Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92


А66-18748/2024


928/2025-48878(1)


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

24 сентября 2025 года

Дело №

А66-18748/2024

     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Савицкой И.Г., Толкунова В.М.,
     рассмотрев 15.09.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 28.01.2025 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2025 по делу № А66-18748/2024,
     

у с т а н о в и л:

     федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области», адрес: 170100, г. Тверь, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 26, ОГРН 1026900559388, ИНН 6905006095 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Управления федеральной антимонопольной службы по Тверской области, адрес: 170100, г. Тверь, пл. Святого Благоверного князя Михаила Тверского, д. 5, ОГРН 1036900080722, ИНН 6905005800 (далее - Управление), от 11.11.2024 по делу № 069/06/99-1344/2024.
     Решением суда первой инстанции от 28.01.2025, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.04.2025, заявленное требование удовлетворено.
     В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить судебные акты, заявление Учреждения оставить без удовлетворения.     Податель жалобы считает доказанным нарушение Учреждением положений пункта 6 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
     Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.08.2025 рассмотрение кассационной жалобы отложено на 15.09.2025.
     Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.09.2025 произведена замена судьи Кудина А.Г. на судью Толкунова В.М. ввиду наличия оснований, предусмотренных статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
     В соответствии с положениями статей 156, 284 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Управления и Учреждения, извещенных надлежащим образом о времени и месте ее рассмотрения.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как установлено судами и следует из материалов дела, Управление на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе провело внеплановую проверку в отношении Учреждения на предмет соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении закупки у единственного поставщика услуг по оказанию первичной медико-санитарной помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
     По результатам проверки, антимонопольным органом на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе вынесено решение от 11.11.2024 по делу № 069/06/99-1344/2024, которым установлено нарушение требований пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе ввиду осуществления Учреждением закупки медицинских услуг у единственного поставщика в отсутствие к тому каких-либо оснований.
     Учреждение не согласилось с решением Управления и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
     Суды, сделав вывод о несоответствии решения Управления нормам действующего законодательства, удовлетворили заявление Учреждения.
     Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
     В соответствии с положениями Закона о контрактной системе одним из принципов, на котором основывается контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, является принцип обеспечения конкуренции (статья 6).
     Указанный принцип заключается в создании равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Закона № 44-ФЗ).
     Заказчикам, специализированным организациям, их должностным лицам, комиссиям по осуществлению закупок, членам таких комиссий, участникам закупок, операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок запрещается совершение любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона № 44-ФЗ).
     Согласно статье 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1).
     Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (часть 5 названной статьи).
     Применительно к требованиям, обозначенным в статье 8, части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, исполнением которых гарантируется реализация принципа обеспечения конкуренции, при выборе способа определения поставщика заказчику следует преимущественно обращаться к конкурентным способам. В то же время, как следует из части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе, осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) относится к неконкурентным способам и, с учетом изложенного, должно применяться в случаях, прямо обозначенных в законе, не подлежащих расширительному толкованию.
     В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в случае если работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, либо акционерным обществом, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
     В соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» медицинское обеспечение сотрудника полиции осуществляется в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или в иных медицинских организациях в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
     Такой порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 № 1563 «О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных средств, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, медицинской помощи и обеспечения их санаторно-курортным лечением».
     Данным постановлением утверждены Правила медицинского обслуживания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации и Правила оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения.
     Из пунктов 1 названных Правил следует, что медицинское обслуживание сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации осуществляется бесплатно в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации. При отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации (либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования) оказание медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации осуществляется в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения (с возмещением медицинским организациям расходов на оказание медицинской помощи территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с договором, заключенным между органом и медицинской организацией).
     Исключительность полномочий государственных учреждений здравоохранения по оказанию медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел закреплена и в Федеральном законе от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно частям 1 и 2 статьи 11 которого сотрудник имеет право на бесплатное получение медицинской помощи.
     Таким образом, названными нормами права установлено наличие исключительных полномочий по оказанию медицинских услуг сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации только медицинскими организациями Министерства внутренних дел Российской Федерации либо при их отсутствии - организациями государственной или муниципальной системы здравоохранения.
     В рассматриваемом случае Учреждение, руководствуясь положениями пункта 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, по результатам проведенной закупки у единственного поставщика, заключило с ГБУЗ «ГКБ № 6» государственный контракт от 22.10.2024 № 152 и с ГБУЗ «ГКБ № 1 им. В.В. Успенского» государственный контракт от 22.10.2024 № 153 на оказание медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
     Судами принято во внимание, что ГБУЗ «ГКБ № 6» и ГБУЗ «ГКБ № 1 им. В.В. Успенского» являются государственными лечебно-профилактическими учреждениями Тверской области и осуществляют свою деятельность в соответствии с решениями и приказами Министерства здравоохранения Тверской области. Согласно указанным контрактам осуществляется оказание как плановой, так и неотложной медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел, что, фактически, обеспечивает своевременное оказание им медицинской помощи при соблюдении вышеуказанных государственных гарантий. Суды также установили, что услуги по контрактам оказаны в полном объеме и надлежащим образом.
     С учетом изложенного арбитражные суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях Учреждения нарушений пункта 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ и правомерно удовлетворили заявленное им требование о признании недействительным оспариваемого решения Управления.
     Иное толкование подателем кассационной жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, не опровергают выводов судов.
     Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
     С учетом изложенного суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
     Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд  Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

     решение Арбитражного суда Тверской области от 28.01.2025 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2025 по делу № А66-18748/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления федеральной антимонопольной службы по Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.А. Аникина

Судьи

И.Г. Савицкая
В.М. Толкунов