Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2025 года. Постановление в полном объеме изготовлено 28 августа 2025 года. Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Жуковой Т.В., Михайловской Е.А., при участии от акционерного общества «Нева Энергия» Антонова Р.М. (доверенность от 08.07.2024), рассмотрев 28.08.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Бокситогорская городская жилищная управляющая организация» на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2025 по делу № А56-25154/2024, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Бокситогорская городская жилищная управляющая организация», адрес: 187650, Ленинградская область, город Бокситогорск, улица Павлова, дом 9, ОГРН 1074715001921, ИНН 4715019960 (далее - Организация), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу «Нева Энергия», адрес: 194044, Санкт-Петербург, Зеленков переулок, дом 7А, литера Б, ОГРН 1047855170164, ИНН 7802312374 (далее - Общество), о признании допущенным в коммерческую эксплуатацию установленного в блок-секции на 60 квартир в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ул. Красных Следопытов, д. 12 в г. Бокситогорске Ленинградской области, узла учета тепловой энергии (УУТЭ), состоящего из преобразователей расхода электромагнитных - ПРЭМ с заводскими номерами 338244 и 338241, датчиков температуры - КТПТР-01 и тепловычислителей - СПТ 941.10 с заводским номером 47000, а также об обязании ответчика в течение 15 рабочих дней с момента вступления в силу решения суда подписать акт допуска установленного в блок-секции на 60 квартир в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ул. Красных Следопытов, д. 12 в г. Бокситогорск Ленинградской области, УУТЭ, состоящего из преобразователей расхода электромагнитных - ПРЭМ с заводскими номерами 338244 и 338241, датчиков температуры - КТПТР-01 и тепловычислителей - СПТ 941.10 с заводским номером 47000, и направить его в адрес истца. Решением суда первой инстанции от 19.11.2024 исковые требования Организации удовлетворены. Постановлением апелляционного суда от 24.03.2025 решение от 19.11.2024 отменено, Организации в иске отказано. В кассационной жалобе Организация, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 24.03.2025 и оставить в силе решение от 19.11.2024. По мнению подателя жалобы, УУТЭ является исправным, его показания могут использоваться для определения объема тепловой энергии. Податель жалобы полагает, что срок службы расходомера не истек, поскольку расходомер прошел поверку; допуск УУТЭ в эксплуатацию при его первоначальном вводе в эксплуатацию с проверкой соответствия монтажа узла учета проектно-монтажной документации и проверка готовности узла учета к эксплуатации перед каждым отопительным сезоном являются самостоятельными видами допуска, пунктом 91 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 (далее - Правила № 1034), не предусмотрена возможность проверки проектной документации и технических условий на УУТЭ; акт от 27.10.2023 не содержит сведений, в отношении какого из входящих в состав УУТЭ прибора выявлена работа в нештатной ситуации; отсутствие результатов измерения давления в системах водяного теплоснабжения и ГВС не является нештатной ситуацией для измерения тепловой энергии и теплоносителя; демонтаж и ремонт узла учета не осуществлялись, пломбы не нарушены. В отзыве Общество просит оставить постановление от 24.03.2025 без изменения, считая его законным и обоснованным. В судебном заседании представитель Общества поддержал правовую позицию, изложенную в отзыве на кассационную жалобу. Представители Организации, надлежаще извещенной о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились. От Организации поступило письменное ходатайство от 27.08.2025 о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя и о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства - письма АО «Научно-производственная фирма «Логика» от 03.07.2025. Рассмотрев заявленное ходатайство, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что неявка представителя Организации в судебное заседание не препятствует рассмотрению кассационной жалобы, при этом основания для приобщения к материалам дела дополнительного доказательства, имеющего отношение к установлению обстоятельств по делу, отсутствуют. Как указано в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», если лицо, участвующее в деле, представило в суд кассационной инстанции дополнительные доказательства, не представленные им в суд первой, апелляционной инстанции, в том числе вместе с отзывом на кассационную жалобу, то такие доказательства судом кассационной инстанции к материалам дела не приобщаются и при необходимости возвращаются, о чем выносится определение. Законность обжалуемого постановления проверена в кассационном порядке по доводам, приведенным в кассационной жалобе Организации. Как видно из материалов дела, Организация управляет многоквартирным домом, расположенным по адресу: Ленинградская область, город Бокситогорск, улица Красных Следопытов, дом 12. Многоквартирный дом оборудован УУТЭ, состоящим из преобразователей расхода на подающей и обратной линиях типа ПРЭМ с заводскими номерами 338241 и 338244, комплекта термометров платиновых типа КТПТР-01 с заводскими номерами 18973 и 18973А и тепловычислителя типа СПТ 941.10 с заводским номером 47000 (акт ввода в эксплуатацию домового узла учета тепловой энергии от 30.12.2010). Перед началом очередных отопительных периодов 2022-2023 годов и 2023-2024 годов Организация направляла в адрес Общества, осуществляющего теплоснабжение многоквартирного дома, заявки на допуск УУТЭ к эксплуатации (письмо от 16.10.2023 № 615). По результатам проверок Общество не допустило УУТЭ в эксплуатацию. Из составленных Обществом актов допуска в коммерческую эксплуатацию узла учета тепловой энергии (УУТЭ) от 11.11.2022 и от 17.10.2023 следует, что для допуска в эксплуатацию предъявлен УУТЭ в составе преобразователей расхода на подающей и обратной линиях типа ПРЭМ с заводскими номерами 338241 и 338244, термометров типа КТПТР-01 с заводскими номерами 12822 и 12822А и тепловычислителя типа СПТ 941.10 с заводским номером 47000. Тепловычислитель СПТ 941.10 с заводским номером 47000 и преобразователи