Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92



8

А56-108536/2024



071/2025-44886(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

01 сентября 2025 года

Дело №

А56-108536/2024

     
     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Савицкой И.Г.,  
     при участии от публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго»  Абрамовой Д.И. (доверенность от 08.06.2024 № 251-24), Шержинской М.А. (доверенность от 20.06.2024 № 227-24),
     рассмотрев 27.08.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2025 по делу № А56-108536/2024,
     
                                                    у с т а н о в и л:
     
     публичное акционерное общество «Россети Ленэнерго», адрес: 197349, Санкт-Петербург, ВТГ МО Озеро Долгое, Геккелевская ул. .д.21, лит.А, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - Общество, сетевая организация) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953 (далее - УФАС, Управление) от 15.10.2024 № 078/04/9.21-1367/2024 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 600 000 руб. штрафа.
     Решением суда от 16.12.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.04.2025, заявление Общества удовлетворено, оспариваемое постановление УФАС от 15.10.2024 № 078/04/9.21-1367/2024 признано незаконным и отменено ввиду малозначительности совершенного правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ).
     В кассационной жалобе Общество просит изменить мотивировочную часть обжалуемых судебных актов и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным постановления УФАС по иным основаниям - в виду отсутствия события правонарушения. Податель жалобы указывает на неправомерное вменение и привлечение к ответственности за нарушение пункта 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения, Правила № 861, Правила), определяя в качестве события - непроведение сетевой организацией своевременного перерасчета произведенной заявителем оплаты за технологическое присоединение в связи с предоставлением документов, подтверждающих право потребителя на льготное подключение. Общество также полагает, что еще одним основанием для признания постановления незаконным является истечение срока давности привлечения к ответственности, который надлежит исчислять с даты заключения договора на технологическое присоединение, определяющим условия внесения платы.
     В судебном заседании представители Общества поддержали доводы жалобы.
     Представители УФАС, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как видно из материалов дела и установлено судами, по результатам внеплановой документарной проверки, проведенной по требованию Прокуратуры Санкт-Петербурга от 23.08.2024 № 21-708-2024/ТребС604-4, УФАС установлен факт нарушения Обществом пункта 17 Правил № 861, выразившегося в нарушении порядка заключения договора технологического присоединения № 23-054221-100-047 к электрическим сетям объекта, расположенного по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский муниципальный район, Аннинское сельское поселение, дер. Пигелево, кадастровый номер: 47:14:0501006:229 (далее - Объект), заключенного между Обществом и гр. Попукайло О.Л.
     В ходе антимонопольного расследования Управление установило, что между Обществом (сетевая организация) и Попукайло О.Л. (потребитель) 21.09.2023 заключен договор № 23-054221-100-047 об осуществлении технологического присоединения (далее - Договор) максимальной мощности величиной 15 кВт для электроснабжения Объекта.
     Согласно пункту 13 Технических условий к Договору срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев с даты его заключения, то есть до 21.03.2024.
     Стоимость услуги по подключению Объекта для потребителя составила 88 433,19 руб. (в минимальном размере) при применении тарифной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности, установленной приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 29.11.2022 № 541-п.
     Потребителем в день заключения Договора 21.09.2023 осуществлен авансовый платеж за подключение Объекта в размере 26 529,96 руб. (30% от оплаты), а через несколько дней после этого от потребителя через личный кабинет поступило первое обращение от 24.09.2023 № О-23-061506 по вопросу изменения цены Договора, в обоснование которого было указано на наличие льготы по оплате как многодетной семьи с приложением соответствующего свидетельства.
     В отсутствие перерасчета потребитель внес оплату в полном объеме и через личный кабинет направил повторные обращения от 27.09.2023 № О-23-062609 и № О-23-062610 (с приложением свидетельства о статусе многодетной семьи) и от 08.11.2023 № О-23-073024 с просьбой изменения цены Договора ранее изложенной 24.09.2023 в обращении № О-23-061506.
     Общество выполнило свое обязательство по технологическому присоединению Объекта к электрическим сетям в установленный в Договоре срок - 07.03.2024.
     Спорный вопрос об изменении условия Договора в части корректировки цены подключения Объекта разрешен сторонами только чрез год (09.09.2024) путем заключения соответствующего дополнительного Соглашения № 1.
