Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2025 года. Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2025 года. Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мирошниченко В.В., судей Герасимовой Е.А., Колесниковой С.Г., рассмотрев 19.08.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда Архангельской области от 24.01.2025 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2025 по делу № А05-7502/2024,
у с т а н о в и л : В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Воловой Александры Сергеевны Федеральная налоговая служба в лице Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о включении в реестр требований кредиторов задолженности в размере 155 551 руб. 57 коп. Определением от 24.01.2025, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2025, требование уполномоченного органа признано обоснованным, задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 55 208 руб. 43 коп. включена во вторую очередь реестра требований кредиторов, а остальная сумма задолженности - в третью очередь реестра требований кредиторов. В кассационной жалобе уполномоченный орган просит определение от 24.01.2025 и постановление от 22.04.2025 отменить в части включения 2680 руб. 47 коп. страховых взносов в третью очередь реестра требований кредиторов и включить данную сумму во вторую очередь реестра требований кредиторов. Податель жалобы полагает, что судами при рассмотрении требования уполномоченного органа не учтены представленные уполномоченным органом заключение Финансового университета при Правительстве Российской Федерации от 20.05.2024 № 03653 по вопросам очередности уплаты страховых взносов на медицинское и социальное страхование по единому тарифу за период с 01.01.2023 и заключение Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова от 17.04.2024 № 1059-24/115-03 по вопросам очередности уплаты страховых взносов на медицинское и социальное страхование по единому тарифу за период с 01.01.2023, согласно которым спорные суммы подлежат учету во второй очереди реестра требований кредиторов. По мнению уполномоченного органа, все виды обязательных страховых взносов, относятся к расходам по найму рабочей силы, а в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 (далее - Обзор от 20.12.2016), на который ссылаются суды, разрешен вопрос о применении специального режима только в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку рассмотрение осуществлялось на основании действовавшего в тот период правового регулирования и сложившейся судебной практики, которая учитывала, что уплата страховых взносов регулируется разными органами и они имеют различные тарифы (ставки). В настоящее время, как полагает податель жалобы, принцип разделения страховых взносов на обособленные части не учитывает изменений в законодательстве, согласно которым начиная с 01.01.2023 страховые взносы уплачиваются в составе единого тарифа. Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы. Законность обжалуемых определения и постановления проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы. Как следует из материалов дела, определением от 26.06.2024 принято к производству заявление Воловой А.С. о признании ее несостоятельной (банкротом). Решением от 25.07.2024 Волова А.С. признана банкротом, введена процедура реализации имущества, финансовым управляющим утвержден Джамгурчиев Руслан Аликович. Уполномоченный орган обратился в суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 155 551 руб. 57 коп., из которых во вторую очередь реестра просил включить 57 888 руб. 90 коп. задолженности по страховым взносам. В подтверждение наличия задолженности по страховым взносам представлены расчеты страховых взносов, пеней, налоговое уведомление от 24.07.2024 № 23840403, требование от 22.02.2024 № 4997. В пункте 14 Обзора от 20.12.2016 указано, что требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит удовлетворению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы. При этом, как указано в ответе на вопрос 2 раздела «Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике» Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 за 2017 год, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017 (далее - Обзор от 12.07.2017 № 3), указанный специальный режим удовлетворения, установленный для погашения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, не применяется в отношении иных страховых взносов в Российской Федерации (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, на обязательное медицинское страхование). Так, по общему правилу, требования об уплате задолженности по другим страховым взносам в Российской Федерации, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, относятся к пятой очереди удовлетворения текущих платежей, а задолженность, не являющаяся текущей, подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника. В связи с внесением изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 14.07.2022 № 239-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» и Федеральный закон от 14.07.2022 № 237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») с 01.01.2023 установлен единый тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на обязательное медицинское страхование. Однако правовая природа отдельных видов обязательных страховых взносов не изменилась, само по себе установление единых тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности не является основанием для изменения установленной законом очередности удовлетворения требований, а только оптимизирует процесс внесения всех социальных взносов единым платежом. При этом размер единого тарифа страховых взносов, действующий с 01.01.2023, равен сумме тарифов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование и на обязательное медицинское страхование, действовавших до 31.12.2022 включительно. Как правильно отметил суд первой инстанции, в настоящее время существует четыре вида обязательного страхования, все они сохранили самостоятельное значение, а действующее законодательство позволяет произвести расчет суммы страхового взноса, подлежащей направлению на формирование бюджета фонда пенсионного страхования. Согласно статье 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» сумма страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию представляет собой долю единого тарифа. Кроме того, согласно пункту 11 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации «Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов» положения пунктов 8 - 10 названной статьи не распространяются на исполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов лицами, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве); принадлежность денежных средств в указанном случае определяется в соответствии с Законом о банкротстве. Таким образом, суды правомерно, руководствуясь положениями пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве и правовыми позициями, изложенными в пункте 14 Обзора от 20.12.2016 и в Обзоре от 12.07.2017 № 3, отнесли спорную сумму к третьей очереди удовлетворения. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, получили правовую оценку судов и не опровергают их выводы. Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых определения и постановления. Нормы материального права применены судами верно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено. С учетом изложенного основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют. Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л : определение Арбитражного суда Архангельской области от 24.01.2025 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2025 по делу № А05-7502/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.
|