расхода на подающей и обратной линиях типа ПРЭМ с заводскими номерами 338241 и 338244 в июле и сентябре 2022 года прошли очередную поверку, что подтверждается данными Федеральной государственной информационной системы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Термометры типа КТПТР-01 в сентябре 2022 года заменены на новые. В акте от 17.10.2023 зафиксированы следующие замечания Общества к УУТЭ: 1) технологическая схема УУТЭ не соответствует схеме размещения точек измерения количества тепловой энергии и массы (объема) теплоносителя, а также его регистрируемых параметров в открытых системах теплоснабжения; 2) проект УУТЭ не содержит плана подключения потребителя к тепловой сети и схемы пломбирования средств измерения и устройств, входящих в состав УУТЭ; 3) истек 12-летний срок службы расходомера, входящего в состав УУТЭ. Полагая, что замечания Общества не свидетельствуют о выходе из строя или о неисправности УУТЭ, срок службы входящих в состав УУТЭ приборов не истек, Организация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском. Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, признав отказ Общества в допуске УУТЭ к эксплуатации неправомерным. Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал Организации в иске, сделав вывод о несоответствии УУТЭ требованиям Правил № 1034. Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы, приведенные в кассационной жалобе, не находит оснований для отмены обжалуемого постановления исходя из следующего. Согласно пункту 3 Правил № 1034 ввод в эксплуатацию узла учета - процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии. В пункте 73 Правил № 1034 определено, что перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62-72 названных Правил. Как следует из пунктов 62-72 Правил № 1034, проверка готовности узла учета после его поверки производится в порядке, установленном для ввода прибора в эксплуатацию, комиссией, которой владелец узла учета в обязательном порядке предоставляет проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, и иные документы, поименованные в пункте 64 Правил № 1034. При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя (пункт 67 Правил № 1034). В случае наличия у членов комиссии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, этот узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. В этом случае комиссией составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению. Указанный акт составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней. Повторная приемка узла учета в эксплуатацию осуществляется после полного устранения выявленных нарушений (пункт 72 Правил № 1034). В силу пункта 6 Правил № 1034 узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу указанных Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета. По истечении 3 лет со дня вступления в силу указанных Правил теплосчетчики, не отвечающие требованиям названных Правил, не могут использоваться для установки, как в новых, так и в существующих узлах учета (пункт 7 Правил № 1034). Как указано в решении Верховного Суда Российской Федерации от 06.04.2022 № АКПИ22-96, пункты 6 и 7 Правил № 1034 являются взаимодополняющими, из их содержания следует, что узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу указанных Правил, с истекшим сроком службы основных приборов учета, не могут использоваться для установки как в новых, так и в существующих узлах учета. При этом необходимость производить замену основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в узел учета, после 19.11.2016 (по истечении 3 лет со дня вступления в силу Правил), до истечения их срока службы отсутствует. При истечении срока службы основного прибора учета, входящего в состав узла учета, требуется его замена на новый, соответствующий требованиям Правил. Установив на основании акта ввода в эксплуатацию домового узла учета тепловой энергии от 30.12.2010 и паспортов средств измерений, что тепловычислитель типа СПТ 941.10 с заводским номером 47000, преобразователи расхода типа ПРЭМ с заводскими номерами 338241 и 338244 изготовлены в октябре 2010 года и приняты в эксплуатацию в декабре 2010 года, при этом срок службы тепловычислителя и преобразователей расхода составляет 12 лет, то есть до декабря 2022 года, апелляционный суд сделал вывод о том, что установленный в многоквартирном доме тепловычислитель типа СПТ 941.10 с заводским номером 47000 и преобразователи расхода типа ПРЭМ с заводскими номерами 338241 и 338244 в силу пунктов 6, 7 Правил № 1034 с 2023 года не могут быть использован для коммерческого учета тепловой энергии и подлежат замене. Пункты 6 и 7 Правил № 1034 имеют самостоятельный предмет регулирования, отличный от установленного статьей 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» требования о поверке средств измерения. Организацией не опровергнуто, что в соответствии с техническим проектом узел учета в 2010 году проектировался для открытой системы теплоснабжения, тогда как с апреля 2023 года подача в многоквартирный дом тепловой энергии осуществляется по закрытой системе (разрешение Тихвинского ОЭнН Северо-Западного управления Ростехнадзора от 26.04.2023 № 22-1294/РД на допуск в эксплуатацию реконструированных автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов). В результате в настоящее время согласованная в техническом проекте схема УУТЭ не соответствует схеме размещения точек измерения количества тепловой энергии и массы (объема) теплоносителя, а также его регистрируемых параметров для закрытых систем теплоснабжения, предусмотренной разделом 5 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя Российской Федерации от 17.03.2014 № 99/пр. Поскольку выявленные Обществом недостатки Организацией не устранены, апелляционный суд пришел к правильному выводу о недопустимости использования УУТЭ в расчетах и отказал Организации в удовлетворении иска. При таких обстоятельствах основания для отмены постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы Организации отсутствуют. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2025 по делу № А56-25154/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Бокситогорская городская жилищная управляющая организация» - без удовлетворения. |