     По факту длительного невыполнения возложенной на сетевую организацию обязанности по урегулированию условий Договора в виде применения льготной ставки (нарушение абзаца 19 пункта 17 Правил № 861) при соблюдении потребителем абзаца 20 пункта 17 Правил, Управлением 09.10.2024 составлен протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого вынесено постановление от 15.10.2024 о назначении административного наказания по делу № 078/04/9.21-1367/2024 об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде 600 000 руб. штрафа.
     Суд первой инстанции исследовал и оценил доказательства и доводы, представленные участниками спора, установил обстоятельства дела и пришел к выводу о доказанности события и состава правонарушения, но при этом счел возможным (с учетом конкретных обстоятельств и правовых последствий правонарушения - выполнения работ по подключению Объекта в срок) признать правонарушение малозначительным и освободить Общество от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ.
     Суд апелляционной инстанции повторно рассмотрел дело и согласился с выводами суда первой инстанции.
     Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
     Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 205, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 207, 210 АПК РФ).
     В силу части 1 статьи 9.21 КоАП РФ противоправным признается нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
     Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
     Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным (пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003      № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).
     Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации (пункт 1 Правил).
     Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил).
     Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (пункт 3 Правил).
     Общество не оспаривает, что является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц к электрическим сетям.
     По результатам административного расследования антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о нарушении сетевой организацией требований Правил № 861.
     Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с заявителем - физическим лицом, обратившимся в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и физическим лицом, в сроки, установленные рассматриваемыми Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил № 861).
     Согласно пункту 16 Правил № 861 договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 (шесть) месяцев.
     В рассматриваемом деле спорным вопросом не является срок подключения Объекта (пункт 16 Правил) - такой срок сетевой организацией соблюден и фактическое присоединение Объекта выполнено Обществом 07.03.2024 (при сроке по Договору 21.03.2024), а несоблюдение пункта 17 названных Правил.
     В силу пункта 17 Правил № 861 в отношении категорий заявителей, указанных в абзацах одиннадцатом - девятнадцатом настоящего пункта, в случае представления заявителем документов, оформленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (исполнительным органом субъекта Российской Федерации, управомоченным им государственным учреждением, органом местного самоуправления), подтверждающих соответствие заявителя категории, установленной абзацами одиннадцатым - девятнадцатым настоящего пункта, при присоединении энергопринимающих устройств заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, плата за технологическое присоединение объектов микрогенерации, в том числе за одновременное технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов микрогенерации, и энергопринимающих устройств заявителей - физических лиц, максимальная мощность которых не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), определяется в размере минимального из следующих значений:
     - стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением стандартизированных тарифных ставок;
     - стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением льготной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности, которая устанавливается в отношении всей совокупности таких мероприятий в размере 1000 рублей за кВт уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для соответствующих случаев технологического присоединения (далее - льготная ставка).
     Исходя из вышеизложенного, определение стоимости подключения является существенным условием для заключения Договора, а для категорий заявителей, указанных в абзацах 11-19 пункта 17 Правил, подлежит применению льготная ставка. При этом согласно свидетельству от 31.08.2023   № 746 (далее - Свидетельство) заявитель относится к категории граждан, упомянутых в абзаце 19 пункта 17 Правил, поскольку имеет статус многодетной семьи.
     Соблюдение потребителем абзаца 20 пункта 17 Правил № 861 и выполнения с его стороны условий Договора (так же и в части оплаты) сетевой организацией не отрицается, равно как и получение после заключения Договора от потребителя Свидетельства, подтверждающего право на льготу.
     Однако Общество не согласно с наличием события правонарушения, в виду того, что потребитель это Свидетельство не представил до момента заключения Договора, как следствие Договор был подписан и исполнен на указанных в Договоре условиях (в том числе относительно спорного размера оплаты подключения).
