Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Журавлевой О.Р., Соколовой С.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Ярд Приоритет Групп» Казакова И.В. (доверенность от 14.11.2023 № Я/14-11/23), рассмотрев 01.09.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.02.2025 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2025 по делу № А56_81441/2024, у с т а н о в и л: Центральная акцизная таможня, адрес: 1029240, Москва, Яузская ул., д. 8, ОГРН 1027700552065, ИНН 7703166563 (далее - Таможня), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Ярд Приоритет Групп», адрес: 197229, Санкт-Петербург, Лахтинский пр., д. 131, лит. А, часть помещения 21, раб. место 1, ОГРН 1217800046672, ИНН 7804681360 (далее - Общество), 2 932 500 руб. утилизационного сбора, 1 093 651 руб. 44 коп. пени по состоянию на 05.07.2024, а также пени, подлежащих уплате до момента фактического исполнения денежного обязательства. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Калининградская областная таможня, адрес: 236016, Калининград, Артиллерийская ул., д. 26, стр. 1, ОГРН 1083925999992, ИНН 3906190003. Решением суда от 17.02.2025, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2025, в удовлетворении заявленного Таможней требования отказано. В кассационной жалобе Таможня, указывая на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель кассационной жалобы настаивает на наличии у Общества обязанности по уплате утилизационного сбора. По мнению Таможни, судами неверно применены положения статьи 24.1 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», содержащие закрытый перечень транспортных средств, в отношении которых не уплачивается утилизационный сбор. В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. От Таможни и Калининградской областной таможни поступили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителей. Представители Таможни и Калининградской областной таможни в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы. В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы. Как следует из материалов дела и установлено судами, гусеничный мини-экскаватор, полноповоротный, бывший в эксплуатации, 2004 года выпуска (самоходная машина) был помещен под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в 2012 году по декларации на товары (далее - ДТ) № 1009200/270412/0010920. Паспорт самоходной машины на мини-экскаватор выдан 28.04.2012. Обществом в 2021 году подана ДТ № 10009100/130921/0139881 с целью помещения гусеничного мини-экскаватора под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Таможня направила в адрес Общества письмо от 01.07.2022 № 13-12/16570 о необходимости уплаты 2 932 500 руб. утилизационного сбора. В связи с нарушением сроков уплаты утилизационного сбора таможенным органом также начислены пени по состоянию на 05.07.2024 в размере 1 093 651 руб. 44 коп. В связи с отсутствием уплаты утилизационного сбора и пени Таможня обратилась в арбитражный суд с настоящим иском. Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), установив факт помещения мини-экскаватора под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в 2012 году и оформления паспорта самоходной машины 28.04.2012, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), Федерального закона от 28.07.2012 № 128-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания утилизационного сбора, в связи с чем отказал Таможне в удовлетворении заявленного требования. Суд апелляционной инстанции, в соответствии со статьей 268 АПК РФ повторно рассмотрев дело, оценив представленные доказательства, исследовав позиции сторон, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы. Обязанность уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, ввозимых или производимых на территории Российской Федерации, установлена Федеральным законом от 28.07.2012 № 128-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и статью 51 Бюджетного Кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 128-ФЗ) путем введения в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) статьи 24.1 «Утилизационный сбор». Указанный Закон вступил в силу с 01.09.2012, при этом частью 2 статьи 3 Закона № 128-ФЗ предусмотрено, что действие положений статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ (в редакции Закона № 128-ФЗ) не распространяется на колесные транспортные средства, на которые паспорта транспортных средств выданы до дня вступления в силу Закона № 128-ФЗ. Федеральным законом от 29.12.2015 № 392-ФЗ «О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 392-ФЗ) с 01.01.2016 в перечень объектов обложения утилизационным сбором помимо колесных транспортных средств (шасси) включены самоходные машины и прицепы к ним. При разрешении настоящего спора суды учли указанные положения и исходили из неправомерности придания обратной силы закону, устанавливающему утилизационный сбор, невозможности распространения обязанности по уплате утилизационного сбора на самоходные машины, паспорта на которые выданы до даты введения в действие такого сбора. Судами установлено, что мини-экскаватор был помещен под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в 2012 году по ДТ № 1009200/270412/0010920. Паспорт самоходной машины на мини-экскаватор выдан 28.04.2012. Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у Общества обязанности по уплате утилизационного сбора в отношении мини-экскаватора. Суд кассационной инстанции полагает, что обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено. С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.02.2025 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2025 по делу № А56-81441/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу Центральной акцизной таможни - без удовлетворения.
|