 земельного участка. При исчислении земельного налога за указанный налоговый период по земельным участкам налоговый орган применил повышающий коэффициента 2 к  налоговой ставке 1,5 процента.
     Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу от 30.09.2024 № 16-15/44178@, 16-15/44182@, 16-15/44181@,            16-15/44194@ оставлены без удовлетворения жалобы Общества на сообщения об исчисленных налоговым органом суммах земельного налога от 15.05.2024             № 4924221, 4924222, от 17.05.2024 № 4924224, 4926335.
     Не согласившись с начислением земельного налога по ставке 1,5 процента с применением повышающих коэффициентов, а также с сообщениями Инспекции, Общество обратилось с арбитражный суд с настоящим заявлением. По мнению Общества, налоговый орган начислил земельный налог за 2020 - 2023 годы в завышенном размере, поскольку в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность коммерческим организациям для индивидуального жилищного строительства, облагаемых налогом по ставке 1,5 процента, не применяются коэффициенты, предусмотренные пунктом 15 статьи 396 НК РФ.
     Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходили из того, что с 2020 года сам факт принадлежности коммерческой организации земельного участка, приобретенного (предоставленного) для индивидуального жилищного строительства, исключает возможность применения пониженной налоговой ставки, предусмотренной третьим абзацем подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ; исчисление налога производится по налоговой ставки 1,5 процента с применением повышающих коэффициентов в соответствии с пунктом 15 статьи 396 НК РФ.
     Апелляционный суд отменил решение суда и признал недействительными сообщения налогового органа в части исчисления земельного налога за 2020 - 2023 годы по спорным земельным участкам с применением повышающих коэффициентов в значении 2 и 4. Суд признал правомерным исчисление налога по ставке 1,5 процента, однако установил обстоятельства, исключающие возможность применения предусмотренных пунктом 15 статьи 396 НК РФ повышающих коэффициентов к ставке земельного налога.
     Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
     В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается и вводится в действие названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.
     Объектом налогообложения по земельному налогу признаются согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог, а плательщиками - организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 НК РФ).
     В силу пункта 1 статьи 394 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности); в отношении прочих земельных участков подлежит применению налоговая ставка 1,5 процента.
     Налоговые ставки по земельному налогу Санкт-Петербурга установлены статьей 2 Закона Санкт-Петербурга от 23.11.2012 № 617-105 «О земельном налоге в Санкт-Петербурге» (далее - Закон № 617-105).
     Согласно статье 2 Закона № 617-105 с 01 января 2019 года в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности), налоговая ставка устанавливается в размере 0,01 процентов от кадастровой стоимости земельного участка; в отношении прочих земельных участков применяется налоговая ставка в размере 1,5 процента.
     Статье 2 Закона № 617-105 с 1 января 2022 года установлена налоговая ставка в размере  0,05 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и (или) объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением части земельного участка, приходящейся на объект недвижимого имущества, не относящийся к жилищному фонду и(или) к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, за исключением указанных в настоящем пункте земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности, и земельных участков, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей; 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении прочих земельных участков.
     Согласно пункту 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
     В пункте 15 статьи 396 НК РФ установлено, что в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
     В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
     Из буквального содержания абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ и пункта 15 статьи 396 НК РФ следует, что формулировки данных норм охватывают собой один и тот же перечень земельных участков и лиц, предоставляя, с одной стороны, им пониженную налоговую ставку, а с другой стороны, стимулируя на скорейшее строительство, устанавливая повышающий коэффициент (2 и 4 в зависимости от срока строительства), при этом исключая из своего регулирования земельные участки, приобретенные (предоставленные) для индивидуального жилищного строительства, используемые в предпринимательской деятельности.
     В свою очередь, применение повышающего коэффициента к ставке налога 0,3 процента является правовым последствием одного факта - отсутствия на земельном участке, приобретенном (предоставленном) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, построенного объекта недвижимости, исходя из сроков такого строительства.
     Таким образом, в случае предоставления налогоплательщику пониженной ставки в размере 0,3 процента при исчислении земельного налога, законодательство предусматривает одновременное применение в таком случае повышенного коэффициента. В ином случае, при исчислении земельного налога в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ применению подлежит ставка 1,5 процента.
     Применение повышающих коэффициентов (2 и 4) к пониженной ставке 0,3 процента при исчислении налога приводит к исчислению налога исходя из процентной доли налоговой базы (кадастровой стоимости) в размере 0,6 и 1,2 процента (соответственно), что не превышает максимально установленную ставку налога 1,5 процента.
     Применение повышенного коэффициента при исчислении налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности, то есть земельных участков, принадлежащих налогоплательщикам - коммерческим организациям, которые не вправе применять пониженную ставку налога в случаях, когда они не имеют намерения приступать к индивидуальному жилому строительству, но используют соответствующие земельные участки в своей предпринимательской деятельности как активы, рассчитывая на получение прибыли от их реализации, не соответствует пунктам 1 и 3 статьи 394 НК РФ и правилам применения повышающих коэффициентов, предусмотренным в пункте 15 статьи 396 НК РФ.
     С учетом изложенного, принимая во внимание, что налоговая льгота в виде применения налоговой ставки 0,3 процента не подлежит применению в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности, положения пункта 15 статьи 396 НК РФ к ним также применению не подлежат, в связи с чем в отношении указанных земельных участков подлежит применению ставка налога, установленная в отношении прочих земельных участков, которая не может превышать 1,5 процента.
     Применение иного подхода, то есть применение повышающих коэффициентов (2 и 4) к ставке 1,5 процента при исчислении налога фактически приведет к исчислению налога исходя из процентной доли налоговой базы (кадастровой стоимости) в размере 3 и 6 процентов (соответственно), что противоречит пункту 1 статьи 394 НК РФ.
     Таким образом, суд апелляционной инстанции, признав обоснованным применение в отношении принадлежащих Обществу земельных участков налоговой ставки 1,5 процента без учета повышающих коэффициентов, правильно применили положения статьи 394 и 396 НК в их системной связи.
     Более того, судом апелляционной инстанции установлено и Инспекцией не опровергнуто, что исходный и вновь образованные земельные участки, имеющие вид разрешенного использования «для размещения индивидуального жилого дома (индивидуальных жилых домов)», расположены в территориальной зоне ТЗЖ2, градостроительный регламент в отношении которой в течение всего периода нахождения в собственности спорных участков у Общества исключал возможность осуществления индивидуального жилищного строительства. С учетом изложенного суд пришел к обоснованному выводу, что строительство индивидуального жилого дома на спорных земельных участках было невозможно, что является объективным препятствием для освоения земельных участков и исключает применение предусмотренных пунктом 15 статьи 396 НК РФ повышающих коэффициентов к ставке земельного налога
     Доводы кассационной жалобы Инспекции выводы суда апелляционной инстанции не опровергают и фактически направлены на иную оценку установленных фактических обстоятельств, которые были надлежащим образом исследованы судом. К установленным обстоятельствам дела нормы материального права судом применены правильно.
     Поскольку выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений при рассмотрении спора не допущено, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого постановления.
     При таком положении кассационная жалоба Инспекции удовлетворению не подлежит.
     Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
     

п о с т а н о в и л :

     
     постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2025 по делу № А56-82332/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.

Председательствующий

Ю.А. Родин

Судьи

И.В. Карсакова

 С.В. Лущаев