     Управление и суды удостоверились в том, что через несколько дней после заключения Договора от потребителя поступили заявления от 24.09.2023                       № О-23-061506 и от 27.09.2023 № О-23-062610 с приложением документов, подтверждающих наличие льготы по оплате (статуса многодетной семьи). В виду бездействия сетевой организации и не получения желаемого для себя результата, 08.11.2023 потребителем было направлено аналогичное заявление за № О-23-073024 с тем же самым подтверждающим документом.
     Общество в период с 20.09.2023 по15.05.2024 вступило с потребителем в длительную переписку о невозможности произвести перерасчет по причине непредставления такого документа до момента подписания Договора, с предложением расторжения Договора.
     Дополнительное Соглашение № 1 от 09.09.2024 об изменении условий Договора (в части цены) и перерасчет размера платы за технологическое присоединение Объекта произведен только после проведения УФАС внеплановой документарной проверки, а также после возбуждения административного дела № 078/04/9.21-1367/2024. Излишне перечисленные денежные средства по Договору возвращены потребителю 24.10.2024.
     Следовательно, сетевая организация выполнила ненадлежащим образом возложенные на нее абзацем 19 пункта 17 Правил № 861 обязательства по согласованию условий Договора в части определения платы за технологическое присоединение объектов (с учетом наличия подтвержденной льготы и необходимой корректировки) только после антимонопольного принуждения, путем подписания дополнительного Соглашения № 1 от 09.09.2024, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
     Приведенные причины о прямом запрете (абзац 2 пункт 23 Правил) сетевой организации в процессе исполнения Договора производить перерасчет оплаты по льготным основаниям являются некорректными, поскольку упомянутое ограничение напрямую связано с вносимыми изменениями в Технические условия, тогда как в нашем случае необходимость внесения каких либо изменений вовсе отсутствовала. Более того, какие причины препятствовали сразу после исполнения 07.03.2024 Договора произвести корректировку, а не ждать полгода, сетевая организация не приводит.
     Объективных причин для признания Общества (как профессионального и сильного субъекта в рамках исследованных правоотношений) невиновным у судов не имелось; нарушение Обществом пункта 17 Правил связано с непринятием им всех разумных и адекватных мер к своевременному внесению существенных изменений в условия Договора (в части корректировки цены подключения для потребителя), при доказанности судом соблюдения потребителем абзаца 20 пункта 17 Правил (предоставления документального обоснования получения установленной федеральным законом льготы).
     При изложенных обстоятельствах и доказательствах, вывод судов о наличии события и состава вмененного Обществу правонарушения основаны на требованиях статей 1.5, 2.1, 9.21 КоАП РФ, критериях виновности юридического лица как коллективного субъекта права, обладающего иными, нежели физическое лицо, возможностями для соблюдения требований публичного правопорядка.
     Квалификация УФАС и судами совершенного Обществом административного правонарушения как повторного (часть 2 статьи 9.21                КоАП РФ) обусловлена обстоятельствами дела, имеющимися в деле доказательствами; в рамках кассационного производства повторность деяния не оспаривается, как не оспаривается со стороны Управления вывод о признании совершенного правонарушения малозначительным.
     Выводы судов о малозначительности правонарушения нельзя признать абстрактными; они основаны на оценке доказательств в порядке статьи                       71 АПК РФ и обусловлены отсутствием существенной угрозы охраняемым правоотношениям в конкретном случае, с учетом, в частности,  характера и степени общественной опасности, обстоятельств совершения правонарушения, отсутствия каких-либо негативных последствий для сторон (своевременного подключения Объекта), реальной угрозы охраняемым законом интересам государства и общества (применительно к пунктам 17 и 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004              № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»; далее - постановление Пленума ВАС РФ № 10).
     Суды соотнесли в данном случае достижение превентивных целей административного наказания (статья 3.1 КоАП РФ), обстоятельства совершения административного правонарушения и степень его общественной опасности.
     Положенные в обоснование кассационной жалобы доводы, проверенные судом кассационной инстанции в полном объеме, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой и апелляционных инстанций.
     Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
     Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
     
                                                   п о с т а н о в и л:
     
     решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2025 по делу № А56-108536/2024 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго» - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.Б. Мунтян

Судьи

Е.А. Аникина
И.Г. Савицкая